Конспект урока русского языка в 5 классе «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщаюшего слова»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщаюшего слова»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Познавательные:
- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова
Практические:
- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;
- начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;
- начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Технологическая карта урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбирают из предложенных смайликов тот, который соответствует их настроению, демонстрируют учителю.
Подготовка класса к работе.
Демонстрируют свое настроение.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)?
- Составьте устно предложения, используя данные слова?
- Что вызвало затруднение?
- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
-Какой знак препинания вы поставите?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на стр. 174, §61.
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 484
- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово предложения, запишите однокоренные слова к нему.
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :
Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли обобщающее слово.
Выберу нужный знак препинания.
.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физминутку.
1.Работают с учебником (упр.483) в группе. Списывают предложения, добавляя однородные члены предложения к обобщающим словам. Составляют схемы предложений. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.
2. Работают в паре, выполняя упр. 485
Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: времена года, растения, писатели, созвездия, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Организует деятельность по применению новых знаний
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа):
1. По картинам А.М.Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы» и И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» (цветные вклейки учебника) составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2. Самостоятельная работа.
Выполнение упр. 487.
Составляют схемы предложений с однородными членами.
Выписывают из предложений глаголы – сказуемые с проверяемой безударной гласной в корне.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Домашнее задание:
Упр. 488.
Списать текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Составить схемы предложений с однородными членами.
Упр. 489.
Учатся говорить на лингвистическую тему. Рассказывают об однородных членах по плану.
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
Выбирают смайлик своего настроения.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ