конспект урока русского языка в 5 классе ПИСЬМО
ГБОУ СОШ г. Москвы
«Школа здоровья» № 384 им. Д.К. Корнеева
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Письмо» (р/р)
Учитель: Дзюбенко Ольга Руслановна
Москва, 2012
Тема урока: «Письмо» (р/р)
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие “эпистолярный жанр”;
раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
познакомить с разными видами писем по цели общения;
ознакомить со смысловыми частями письма;
развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
показать роль общения в письме
научить составлению личного письма.
Развивающие:
овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
развитие образного и логического мышления путем составления письма;
развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
воспитывать культуру речи и любовь к языку, его красоте и многозначности;
воспитание грамотного адресата и адресанта.
приобщать к искусству слова.
Оборудование:
Для учителя
Для учащихся
презентация;
интерактивная доска
образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.
наглядный материал;
учебник русского языка;
конверты и бумага;
образец оформления конверта, опорная схема написания письма;
словари;
конверты;
бумага для писем
рабочие тетради;
ручки;
наградные значки за ответы
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний учащихся.
Изучение нового материала.
Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов урока. Д/з
Список источников информации:
1. Ладыженская Т.А. «Русский язык, 5 класс»
2. Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы
3. Ресурсы интернета (иллюстрации, материалы)
С.Я. Маршак «Почта»
Толковый словарь С.И. Ожегова, 26-е издание, изд. «ОНИКС» (пояснения слов и терминов)
Энциклопедия «Все обо всем»
Этапы урока
Содержание работы
Деятельность учащихся
1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление полученных знаний.
6. Подведение итогов урока. Д/з
- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.
Для начала я загадаю вам загадку:
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
- Правильно конверт, а что находится внутри?
(демонстрация конверта с письмом).
- Тема нашего урока: «Письмо» (слайд 1)
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.
- Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).
-За каждые правильные и развернутые ответы вы будите получать по «звездочке», набираете за урок больше 5 «звездочек», получаете оценку «5».
Слово учителя с элементами беседы
-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем?
Ответы детей.
- Почему возникла необходимость писать письма?
- Молодцы, все ответы верные.
-Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.
(слайд 2)
- Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию.
До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения.
Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми.
В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий.
Работа со словарями
- Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране: (слайд 3)
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
С. И.Ожегов.
Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.
-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране, слайд 4)
-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.
- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма.
Выступление подготовленных учеников (одно на выбор)
Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258,книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).
Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.
Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.
Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.
Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался“бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.
Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.
(слайд 5)
Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).
Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?
Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.
-Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е.написанных в форме письма.
-А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С. Я. Маршак.
(Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6)
Обучение написанию письма.
- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?
Ответы детей
- Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.
- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.
Объяснительный словарный диктант.
Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.
- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).
-Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью?
Ответы детей.
-Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.
Работа с учебником. Анализ текста.
А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма
Н. Островского к своей матери (упражнение 213 стр.88)
-К какому стилю речи относится текст?
-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)
Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.
-Основная мысль текста?
- О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.
Любое письмо строится по определенной схеме:
1. Зачин.
2. Основная часть.
3. Концовка.
(слайд 7)
-Зачин обычно начинается с обращения к адресату.
-Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?
-Каким словом обычно начинаем мы письма?
-Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах“здравие, здоровье”
-Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С прописной буквы).
-В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом.
-Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись.
- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.
-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать письмо?
-Используйте предлагаемые «формулы» приветствия и знакомства.
Здравствуйте!
Добрый день (вечер, утро)!
Привет!
Здорово!
Приветствую вас!
Разрешите (позвольте) вас приветствовать!
Рад Вас приветствовать!
Я приветствую вас от имени…
Добро пожаловать!
Моё почтение!
Салют! Хэлло!
Приветик!
Здравия желаю!
Давайте знакомиться!
Хочу с вами познакомиться!
Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться!
Разрешите представиться… Меня зовут…
Познакомьтесь, пожалуйста!
Прошу любить и жаловать!
Очень приятно с вами познакомиться.
В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну тем (по выбору). Темы на экране (слайд 9)
1. Письмо моей семье (маме, папе, бабушке, дедушке – можно в отдельности)
2. Письмо другу.
3. Письмо ветерану.
Физминутка (слайд 10)
Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!
- Прочитайте, кто желает, свои письма.
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Оформление конверта
-Письмо мы написали.
- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.
- Что при этом надо помнить?
- Почему так важно правильно подписывать?
-Правильно, значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.
-А что означает слово « адрес»?
Мы сегодня знакомимся с новыми словами (слайд 11)
Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения.
Адресат – нем.Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.
Адресант – нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.
Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.
(слайд 12)
- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).
-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила: (слайд 13)
1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.
2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.
Ф.И.О. отправителя в И.п.
Ф.И.О. получателя в Д.п.
3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)
-Давайте правильно подпишем конверты.
Объяснение (слайд 14,15,16)
-Сначала адрес отправителя.
-Теперь адрес получателя. Адрес нашей школы
-Оформим до конца конверт.
- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает?
Домашнее задание: написать письмо
(слайд 17)
- Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете кому-то другому, я не имею права их читать.
У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.
-Вы спросите: « О чём писать?». В этом году вы стали пятиклассниками. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас пожелания, предложения?
Работа с эпиграфом.
-Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы детей)
Подведение итогов урока. Оценки за урок.
-Ребята, чему мы сегодня научились?
- Зачем нужны письма? Можно ли обойтись без писем в наше время информационных технологий?
- Какова их роль в жизни человека? В чем их преимущество?
- А вы пишите письма? Кому? По какому поводу?
(ответы детей).
-конверт
-письмо
Эпиграф к уроку:
Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.
-разговорный
-научный
-художественный
-здравствуйте!
- С приветствия, обращения.
-Чтобы оно дошло до того, кому пишешь.
Надо правильно оформить конверт.
- Письма.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ