Конспект урока русского языка на тему «Звук [Т]»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 17 «Сказка»

городского округа город Шарья Костромской области







Конспект урока русского языка на тему

«Звук [Т]»







подготовила

учитель-логопед

Николаева

Наталья Петровна








г.Шарья

2013 г.

Коррекционно – образовательные задачи:

1. Учить детей четко произносить звук [Т], давать правильную характеристику звуку.

2. Учить выделять на слух звук [Т] из ряда согласных, из обратных слогов, из слов (согласный в конце слова)

3. Продолжать учить делать звуковой анализ обратных слогов ОТ, АТ.

4. Закреплять умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, упражнять в образовании множественного числа существительных.


Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух


Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательность, умение давать справедливую оценку деятельности своих товарищей.


Оборудование: наборное полотно, предметные картинки на звук [Т], план-карта или мультимедийный проектор, маска, у детей: полоски-слово, пеналы с красными и синими квадратами, сигналы – символы, картинки – символы на звук [Т], магнитофон, запись «Космическая музыка», «Шум двигателя ракеты».

Ход



Этапы НОД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1

Психологический

настрой (создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка)

Приветствие детей, установление зрительного контакта.

Дети здороваются, знакомятся с обстановкой

2

Организационный

(организация направленного внимания)

Включаю музыку. (магнитофон)

- Дети, что вы слышите?

- Нравится она вам?

-А какая это музыка? Ее можно назвать космической.

-А хотите отправиться в космическое путешествие?

- А для чего люди отправляются в путешествия?

-А на чем можно отправиться в такое путешествие?

.

-Музыку.

Да.

-Можно.



- Да, хотим.

- Чтобы узнать что-то новое

- на самолет, корабле, лодке и т. д.

3

Мотивационно-побудительный

(формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах)

-На чем мы отправимся вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд.

-Что это?

Послушайте меня, я голосом выделю звук, о котором мы узнаем много нового в путешествии. Произношу утрированно ракет-т-та, нажимаю голосом на звук [Т]. В нашем путешествии от планеты к планете мы узнаем как правильно произносить звук, научимся его находить среди других звуков, слогов, выделять его в словах. И конечно в путешествии всегда нужен старший, кто поможет выйти из любой трудной ситуации, командир, я сегодня буду командиром вашего экипажа, а вы моим экипажем.

Занимайте свои места на ракете. (Щелчок на значке музыки на слайде 1)

Звучит шум запуска ракеты.

-Пристегнуть ремни, начинаю отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 СТАРТ (щелчок на свободном месте слайда для движения ракеты)






Это ракета.



.

-Звук [Т]













Дети садятся на стульчики.


Дети имитируют пристегивание ремнями, закрывают глаза.

4

Восприятие и усвоение новых и расширение имеющихся знаний и представлений


Работа с зеркалами

(дать представление о правильности произнесения звука, уточнить артикуляционный уклад, характеристику звука, звуковой анализ слогов АТ, ОТ)


Мы прилетели на первую планету, которая называется Планета Правильного Произношения.

Произнесите звук [Т] 3 раза.

Что нам помогает произносить звук [Т]?

Где находится язык?

Воздух проходит свободно?

Значит это какой звук: гласный или согласный?

Мы будем говорить про твердый звук. Это звук глухой или звонкий? Как определить?



Кто даст полную характеристику звуку [Т]?


Вот какой картинкой и сигналом мы будем обозначать звук [Т].


Кто догадался, каким квадратиком мы будем обозначать звук [Т]?



Давайте выложим на полосках схему слога АТ.

Сколько звуков я назвала? Назовите первый звук. Какой это звук гласный или согласный? Какой квадратик по цвету положим первым?

Назовите второй звук. Какой это звук? Кто даст полную характеристику этому звуку? Каким квадратиком обозначим этот звук?

Подобно схема слога ОТ,

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете. (Щелчок на значке музыки и следующий щелчок на свободном месте слайда для перемещения ракеты. Остановка музыки нажатием паузы на значке).





  • язык

-за верхними зубами

-нет

Дети произносят звук 3 раза.

- язык

- стучит за верхними зубами


- согласный


- положить ладошки на уши, руку на горлышко


- согласный, твердый, глухой


Дети знакомятся с картинкой и сигналом со звуком [Т].

- синим




. Игра «Внимательные ушки»

(выделение звука [Т] из ряда звуков, слогов, слов)

Следующая планета – Планета Внимательных ушек.

Я называю разные согласные звуки, а вы когда услышите звук [Т], хлопните в ладоши.

Я называю слоги со звуком [Т], а вы когда услышите звук [Т], поднимите картинку вверх.


Я называю слова, дети определяют наличие звука в слове:

ДОМ, КОТ, ВАЗА, БИНТ, ВИНТ, МАК, ХВОСТ, БУКЕТ, МАМА, ЛИСТ.

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете. (Щелчок на значке музыки и следующий щелчок на свободном месте слайда для перемещения ракеты. Остановка музыки нажатием паузы на значке).








Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Т].


Дети поднимают картинку, когда услышат звук [Т].

Дети поднимают сигнал со звуком [Т], когда слышат слово с нужным звуком.

5

Динамическая пауза (смена вида деятельности, предупреждение утомляемости)

Мы прилетели на следующую планету - Планету Слогов.

Игра «Делай как я»:

ТА-ТА-ТА – я везу кота;

ТУ-ТУ-ТУ - помоги коту;

ТЫ-ТЫ-ТЫ - сметану съели всю коты;

ЕТА-ЕТА-ЕТА – быстрая ракета

Звучит музыка. (Щелчок на значке музыки)

-Пристегните ремни, летим к следующей планете. (Щелчок на свободном месте слайда для перемещения ракеты. Остановка музыки нажатием паузы на значке).



Дети повторяют за логопедом слоги и выполняют движения.


Игра «Повтори за мной» (развитие фонематического слуха, слухо-речевой памяти)

Следующая планета называется – Планета Повторялок.

Я называю слоги - вы за мной повторяете.

ТА-ТА-ТУ; ТА-ТУ-ТУ: ТА-ТО-ТЫ; ТА-ТЫ-ТЭ, АТ-АТ-ОТ.

Звучит музыка.(Для этого надо сделать щелчок на значке музыка)

-Пристегните ремни, летим к следующей планете. (Щелчок на свободном месте слайда для перемещения ракеты. Остановка музыки нажатием паузы на значке).





Дети прохлопывают и проговаривают слоги.


Упражнение «Договори последний звук [Т]»

(привлечение внимания к выделению последнего звука)

-Это Планета ИГР. На ней мы задержимся подольше.

Выставляю картинки на наборное полотно, [Т] БИН.., ВИН.., БАН.., ЗОН.., ЛИС.., БУКЕ..

Следующая игра на этой планете называется «Раз, два, три»

Дети договаривают звук [Т]: БИНТ, ВИНТ, БАНТ, ЗОНТ, ЛИСТ, БУКЕТ


Игра «Раз, два, три» (развитие внимания, памяти)

Показываю на картинки в определенном порядке и говорю: - «Раз, два, три»



Дети называют картинки в том порядке, в котором я показала. (3-4 ребенка)


Упражнение «Мишка – хвастунишка»

(упражнение на образование родительного падежа множественного числа существительных)

На столах разложены картинки с изображением предметов. БАНТ, САЛАТ, ПАКЕТ, КУСТ, КОТ, ЛИСТ, БИНТ, ХВОСТ, БУКЕТ.


Звучит музыка. (Щелчок на значке музыки)

-Пристегните ремни, летим к следующей планете. (Щелчок на свободном месте слайда для перемещения ракеты. Остановка музыки нажатием паузы на значке).

Один ребенок в маске подходит и хвастает: У тебя бант, а у меня в берлоге много таких бантов. (3-4 ребенка)


Работа с предложением

(упражнение на составление предложений с использованием заданного слова)

А это Планета Предложений. Составьте, пожалуйста, любое предложение со словом, где есть звук [Т]. Сосчитайте, сколько слов вашем предложении.


Звучит музыка.(Щелчок на значке музыка)

-Пристегните ремни, летим в детский сад на планету Земля. (Щелчок на свободном месте слайда для перемещения ракеты. Остановка музыки нажатием паузы на значке).



Дети составляют предложения, коллективно считают количество слов в предложении.


Рефлексивный


Итог, оценка деятельности детей. (воспитание доброжелательности, развитие навыков самоконтроля, получение обратной связи от детей)

С успешным вас возвращением!

Вам понравилось наше путешествие?

Какой звук мы научились правильно произносить?

Что нового мы узнали в путешествии?

Посещение какой планеты вам понравилось больше всего?

Чьи ответы понравились больше всего Соне? Владику? Кириллу? Спасибо вам за интересное и полезное космическое путешествие! Вы были дружным и надежным экипажем, который показал слаженные действия всей команды. С вами можно отправляться в длительные путешествия.

Да, понравилось.


Список использованной литературы



  1. Коррекция нарушения речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение", 2010.

  2. Смирнова Л. Н.,Логопедия в детском саду. Занятие с детьми 5-6 лет,издательство: "Мозаика - Синтез". Творческий центр сфера 2007

  3. Ткаченко, Т.А., Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – Санкт-Петербург : Акцидент, 1997.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ