Конспект урока на тему «Звуки Д, Дь. Буква Д»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1551
СЗОУО г.Москвы
Конспект урока на тему
«Звуки Д, Дь. Буква Д»
подготовила
учитель-логопед
Юдина Евгения Анатольевна
г. Москва
2014
Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д.
Цели:
Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.
Развивать у детей фонематические процессы.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.
Оборудование:
Предметные картинки, в названии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.
Ход занятия.
1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове»
Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч.
2.Объявление темы:
Раздается стук из шкафа.
-Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя)
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами?
Дети отвечают.
Логопед:
-Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка).
- Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь.
-Молодцы! А теперь садимся на свои места.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
- Произнесите звук Д, подумайте, какой он.
- Почему он согласный? (воздух встречает преграду)
- Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)
- Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)
- Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)
4.Связь звука и буквы. Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.
Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Валентина Черняева «Азбука-запоминайка»)
5.Чтение слогов.
- Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано ( на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.
6.Звуковой анализ слогов, слов.
Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)
- Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:
Пальчиковая гимнастика:
На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
- Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит.
Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора).
Отдохнули, возвращаемся на свои места.
7.Составление схемы слов «дым», «день».
Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему.
8.Деление слов на слоги.
-Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок.
Молодцы!
9.Письменное задание (дополнительное).
Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.
Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.
10.Итог.
О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.
Кузя:
- Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!
Молодцы. Наше занятие закончено.
Д
Список использованной литературы
1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 160 с.
2. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет – М.:АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005г. – 112с.
3. Папка дошкольника: АБВГДЕ-йка – Киров: Весна-Дизайн, 2005г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Картинки - Автор и источник заимствования неизвестен
2. Пальчиковая игра «Дом на горе» http://detskij-dvorik.ru/stihiglavnaya/drugie-stihi/344-palichikovue-igru-i-stixi.html
3.«Веселая логоритмика» Е. Железнова ( «Цветочек»)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ