Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) - - рос-»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Илимская общеобразовательная средняя школа»
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) - - рос-»
Выполнила:
Обедина Евгения Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ Усть-Илимской СОШ
Усть-Илимск
2013
ТЕМА УРОКА: «Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) - - рос-»
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛИ:
1. познакомить учащихся с правилом написания корня -раст-(-ращ-) - рос-.;
2. совершенствовать навык написания слов с чередованием;
3. развивать орфографическую зоркость;
4. формировать способность к самостоятельному построению новых способов действия;
5 тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
6. развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание урока
Мотивация к учебной деятельности
-Давай те улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
- Запишите число, классная работа…
-А начать я предлагаю наш урок словами русской актрисы Фаины Раневской:
«Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке».
- Как вы их понимаете ?
- Почему этими словами мы начинаем наш урок?
Этап актуализации и проблемного учебного действия
-Перед вами слова
Сл..гаемое, предл..жение, р..стение, распол..житься, прил..гательное, выр..сли, ср..щение
-Разделите эти слова на группы.
Этап выявления места т причины затруднения
- На сколько групп разделили слова?
-По какому принципу делили?
с р..стение выр..сли ср..щение
предложение
расположиться
прилагательное
-Какой корень вы предлагаете выделить в первой группе слов?
- Озвучьте правило чередования о-а в корне – лаг- - -лож-.
-Вызвало ли у вас что-нибудь затруднение?
-Какая проблема перед нами встала?
-Сформулируйте тему урока.
-Определите цели урока.
Познакомиться…
Упражняться…
Научиться…
-Запишите тему нашего урока.
Построение проекта выхода из затруднения.
-Где и как мы можем узнать информацию по теме? Каким способом?
- Сегодня я предлагаю вам самим вывести правило, а поможет вам в этом текст.
- Внимание на доску.
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде.
- Прочитаем текст.
- Узнали ли вы героя и произведение? (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
В каком предложении заключена основная мысль текста?
- Как вы понимаете эту фразу?
5. Реализация построенного проекта
Работа с учебником
-Сейчас работаем в группах (класс садится по группам и каждая группа получает задание на листе; самостоятельная работа групп).
-Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.
–Когда же пишется а в корне, а когда о? (каждая группа высказывается).
-Каким образом мы можем проверить, кто из групп прав?
- Верно, мы можем сравнить свой вывод с выводом из учебника (чтение правила на стр. 70).
- Попробуйте самостоятельно представить новое правило в виде схемы (представитель каждой группы записывает схему на доске).
- Какую схему вы считаете более удачной.
-Занеси запись себе в тетрадь.

- -рОс-
рАст-
-рАщ-
- А сейчас давайте еще раз вернемся к тексту.
-Какое слово с изучаемой нами орфограммой не соответствует правилу? (ростки)
- Как называется такое слово? (слово-исключение)
-Таких слов у нас пять, найдите и прочитайте слова-исключения в параграфе (показ презентации «Словарь трудных слов»)
-Запишите слова в тетрадь.
Росток, Ростов, Ростислав, отрасль¸ ростовщик.
-Вернемся к нашим словам. Объясните выбор гласных в записанных в начале урока словах.
р..стение
выр..сли
ср..щение
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
работа в парах
работа у доски и в тетрадях
дифференцированная работа
1. Предлагаю поработать в парах, проговорите правило еще раз друг другу.
2.А теперь потренируемся в написании слова с корнем -раст-(-ращ-) - - рос- - упражнение 575 стр. 168
На доске: [о, …]. [ ], и [ ].
Составить предложения по схемам со словами из упражнения.
3. «Верно-неверно» (хлопок при верном утверждении)
1) Верно ли, что перед ст и щ пишется а?
2) Верно ли , что в слове вырос пишется а?
3) Верно ли, что к словам-исключениям относятся росток, отрасли, поросль?
4) Верно ли, что перед с пишется о?
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Буквенный диктант
отросли
росточек
взрастить
водоросли
приращение
обросла
отрасль
подрасти
выращенный
заросла
На доске:
1 о 2 о 3 а 4 о 5 а 6о 7 а 8 а 9 а 10 о
- А тепе6рь сравните, как сделали вы и как это у меня. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Обсуждение результатов.
«5» - -ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 ошибок
8. Домашнее задание
Параграф 47 упражнение 577
Выучить правило, слова-исключения.
Дополнительно (по желанию): сочинение на свободную тему с использованием слов на новое правило.
9. Рефлексивная деятельность
-Какую учебную задачу мы поставили?
-Смогли ли мы ее достичь?
-Что было интересно?
-Что трудно?
-Довольны ли вы вашей работой?
- Чему научились?
Приложение
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел вырасти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные заросли водорослей, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических растений. И только когда в душе мальчика появились ростки добра, он вырос и стал таким, как прежде.
Задание:
Выпишите слова с корнем –раст- (-ращ-) – рос.
Пронаблюдайте, определите, когда пишется А, а когда О в корне с чередованием.
Сделайте вывод.
Подсказка:
Это однокоренные слова?
Есть ли тут чередование согласных?
Используемая литература:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: учебник для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1993.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009;
Купалова А.Ю., Еремеева А.П. , Лидман-Орлова Г.К. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа. 2007.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/vidy-slovarnyh-diktantov
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ