Конспект урока русского языка для 1 класса «Звук и буква Г»


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №53

г. Озерска Челябинской области










Конспект урока русского языка для 1 класса

«Звук и буква Г»




подготовила

учитель – логопед

Козменко Анна Викторовна









г. Озерск

2014

Цели:

  1. Закрепить правильное произношение звука [Г], [ГЬ].

  2. Познакомиться с буквой Г.

  3. Проводить звуко – слоговой анализ слов типа бумага, бумаги.

  4. Закрепить согласование прилагательных с существительными.

  5. Тренироваться в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

  6. Читать и печатать слова с буквой Г.

Оборудование:

  • предметные картинки: гуси, вагон, губы, нога, снегирь, гамак, голуби, гиппопотам, кот, газета, книга, иголка, сапоги, магазин, губка, гвозди, гвоздика, гиря, гнездо, кегли, горох, груша, флаги, сапоги, гитара, кофта, кухня, хобот, муха;

  • серия картинок с прилагательными голубой, -ая, -ое, -ые;

  • наборы для составления схем,

  • тетради,

  • карандаши,

  • демонстрационная карточка с буквой Г.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент – отгадывание загадки

(демонстрационные картинки «гусь и гусенок»):

«Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь,

Кто это?»... (гусь).

- Какой первый звук в слове «гусь»? [Г].

- Правильно. Сегодня на занятии мы повторим [Г] и выучим букву Г.

- Гусь – [г-г-г], а гусенок – [гь-гь-гь]


  1. Игра «Четвертый лишний» - игра с мячом:

журавли, аисты, голуби, скворцы

  • голуби

гусь, цапля, аист, орёл

  • гусь

паровоз, кукла, гиря, машина

  • гиря

карандаши, кисти, гитара, краски

  • гитара


  1. Характеристика звука, определение позиции звука в словах:

- Где спрятался звук в словах? – в начале слова

- Какой звук Г? – согласный, звонкий, твердый.

- Какой звук ГЬ? – согласный, звонкий, мягкий.

  1. Выделение заданного звука

  1. Игра «Поймай твердый звук» :

  • из слоговых рядов: га, ги, ка, ха, ге, ба, го, гу, гю, бу, ку, гё, гы, гло, гя, кло, клу, гла, глы…;

  • из ряда слов: голос, волос, гитара, гараж, погода, крокодил, гиппопотам, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, гитара, квартира, галстук;

  • из рассказа «Гуси»:

Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га – га – га». «Не бойся, Галя гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.

  1. Игра «Подари картинку Гале » - отбор предметных картинок на мягкий звук [ГЬ] и определить место звука в слове;

  2. Игра с мячом «Попугай»

га(1) – го(2)

гду(1) – гды(2)

гла(1) – гло(2)

агл(1) – огл(2)


  1. Физкультминутка. «За грибами» (Н. Нищева)

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

дети идут в хороводе

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

скачут стоя, срывая воображаемые грибы.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

идут вразвалку, затем топают правой ногой.


  1. Знакомство с буквой Г.

  • Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы Г в разрезной азбуке.

  • Стихотворение про букву Г:

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.


  1. Упражнения с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов:

  1. составление схем слов бумага (коллективно) и бумаги (самостоятельно); сравнение этих схем;

  2. выкладывание слов из разрезной азбуки (под схемами);

  3. определение количества слогов, составление схемы предложения.

  1. Согласование прилагательных в роде, числе и падеже Упражнение «Договори предложение»:

У Гали в косе (голубой бант). Мама купила Глаше платье с (голубым бантом ). Геля сшила (голубую блузку). А у Гали нет (голубой блузки), у неё (голубое платье). У Глаши на (голубой блузке) маленький (голубой бант). На утренник Глаши пришла в новой (голубой блузке), а Гали в (голубом платье). Мы все любовались Глашиной (голубой блузкой), и Галиным (голубым платьем). В шкафу рядом с нарядной (голубой блузкой) висит (голубое платье).

**Выделение слов со звуком [Г].


  1. Итог занятия.

  • Какой звук повторяли?

  • Какую букву выучили?

  • Дайте характеристику этому звуку?


  1. Домашнее задание: «Заполни таблицу».



Г




Определи твёрдость или мягкость звука

(г) в словах








Сколько слогов в слове?

-, - -, - - - .





Найди и обозначь место звука (г) в слове (начало, середина, конец)

символом
















Список использованной литературы


  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.

  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ