Конспект урока на тему «Обогащение и активизация словаря»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59

г. Апатиты, Мурманская область






Конспект урока на тему

«Обогащение и активизация словаря»























подготовила воспитатель

Каминская Елена Ивановна






г. Апатиты

2014

Слово – основная единица языка, поэтому важнейшим условием развития речевой культуры детей с тяжёлыми нарушениями речи является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Тяжелые нарушения речи замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению познавательной активности, общего кругозора.
Поэтому коррекционная работа в специальном детском саду тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей.

У детей с ТНР выявляется недостаточность словарного запаса, нарушения грамматического строя и пробелы в фонематическом восприятии. Пассивный словарь шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений слов. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Развитие словаря (количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов) определяется первичной задачей обучения. Эта задача решается на занятиях, совместной деятельности ребёнка и педагога, индивидуальной работе.

Так как, на развитие детей-логопатов большое влияние оказывает окружающее их пространство, в группе создан центр коррекции речи, представляющий собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В этом речевом центре и ведётся основная работа по формированию словаря у детей с ТНР.

В средней речевой группе была создана модель развивающей предметно-пространственной среды «Речевая арена цыплёнка-фокусника». Так как оформление группы тематически связано с цирком, то и в Лого среде появился свой персонаж – цыплёнок - фокусник, который очень полюбился детям.

Одушевлённый персонаж задавал детям вопросы или отвечал на них, загадывал загадки, придумывал интересные истории, приглашал в гости друзей, преподносил неожиданные сюрпризы. Всё это вызывало у детей живой интерес, побуждало к речевой активности.

Для формирования и дальнейшего развития словарного запаса детей в речевом центре находятся:

  • Предметные картинки по лексической теме;

  • Дидактические игры;

  • Фотографии;

  • Плакаты;

  • Сюжетные картинки;

  • Картинки с последующим развитием сюжета;

  • Альбомы с демонстрационными картинами;

  • Схемы-планы для составления описательных рассказов;

  • Условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями).

  • Наборы мелких игрушек, соответствующих лексической теме;

  • Мини-музей.

Оформление внешней предметной среды многофункционально, легко трансформируется, что позволяет менять его при изучении новой лексической темы. Игры и пособия интересны и привлекательны, дети с удовольствием самостоятельно продолжают деятельность, предложенную педагогом.

В Лого среде ребенок находит все необходимое для развития словаря, «впитывает» правильную речь.

Лого среда оформляется согласно тематическому планированию по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей и, конечно же, обогащение и активизацию словаря.

С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи (уточнение, закрепление и активизация словаря по лексической теме) в речевом центре был организован мини-музей. Хочется рассказать об этой форме работы поподробнее.

Тема оформления музея соответствует лексической теме.

Музей одного образа («Парад Снеговиков», «Такой разный Дед Мороз», «Петушок – золотой гребешок», «Наш любимый медвежонок», «Приятного чаепития») были оформлены во время лексических тем «Зимние забавы», «Новогодние чудеса», «Домашние птицы», «Игрушки», «Посуда».

У детей с ТНР преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому обогащение словарного запаса детей происходило с помощью проведения игр с экспонатами музея.

Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому оно соответствует.
Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания экспонатов мини-музея знакомили детей с  новыми словами так, чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Экспонаты этих выставок помогли обогатить словарь детей прилагательными. Дети могли сравнить игрушки (большие - маленькие, толстые – тонкие, высокие – низкие). В их словаре появились слова: плюшевый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, меховой, старинный, красочный, разноцветный и многие другие.

Игра «Назови ласково» закрепляла умение придумывать слова с помощью суффиксов (снеговик - снеговичок, мишка – мишутка, чашка - чашечка и др.).

Для активизации глаголов просили подобрать к предмету всевозможные действия («Что можно делать с игрушкой?», «Что умеет делать медвежонок?»). Вопросы задавались таким образом, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица глаголов.

Дети-логопаты часто не понимают значение предлогов. Игра «Прятки» для упражнения в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около также проводилась с игрушками из мини-музея.

Выставки «Мамина шкатулка», «Золотые руки наших мам», где бабушки и мамы представили своё рукоделие, появились к празднику 8 Марта (лексическая тема «Наши мамы»). Очень плавно из пассивного словаря в активный перешли разнообразные части речи:

Имена существительные: изделия, кружева, вышивка, вязание, роспись, батик и др.;

Имена прилагательные: кружевные, вязаные, самодельные, расписные, чудесные, прекрасные и многие другие.

Глаголы: плести, вышивать, вязать, рисовать, создавать, дарить, любоваться и т.д.

Во время прохождения темы «Край, в котором мы живём» в логосреде появился музей камня «Каменный цветок» и дети узнали, каким может быть разным минерал, в честь которого назван наш город Апатиты.

Ко Дню Защитника Отечества в музее были выложены медали и ордена, военные документы, альбомы из личного архива, фотографии пап и дедушек, рассказывающие о военной службе.

Мини-музей располагается на небольшом двухъярусном подиуме размером 50см на 50см. К оформлению музеев привлекаются родители, «экспонаты», принесённые ребёнком из дома, приобретают определённую ценность в глазах сверстников. Детям хочется рассказать о них, а это ещё один шаг в освоении связной речи и обогащении словаря. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные возможности для развития речи, повышается эффективность воспитательного процесса.

Часто в Лого среде оформляем фотовыставки. Так как фотографии отображают реальный вид предметов и живых существ, они очень интересуют детей. Фотографии, соответствующие лексической теме, прикрепляются для рассматривания и составления рассказов на магнитной доске, которая находится на уровне роста детей.


Лексическая тема

Название фотовыставки

«Осень»

«Дары леса: грибы и ягоды»

«Комнатные растения»

«Сад на подоконнике»

«Листья разные бывают»

«Дикие животные»

«Кто живёт в лесу»

«Домашние животные»

«Мои друзья»


Родители также принимают активное участие в создании фотосессий.

Одной из новых форм по активизации словаря является просмотр мультимедийных презентаций. В группе создана медиатека по многим лексическим темам.

Новые впечатления расширяют лексический запас. В активном словаре появляются названия предметов и их действий; слова, обозначающие видовые и родовые обозначения, свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены; антонимы и синонимы, наречия. Ребенок обретает способность находить в своем словаре нужные слова, обозначающие конкретное понятие, связывать их для выражения определенной мысли и передавать собеседнику в грамматически правильном оформлении, позволяющем понять высказанную фразу.













Список использованной литературы:

  1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М., Просвещение,1981.

  3. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 56 с.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ