Конспект урока русского языка в 5 классе «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщаюшего слова»

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщаюшего слова»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Познавательные:

- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

Практические:

- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;

- начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;

- начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.


Технологическая карта урока


Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Планируемые результаты

УУД


Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Выбирают из предложенных смайликов тот, который соответствует их настроению, демонстрируют учителю.

Подготовка класса к работе.


Демонстрируют свое настроение.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года


Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.




Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)


Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)?

- Составьте устно предложения, используя данные слова?

- Что вызвало затруднение?

- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?

-Какой знак препинания вы поставите?

- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на стр. 174, §61.


Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.


Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)


Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 484

- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово предложения, запишите однокоренные слова к нему.

-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.


Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)


Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.







Учитель организует физминутку.






1.Работают с учебником (упр.483) в группе. Списывают предложения, добавляя однородные члены предложения к обобщающим словам. Составляют схемы предложений. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

2. Работают в паре, выполняя упр. 485

Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: времена года, растения, писатели, созвездия, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.


Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)









Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний


Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа):

1. По картинам А.М.Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы» и И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» (цветные вклейки учебника) составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2. Самостоятельная работа.

Выполнение упр. 487.

Составляют схемы предложений с однородными членами.

Выписывают из предложений глаголы – сказуемые с проверяемой безударной гласной в корне.






Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)


Рефлексия деятельности


Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.


Домашнее задание:

  1. Упр. 488.

Списать текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Составить схемы предложений с однородными членами.

  1. Упр. 489.

Учатся говорить на лингвистическую тему. Рассказывают об однородных членах по плану.



- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?



Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

  • Называют ключевые слова темы.


Выбирают смайлик своего настроения.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ