Конспект урока русского языка на тему «Поиграем в слова: словарный состав речи»

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1927














Конспект урока русского языка на тему «Поиграем в слова: словарный состав речи»










Автор

Лукина Елена Валентиновна

воспитатель ГОУ детского сада №1927









г. Москва

2011

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.


Цели: продолжать знакомить детей с понятием – словарный состав речи, расширять активный и пассивный словарь; закреплять знание термина «Слово», знакомить с многозначностью слов, развивать речь детей, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческое воображение.

Планируемые результаты: адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, гак и им самим.

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»

Материалы и оборудование: иллюстрации детских мультфильмов, корзинка, игрушки.


Содержание организованной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А где вы были?, А на чем можно путешествовать?


Ответы детей сопровождаются рисунками (Шапокляк – на крыше поезда; Леопольд с мышатами – в автомобиле; Чебурашка с Крокодилом Геной -на плоту, Винни –Пух на самолете) Каждый из этих сюжетов дети комментируют.

Воспитатель: Скажу вам по секрету, куда отправились наши герои. Вы слышали когда-нибудь о городе, в котором есть дом игрушки, поляна игр, дом сказки. А вы не хотите взглянуть на такой городок?

Так что же вы сразу не сказали. Мы с вами отправимся в такой город.

2.Звучит песня на слова А.Усачева «Дорога- не тропинка». Дети под музыку проходят по кругу и останавливаются.

Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем по тропинке загадок (Загадки о многозначных словах):

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь. (Лук)

Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть. (Молния)

В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть. (Пузырьки)

Дети находят отгадки. Появляется иллюстрация, которая сопровождается словами.

Тропинка загадок бежит под мосток,

Все ближе и ближе «Играй - городок».

Воспитатель: Мы пришли на поляну игр. Смотрите-ка, корзинка. А что в этой корзинке?

3.Проводится игра «Достань слово из корзинки»

Прошла по городу молва,

Что будто новые слова

В корзинке этой есть.

Кто их найдет, тому и честь.

В корзинке лежат игрушки. Дети по одному подходят к корзинке. Достают свое «Слово» и называют его. Все вынутые из корзинки игрушки остаются на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Совсем уже мы подошли к нашему «Играй -городу». Мы с вами пойдем в гости. А в гости ходят с подарками. Сейчас мы подарим всем новую игру. Но сначала послушайте стихотворение.

Есть сладкое слово - конфета, 
Есть быстрое слово -  ракета. 
Есть кислое слово - лимон, 
Есть слово с окошком - вагон.

Есть слово колючее - ежик, 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово зеленое - ель, 
Есть слово упрямое - цель,

Есть книжное слово - страница, 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег, 
Есть слово веселое - смех. 
            М. Пляцковский

4.Новая игра называется «Угощаю»

Все становятся в круг. Пусть каждый вспомнит «Вкусное» слово, «положит» его на ладошку и «угостит» соседа. К примеру, мармелад.

Любите? Кладу его на ладошку и угощаю Катю. Она поблагодарит, съест мармелад и своего соседа угостит чем-нибудь другим.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, в корзинке – дыра. Все слова из нее рассыпались, растерялись. Ну-ка, найдем их.

5.Проводится игра «Слово на ладошке»

Я найду слова везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда. Играем в слово.


А, ну-ка, возьмем другую корзинку и будем собирать слова в нее. Давайте поищем слова. Где? На небе…

6. Итог. Вот мы и добрались до «Играй – городка». А по дороге в корзинку мы собирали слова.



Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1. Л. Е. Журова, Н.В.Дурова «Обучение дошкольников грамоте» М. «Школьная пресса» 2001

2. Н. В. Пикулева «Слово на ладошке» М. «Новая школа»1997


3. О. Емельянова «Загадки» http://www.olesya-emelyanova.ru


4. М. Пляцковский  «Какие бывают слова» http://verbalgames.narod.ru

5. Автор музыки к песням А.Пинегин. Песни: "Дорога не тропинка».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ