Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием гласных е – и»
Плутахина Зинаида Егоровна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Правописание корней с чередованием гласных е – и»
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Регулятивные:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие учащихся.
Предлагается учащимся задание, написанное на доске:
изл…гать
р…стение
пол…жение
прик…саться
выг…рать
р…сточек
оз…рить
Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.
Обучающиеся работают в группах
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника природоведения, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова».
Учитель выводит текст на доску.
- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?
Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.
Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.
Формулируют цель урока
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения
На слайде даны две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.
Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
На слайде даны две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.
разбирать – разберу
отпирать – отпереть
задирать – задеру
вытирать – вытереть
замирать – замереть
блистать – блестеть
расстилать – расстелить
выжигать – выжег
Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.
Выделяют в слове корень.
Ставят ударение.
Определяют, какая гласная стоит за корнем.
Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.
Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.
Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания
Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.
Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи (п.1)
Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше,
сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усваемого содержания.
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
Игра «Хлопок».
Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне.
Если в слове есть И – хлопок.
Учащиеся выполняют упражнение.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке
7 .Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Учитель предлагает выполнить упражнение № 87 учебника.
Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.
Работа в парах. Речевое проговаривание.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях
Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.
Упр.90
Учащиеся выполняют задание.
Познавательные: умение находить нужную информацию.
Регулятивные: умение решать проблемы.
Личностные: способность самооценки своих действий.
9. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».
Рефлексия
Прием « Незаконченное предложение».
На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
Урок мне _________ понравился.
Я _____ доволен своей работой на уроке.
Или показывают смайлы с разным выражением настроения.
Учащиеся в группах выполняют задание.
Учащиеся заканчивают предложения.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
10. Домашнее задание: п.17, стр. 296-297, упр.92.
Для сильных учащихся дополнительно – варианты:
1.Составить синквейн на изученную орфограмму.
2. Написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ