Конспект урока русского языка по теме "Обобщение по разделу "Части речи"




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пришибинская ООШ»

С. Пришиб Енотаевского района Астраханской области








Конспект урока русского языка

во 2 классе

«Обобщение по разделу «Части речи»













Подготовила

Перепеченова Анжела Владимировна

Учитель начальных классов





С. Пришиб

2012г



Тема: Обобщение по разделу «Части речи».

Цели и задачи:

1. Образовательная:

создать условия для обобщения знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге как частях речи, об их лексических значениях и морфологических признаках.

2. Развивающая:

Создавать условия для развития орфографической зоркости, внимания, устной монологической речи.

3. Воспитательная:

Создавать условия для развития интереса к изучению русского языка.

Оборудование:  Картинный словарь со словами лисица, заяц медведь; сюжетные картинки, карточки с заданиями.

Ход урока.


1. Организация класса:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».



2. Актуализация опорных знаний:
-Мы закончили изучать очень важный раздел русского языка, который называется морфология. Разгадав кроссворд, вспомним, что изучает этот раздел. (Ключевые слова - части речи)

1. Вопрос, на который отвечают неодушевленные имена существительные. (что)
2. Слова, обозначающие действие предмета.
(глагол)
3. Слова, обозначающие предмет. (существительное)
4. Как называются имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы. (собственные)
5. Слова, обозначающие признак предмета ( прилагательные)
6. Что обозначают слова: веселый, большой, красный. (признак)
7. Слова, которые служат для связи слов в предложении.
( предлог)
8. И существительные, и прилагательные, и глаголы изменяются по… (числам)
9. Вопрос, на который отвечают имена прилагательные во множественном числе. (какие)




с

с







у

о

к

г

щ

б

п

п

а

л

е

с

р

п

р

к

ч

а

с

т

и

р

е

ч

и

т

г

т

в

л

и

д

и

е

о

о

в

е

а

з

л

с



л

и

н

г

н

о

л


т

н

а

а

г

а


е

о

т

к


м

л

е

е



ь


л

н

ь

о

н

е

о

е







- Что изучает наука морфология? (Части речи)


3. Введение в тему:
- В стране морфологии живут части речи. Однажды они поспорили, кто из них самый главный, кому быть королем Морфологии?
Имя Существительное сказало:
- Я – самая главная часть речи. Мои слова обозначают предмет, а вы только мои признаки и действия. А Предлог вообще ничего не обозначает.
- Ну и попробуй без меня обойтись! – обиделся Глагол. - Как без меня сказать, что весна наступила, а солнышко светит?
- И мои слова тоже важны, - сказало имя Прилагательное. – Как ты скажешь, что небо голубое, а река глубокая?
- А без меня, - сказал Предлог, - вообще правильно предложение не построить!
- Подумаешь! – возразило Имя Существительное. – Признак предмета, действие предмета! А как вы изменяетесь? Ты, Имя Прилагательное, всегда стоишь в том же роде, числе и падеже что и я. А ты, Глагол, обозначаешь действие стольких предметов, сколько я тебе укажу. Так что королем Морфологии буду я – Имя Существительное!
Долго еще спорили части речи, кто из них самый главный. Так и не пришли к согласию. Давайте поможем им разрешить спор: ответим на вопр
ос

4. Словарная работа: (картинный словарь с изображением лисицы, зайца, медведя)
- К предметам, изображенным на картинках подобрать подходящие



по смыслу глаголы. Что у нас получилось? (Лисица ищет. Заяц спрятался. Медведь ест. Нераспространенные предложения)
- Дополним предложения прилагательными: лисица какая? Заяц какой?
(Хитрая лисица ищет. Серый заяц спрятался. Медведь ест ягоды.)

- Что можно сказать об этих предложениях?
(Предложения стали распространенными). Можно ли их еще дополнить? ( Хитрая лисица ищет мышку. Серый заяц спрятался в кусты. Медведь ест сладкие ягоды.)
Запись предложений Разбор предложений по частям речи.
- Какие части речи были использованы в предложениях?
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Какие предложения получились образными, полными?
(Более образными стали распространенные предложения)
- Какие части речи дополнили предложения? (имя прилагательное)
- Какой вывод можно сделать? ( Имя прилагательное делает предложение более полным и образным)

5. Физминутка.

6. Работа с деформированными предложениями: (сюжетные картинки)
Из слов каждой строки составить предложение, объяснить пропущенные орфограммы, разобрать по частям речи.
К, звери, готовятся , з…ме.
Зап…сает, орехи, бурундук, кедровые.
Суш…т, белка, на, гр…бы, суч..ках.
- Можно ли только с одними существительными составить предложения? Почему?
( Нет. Имя существительное только называет предмет)
- А если составлять предложения только при помощи глаголов или имен прилагательных? Почему и в этом случае не получится предложения? ( Потому что не понятно, признак какого предмета и действие какого предмета обозначают прилагательное или глагол)
-Какой вывод можно сделать? (Для того, чтобы предложение получилось полным и правильным, нужны и существительное, и прилагательное, и глагол.)


7. Работа по развитию орфографической зоркости.
- Отличается ли это задание от предыдущего? Чем?
(В предыдущем упражнении нужно было из слов составить предложения, а в этом – исправить ошибки).

- Списать, исправив ошибки.

Потропе бежыт ёжык. Заним бежыт Леса. Но хищница срыжым хвостом не догонит зверка. Уежа есть убежыще. Вот он спрятался в свою нару. Там ёш скрылся отврага.

Проверка выполнения упражнения ( в парах).
- Какая часть речи появилась в этом упражнении?
(Предлог)

- Нужен ли предлог в речи? Для чего? (Предлог связывает слова в предложении по смыслу).
8. Рефлексия. Итог урока.
- Над какой проблемой работали на уроке?
( Определяли, какая часть речи самая главная)
- Что бы вы сказали Имени Существительному?
( Главных и важных частей речи в морфологии нет. Каждая част речи связана в предложении по смыслу и выполняет свои функции)
- Оцените свою работу, показав соответствующий смайлик.
Оценивание работы уч-ся учителем.


Список использованной литературы.

1. ЗеленинаЛ. М., Хохлова Т. Е. Русский язык 2 кл. ч. 2. М.: «Просвещение» 2010

2.Нефедова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку 2 класс. Издательство АСТ «Аквариум» 2000г
































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ