Конспект урока русского языка для 1 класса «С белым медвежонком на Северный полюс»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №18 «Рябинка»

города Омутнинска Кировской области







Конспект
урока русского языка для 1 класса

«С белым медвежонком на Северный полюс»











подготовила

учитель-логопед

Шумайлова Людмила Генадьевна








г. Омутнинск
2014



«С белым медвежонком на Северный полюс»

(лексико - грамматическое занятие в подготовительной группе (6-7 лет)

Задачи

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о жизни людей и животных на Севере.

Коррекционно - развивающие:

  • совершенствовать навыки образования относительных прилагательных;

  • развивать пространственные представления, закреплять навыки употребления в речи предлога «над»;

  • учить подбирать родственные слова;

  • развивать способность анализировать, устанавливать причинно - следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека. Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, мелкую моторику рук;

  • активизировать речевое общение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни людей, живущих в других климатических условиях;

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность;

  • обучать навыкам сотрудничества.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о Севере, о видах транспорта. Рассматривание плакатов, альбомов, чтение художественной литературы по теме. Упражнения по развитию мелкой моторики «Выложи фигуру (транспорт ) по образцу», «Обведи фигуру ( животные Севера)», лепка, рисование.

Оборудование:

Игрушки животных, глобус, атрибуты к сюжетной игре « Пилоты» (салон вертолета из стульчиков, наушники, лопасти, крупный конструктор для постройки хвоста вертолета, кусочки тканей, прозрачные бутыли с теплой водой).

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, дети! Дружат в нашей группе девочки и мальчики, а ваши пальчики?

Пальчиковая гимнастика « Дружба».

С вами мы подружим, маленькие пальчики – ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре – поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Пять – хлопок в ладоши.

Начинай считать опять: – поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре – руки вниз, встряхнуть кистями.

Мы закончили считать.

Основная часть.

Логопед. В нашей группе дружат и игрушки. (Внимание детей привлекается к игрушкам на ковре, между которыми стоит глобус.)

Зверята вместе решили поиграть мячом. Давайте посмотрим, что за мяч у них.

Дети. Это же не мяч, а глобус. Глобусом не играют. На глобусе можно увидеть разные страны, моря, горы.

Логопед. Я соглашусь с вами. Зверята не играют, а что-то стараются найти на глобусе. Глобус - макет нашей земли. На глобусе многое можно увидеть, даже наш город. Обозначим его флажком и увидим, где мы находимся (на глобус прикрепляется флажок). Посмотрите на наших гостей - зверят, подумайте, какое из этих животных лишнее?

Дети. Белый медвежонок. Он живет на Севере, а остальные животные живут в лесу.

Логопед. Правильно. Лисёнок, бельчонок, ежонок – живут в лесу. Какие это животные?

Дети. Лесные животные. А белый медвежонок – животное Севера.

Логопед. Зверята стараются найти на глобусе место, где живет медвежонок. Хотят ему помочь, но им трудно, они маленькие. А мы можем помочь медвежонку добраться до дома? (Дети соглашаются помочь и совершить путешествие на Север). Север находится далеко от нас, найдите его на глобусе. Прикрепим тоже туда флажок (Дети находят на глобусе Северный полюс). Нам предстоит не лёгкий, длительный путь. Как можно добраться до Севера? ( Высказывания детей – пешком, на транспорте, плыть по воде).

« Сложи транспорт» - игра с конструктором.

Логопед. Предлагаю вам выбрать самый удобный и быстрый транспорт. Но одно условие: мы будем пассажирами, то транспорт должен быть для нас каким? (пассажирским). Выложите разные виды пассажирского транспорта, а потом обсудим и выберем самый удобный. (Дети, стоя у столов, выкладывают разные виды транспорта из плоского конструктора. После выкладывания идет обсуждение: самолет или вертолет? Вертолёт удобнее, так как можно в полёте увидеть, что под нами).

Упражнение « Скажи по - другому».

(Дети забирают медвежонка и подходят к ковру. Обращается внимание на недостроенный корпус вертолёта, расположенные стульчики в два ряда).

Логопед. Вертолёт для нас почти готов. Но чего-то у него не хватает?

Дети. Нет пропеллера, кабины, хвоста. Нужно достроить. (Дети добавляют детали- 2 стульчика и штурвал для кабины, доски для крыльев, устанавливается пропеллер, выбираются пилоты).

Логопед. Все готово к полёту. Усаживаемся удобно, взлетаем. Над чем мы летим, посмотрите по глобусу?

Дети. Мы летим над лесами, над полями, над горами, над реками, над морями.

Логопед. Смотрите, медвежонку тоже интересно посмотреть, над чем мы летим, что внизу под нами. Он увидел и сказал: Вертолёт летит над поляной, где лес. Как можно сказать по- другому? Какая поляна?

Дети. Лесная. Вертолет летит над лесной поляной.

Логопед. Мы составили предложение с новым словом. Помогите еще медвежонку составить предложения.

Вертолёт пролетает над берегом, где река. Какой берег? ( Речной. Вертолёт пролетает над речным берегом).

Вертолет летит над вершинами, где горы. Какие вершины? ( Горные. Вертолёт летит над горными вершинами).

Вертолёт летит над полями, где снег. Какие поля? (снежные)

Экспериментально - игровая станция « Хочу много знать»

Логопед. Смотрите, под нами снега, значит скоро Северный полюс. Но я слышу сигнал из кабины пилотов, не хватает для полёта топлива. Нужно приземлиться и заправиться. А нам можно выйти из салона в обычной одежде? (Ответы детей).

Нам нужна теплая одежда, которая защищает от холода. Попросим её у жителей Севера. Одежду они шьют из шкур оленей. Из каких шкур шьют одежду? Надевайте тёплую одежду и выходите. Я вас приглашаю посетить интересную станцию. (Дети проходят к столам,

на столах бутыли с тёплой водой, кусочки ткани).

Логопед. Это экспериментальная станция, здесь можно провести разные опыты. Один опыт проведём и мы с вами.

Ребята, потрогайте друг друга за руки, прикоснитесь к щёчкам - вы тёплые? (ответы детей) А теперь представьте, что бутыли с тёплой водой это тело человека. Одежду для человека шьют из разных тканей, назовите ткани, которые здесь разложены (дети называют шёлк, шерсть, мех – шёлковая, шерстяная, меховая). Накладывая разные ткани на бутыли, определите - через какую ткань тепло не проходит (выбирается мех). Действительно, мех не пропускает тепло. Поэтому одежда для людей Севера шьётся из меха, в такой одежде не холодно: ни ветер, ни мороз не страшен (демонстрируется иллюстрация). Назовите одежду из меха? (меховая шуба, меховая шапка, рукавицы). Теплее всего одежда из оленьих шкур, её шьют в два слоя и мехом внутрь. А на ногах северяне носят унты - тёплые меховые сапоги.

Упражнение « Подбери красивое слово»

Логопед. Пора продолжать наше путешествие. ( Дети усаживаются в салон вертолёта, полёт продолжается). Смотрите, сколько снега, льда. Как назовем горы изо льда, какие горы? ( Ледяные). А день сегодня с морозом, какой день? (морозный). Дует сильный ветер. Значит день какой? (ветряный).

Упражнение « Семейка слов».

Логопед. Вот и белые медведи. (Обращается внимание на картину « Белые медведи»). Назовем их: папа…( медведь), мама… ( медведица), маленькие.. (медвежата). Наш друг - маленький… (медвежонок). Вот и вся его семья. Чья семья? ( Медвежья). Как можно назвать все эти похожие слова? ( Родственные слова). Попробуйте сами подобрать родственные слова к слову « снег». (Дети подбирают слова – снегопад, снеговик, снегурочка, снежинка, подснежник и др.)

Логопед. Приземляемся. Попрощаемся с медвежонком. Мы отпустим его к семье. А остаться с ним не сможем, это опасно. Белые медведи не любят, когда их беспокоят. Летим обратно.

Отвечайте хором на мои вопросы « Игра «Да, нет».

На Севере лежат снега? ( Да).

На Севере шумят листвой деревья? ( Нет).

Северное сияние бывает там? (Да).

Ежи живут на Севере? ( Нет)

Летом на Севере тает снег? (Нет).

Люди на Севере купаются в море? (Нет).

Белые медведи живут на Севере? ( Да).

Итог занятия.

Логопед. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие на Север. Какое оно было? Что интересного увидели? ( Ответы детей).

Вы настоящие друзья - помогли медвежонку, северному другу.

Давайте передадим тепло этой дружбы, пожмем друг другу руки.





Список используемой и рекомендуемой литературы.

  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика - Синтез, 2007.

  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.










6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ