Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное» (средняя ступень обучения VIII вида)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное»


Название: Имя прилагательное

Учебный предмет: урок русского языка

Уровень образования школьников: средняя ступень обучения VIII вида.

Форма учебной работы: классно-урочная.


Цель урока - закрепить умение определять род и число имен прилагательных.


Тип урока:

Урок закрепления знаний, умений и навыков.

Метод ведения:

индивидуальный и дифференцированный метод обучения.


Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение распознавать имена прилагательные в тексте и определять их род и число и пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: развивать умение обосновывать правописания окончаний имен прилагательных, речь, внимание, творческое воображение и обогащать речь учащихся, правильно употреблять пословицы и фразеологические обороты.

Коррекционная: Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по

формированию речевой деятельности учащихся;

Воспитательная: воспитывать умение выслушать чужое мнение и умение доказывать правильность своего утверждения, прививать любовь к родному языку, его многозначности, образности.


Оборудование:

  • магнитофон

  • запись музыкальных произведений Вивальди «Зима», П.И.Чайковского “Декабрь. Святки”

  • таблица с алгоритмом

  • фото зимних пейзажей.

  • карточки для индивидуальной работы


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Звучит музыка Вивальди «Зима».


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз… И рады мы

Проказам матушки-зимы!


Кто автор данного стихотворения? (А. С. Пушкин)

Такой предстала перед нами зима в описании Пушкина.

А какой вы представляете себе зиму?


Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха. И сегодня на уроке мы будем говорить об этом сказочном времени года.


II. Повторение изученного материала.

Рассмотрим 2 текста А. С. Пушкина: (без прилагательных и с прилагательными.)


1. Под … небесами

… коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.


2. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.


Какой из 2х текстов даёт более яркую, более эмоциональную зимнюю картину? (2 отрывок)

Какая часть речи помогает в создании такой образной зимней картины? (Имя прилагательное)

Может ли речь существовать без имён прилагательных? Это мы сегодня узнаем на уроке.


Проверка домашнего задания

Открываем тетради, перед тем как начать писать, выполним следующие упражнения

(Упражнение, улучшающее состояние тонкой моторики и совершенствующее графические навыки).

Образец:


Нарисуем пружинку правой рукой, затем левой, а теперь глазами, сначала в левую сторону рисуем 6 пружинок, затем в правую сторону. (Упражнение для профилактики нарушения зрения).

Молодцы, а теперь записываем число, классная работа


Минутка чистописания.

Посмотрите на цепочку из букв и элементов букв


аяiiiiiяяwwwwоеvvvееlllllийfffffый

Какие необычные соединения вы заметили? Что они могут обозначать? Напишите красиво эти окончания. Обратите внимание на соединение букв.


III. Работа по теме урока.


Мы записали окончания имен прилагательных, давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные? От чего зависит род и число прилагательного? (вывешивается таблица «Изменение прилагательных по родам и числам»)

Отработка согласования имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Подберите к данным существительным прилагательные, определите число и род:

Снег (какой?)…., зима (какая?)….., небо (какое?)…., ребята (какие?)…..


Давайте составим с данными словосочетаниями предложения. На какую тему получились у нас предложения?


IV. Самостоятельная разноуровневая работа.


1 уровень

Январь – самый … месяц. Мороз рисует … узоры на стеклах. Все покрыто снегом. … солнышко играет лучами, но не приносит тепла. … детвора играет в снежки.

Слова для справки: красивые, веселая, яркое, суровый.

(Списать вставить имена прилагательные)


2 уровень

Наступила холодн… зима. Глубок… снег покрыл землю. Толст.. лед лежит на реках и озерах. Часто бывают трескуч… морозы.

(Списать, вставить окончания имен прилагательных)


3 уровень

Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём.

(Списать, подчеркнуть имена прилагательные)


V. Физминутка.

Зима – любимое время детворы. В какие игры вы любите играть зимой?

(Дети выполняют движения, имитируя лепку снежков).



VI. «Игра со снежками».

А вот на этих снежках я предлагаю выполнить работу, пока дети готовятся к ответу, учитель проверяет самостоятельную работу.

Задание на «снежках»:

  1. Что обозначает имя прилагательное?

  2. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

  3. Как изменяется имя прилагательное?

  4. Как можно определить род и число имен прилагательных?

  5. Назовите вопрос и окончания прилагательных мужского рода.

  6. Назовите вопрос и окончания прилагательных женского рода.

  7. Назовите вопрос и окончания прилагательных среднего рода.

  8. Назовите вопрос и окончания прилагательных множественного числа.

Опрос


VII. Домашнее задание.

С. 142 упр. № 234, списать стихотворение, выписать имена прилагательные и определить род и число.


VIII. Творческая работа.


Послушайте музыку П. И. Чайковского «Святки. Декабрь».

Опишите музыку именами прилагательными.


Слова для справок: очаровательная, загадочная, равнодушная, печальная, тоскливая, ужасная, тревожная, весёлая, игривая, лёгкая, воздушная, кружевная, задорная, спокойная, поэтическая, грустная, робкая, тревожная, зимняя.


Какую картину можно нарисовать, услышав эту музыку.

Многих поэтов и художников вдохновляли зимние картины. У вас на партах лежит небольшой рассказ о зиме, прочитайте его.


Прекрасен лес зимой. Деревья покрыты хлопьями снега. Все ветки в инее. Солнце освещает верхушки деревьев.


Вам понравился рассказ? Почему? (Нет описания, т.е. нет прилагательных)

В речи нужно использовать имена прилагательные, потому что именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.

Попробуем изменить, уточнить текст.


Лес (какой?), деревья (какие?), хлопьями (какими?), в инее (каком?), солнце (какое?)

Снежный, сонные, пушистыми, серебряном, зимнее.


Дети записывают к себе в тетрадь текст, используя прилагательные.


IX. Итог урока.

Сегодня на уроке мы повторили, какую часть речи? Мы используем имена прилагательные в нашей речи для описания и уточнения предмета. Имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде и числе. Имена прилагательные украшают нашу речь, передают впечатление, задают настроение.


Выставление оценок.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ