Конспект урока русского языка на тему "Познакомить со звуками [м], [м'], буквой М, м"

ГБОУ СОШ № 2107

Трунова Екатерина Игоревна

Разработка урока по обучению грамоте в начальной школе

Звуки [м], [м'], буква М, м

Тема: Познакомить со звуками [м], [м'], буквой М, м.

Цель: Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с новой буквой русского алфавита М и звуками, которые эта буква обозначает [м], [м'];

- научить выполнять звуковой анализ слов «мёд», «молоко», «Маша», «мяч», «мел», «самовар» использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа.

- создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами

- формирование умения выделять звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;

- закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах.

- Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

По развитию речи:

- развития речи, фонематического слуха.

- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

- уточнение или автоматизация артикуляции звуков [м], [м'];

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах

- развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звукобуквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;

- формирование номинативной функции речи;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.

Воспитательные:

- эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

- знают букву М, м; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа; умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

- читать слоги и слова с изученными буквами;

- читать текст вслух.

Оборудование:

- картинка «Утро в сосновом Лесу» И. Шишкин

-картинки для звукового анализа (мёд, молоко, Маша, мяч, мел, самовар)

- слоговая таблица для чтения слогов слияния

- лента букв









Ход занятия:

  1. Организационный момент (психологический настрой)

  2. Подготовка речевого аппарата:



А) Показ картинки «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина

C:\Users\Ekaterina\Desktop\4crli0-s5z.jpg

- Дети, посмотрите внимательно на картинку, что на ней изображено? (лес, деревья)

- А какое животное изображено на картинке? (медвежата, медведица)

- Как вы думаете, что делает медведица? (смотрит за медвежатами)

- Что делают маленькие медвежата? (играют, залезают на дерево, грызут кору)

Б) Прочитайте предложение:

Думал Мишка, сладок мед – вышло все наоборот.

(ребята, поделите предложение на слова и выделите в них новый звук, составьте звуковую схему слова медведь со своим соседом по парте)







В слове «медведь» два слога, первый слог –мед, второй слог – ведь,

ударение падает на второй слог.

Первый звук [м'] – он согласный, звонкий, мягкий

Второй звук [и] – он гласный, безударный

Третий звук [д] – он согласный, звонкий, твердый

Четвертый звук [в'] – он согласный, звонкий, мягкий

Пятый звук [э] – он гласный, ударный

Шестой звук [т'] – он согласный, глухой, мягкий



  1. Усвоение нового материала

А) Знакомство со звуками [м], [м'];

Б) Выделение звуков [м], [м'] и их характеристика (м - согласный, твердый звук, [м'] – согласный мягкий звук.)

Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме)

Соотнести рисунок и схемы:



C:\Users\Ekaterina\Desktop\med_dly_lica_ot_prushei1-100x100.jpgмёд








http://prodbazis.ru/Upload/product/545/%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%202,5%20%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8B%D0%B0%D1%8B%200,93%D0%BB_small.jpgмолоко















http://www.b2bexpo.ru/catalogue/gallery/thumb/1447608e04d4f9e00634b1f2b7ad444b.jpg мяч










http://antikvariat-armavir.ru/wp-content/uploads/2012/08/07-11-1024x1024-130787_298x298.jpgсамовар












http://globus56.ru/components/com_jshopping/files/img_categories/chalk_c1.jpg мел








http://ia122.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=411570299575&photoType=2 Маша









В) Введение буквы

(пропечатываем букву в тетради)



- На что похожа буква М?



Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.



Динамическая пауза (зарядка для глаз)



Г) Чтение слогов слияния по слоговой таблице

Давайте теперь попробуем прочесть слоги и слова с этой буквой. Правило чтения: если в слиянии видим и, я, ю, э, ь или е, ё то читаем мягко - [м'], а другие гласные – твёрдо.

Дети сначала читают гласную в слоге, а затем слог-слияние, например, а – ма, о-мо и т.д.

(МА, МУ, МО, МЫ, МИ, МЯ, МЁ, МЕ, МЮ, МЭ, МЬ) Молодцы. А теперь давайте попробуем вспомнить слова, которые начинаются с этих слияний. Ответы детей (например, мама, машина, молча, муравей, мышка, миска и т.д.)

Д) Чтение слов с пометами (на доске): целыми словами, выделяя ударный слог.

Е) Чтение текста

«У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят. Когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днем спит». (Е. Чарушин)

- Прочитайте текст

-Озаглавьте текст

-Почему вы его так озаглавили?

- О ком говорится в тексте?

-Прочитайте слова, в которых есть звук [м] и [м']

- Что делает сова по ночам?

- Назови пятое слово в первом предложении

- Найди слова в которых 2 слога, 3 слога, 4 слога

4. Закрепление

А) Пропечатайте в тетради последнее предложение (используйте 3 цвета: синий, красный, зеленый).

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какими звуками она обозначается?

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

-Что вызвало затруднение? Почему?

5. Итог

Новую букву помещаем на ленту букв.













































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ