Открытый урок в 6 классе по УМК Е.А. Быстровой "Имя прилагательное" (Повторение)

Имя прилагательное (Повторение)

Открытый урок в 6 классе по УМК Е.А. Быстровой



Цель: повторение и обобщение изученного об имени прилагательном.

Задачи:

  • Систематизировать знания об имени прилагательном, полученные на уроках русского языка;

  • Закрепить ЗУН об имени прилагательном на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;

  • Продолжать развивать навык правильного написания имен прилагательных, определения грамматических форм, употребления их в речи;

  • Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.

  • Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.



Оборудование:

мультимедийный проектор,

компьютер,

карточки.


Ход урока:

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята, и ,наши гости, тоже здравствуйте! Сегодня у нас в гостях два необычных гостя, прибыли они к нам из XVIII века.

Сценка

П р а в д и н Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

М и т р о ф а н. Много. Существительна да прилагательна…

П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

М и т р о ф а н. Дверь? Котора дверь?

П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.

М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему ж?

М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

С т а р о д у м. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

М и т р о ф а н. И ведомо.

П р а в д и н. В грамматике он силен.


Ребята, сделайте вывод об образованности главного героя. О какой части речи он совсем не знает? А вы знаете, что это за часть речи? Какая часть речи может так себя охарактеризовать?


Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

(О. Головко)


Конечно, имя прилагательное. Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе, и в пятом классе, и в шестом классе. Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют тему «Повторение по теме «Имя прилагательное»). Итак, тема нашего урока Повторение изученного в 6 классе по теме «Имя прилагательное». Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему, используйте опорные фразы на доске:

1)Повторить …

2) Совершенствовать умение отличать …от … и правильно их ….

(Повторить изученный материал об имени прилагательном, совершенствовать умение отличать имена прилагательные от других частей речи и правильно их писать)

В речи всегда должно быть место прилагательным: они сделают наш мир ярче и интереснее. Но чтобы это произошло необходимо очень хорошо знать, что же это за часть речи, по каким законам она живёт, как с ней нужно обращаться.

А теперь начнём повторение.

На доске написаны слова: к...призный, ф..рфоровый, ..реховый, ..тветственный, м..лодичный, р..йонный, т..тарский.

Прочитайте слова вслух, какая орфограмма встречается в этих словах. Скажите, какой частью речи они являются? Вспомните, что такое имя прилагательное. Назовите разряды имён прилагательных. Приведите примеры.

Мы с вами говорили, что это словарные слова, и вы узнаете новое словарное слово, если правильно соедините первые буквы имён прилагательных, которые вы видите на доске, по формуле:

3К + 3ОТ + 1П

Посмотрите внимательно на формулу и скажите, первые буквы каких именно прилагательных вам надо соединить. (Надо соединить первые буквы 3-х качественных, 3-х относительных и одного притяжательного прилагательного). Обращаю ваше внимание, что менять предложенный порядок имён прилагательных нельзя. Какое слово у вас получилось? (Комфорт) Что такое КОМФОРТ? Найдите слово в толковом словарике в конце учебника. (Комфорт – это бытовые удобства, уют). Напишите слово комфорт, подчеркните орфограммы. Скажите, от каких именно удобств зависит состояние человека? Общее состояние человека во многом зависит от одежды. Разговор на эту тему мы продолжим, выполняя упражнение.

Упражнение 1 (на карточках)

Пустын ^□ жар тоже оказывает на него губительн воздействие.

Главн□ помощником в этом величайш освоении стала одежда.

Человече^□ тело – очень хруп^□ от природы организм.

(Не)измен^□ и важен оставалась её роль: защищать тело человека и создавать ему (не)обходим комфорт.

В течение веков одежда изменялась, улучшалась, становилась всё более практичн.

И всё-таки именно человек смог освоить все климатиче^□ зоны нашей планеты.

Даже (не)больш мороз способен за коротк время убить человека, оказавшегося без одежды.

Каждой группе предлагаются вопросы. Для ответа на каждый вопрос используйте материал текста. При необходимости дополняйте ответы своими примерами.

Вопросы для первой группы:

  1. У каких прилагательных имеется краткая форма?

  2. Каким правилом надо пользоваться. Чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

  3. Как определить, когда надо писать о, а когда - е после шипящих в окончаниях прилагательных?

Вопросы для второй группы:

  1. На какие группы делятся степени сравнения прилагательных? Как образуются степени сравнения прилагательных?

  2. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного в безударном положении?

  3. Как различить на письме суффиксы ск- и к- в именах прилагательных?

Вопросы для третьей группы:

  1. Как отличить прилагательное с приставкой не- от прилагательного с отрицательной частицей не-?

  2. Когда в именах прилагательных пишутся две буквы н, а когда – одна буква н?

Физминутка:

Учитель называет словосочетания яркое солнце, узкая тропинка, морозный день, глубокая река, тихий вечер, раннее утро, серебристый иней

а ученики должны:

    • маршировать, если имя прилагательное мужского рода,

    • руки в стороны, если имя прилагательное женского рода,

    • руки вверх, если имя прилагательное среднего рода.


Продолжим разговор об имени прилагательном, а также о комфорте, связанном с одеждой. Оказывается, накопленный за прошедшее время опыт, позволяет совершить революционный прорыв в области создания принципиально новых тканей для изготовления одежды. В чём заключается этот прорыв, вы узнаете, выполнив очередное упражнение. Какую орфограмму нам нужно вспомнить?



Упражнение 2:

Возможности современных тканей, из которых изготавливается специальная одежда, очень велики.

Есть ткани, которые в любых условиях поддерживают (санитарно)гигиенические нормы, реагируют на потоотделение, согревают и вентилируют хозяина.

Есть (цвето)чувствительные и (свето)чувствительные ткани, которые маскируются под окружающую местность и время суток.

Костюмы из специальных тканей предупреждают о (радио)активном облучении и (вирусно)химическом заражении.

Созданы (живо)творные ткани: они накапливаются и длительное время удерживают минеральные витамины.


Откройте учебник на странице 205. Давайте прочитаем стихотворение. Вы, конечно, заметили, что текст стихотворения состоит в основном из прилагательных. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с автором стихотворения? Дома попытайтесь написать небольшое сочинение, в котором расскажите, каким бывает ваш взгляд в зависимости от вашего настроения.


Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Дети отвечают

Ребята, вы согласны, что

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять


Я рада, что вы показали себя умными, заботливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Выберите из данных прилагательных то, которое охарактеризует, какие чувства и эмоции вызвал у вас урок. ( Интересный, занимательный, поучительный, скучный, нудный, весёлый, отвратительный, вредный, легкомысленный, ужасный),


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ