Конспект урока для 4 класса на тему "Правописание не с глаголами"

Тема урока: Правописание не с глаголами.

Цели урока:

Образовательные:

  • Ввести правило написания не с глаголами

  • Познакомить с написанием глаголов, которые без не не употребляются

  • Определять и формулировать цель деятельности (умение видеть учебную задачу, выразить её словесно)

Развивающие:

Развивать общеучебные умения:

  • Фиксировать новое знание в виде алгоритма

  • Применять новое знание в стандартной ситуации

  • Применять новое знание в нестандартной ситуации

  • Соотносить результат деятельности с целью

  • Проводить рефлексию своей деятельности на уроке

  • Добывать знания различными способами (наблюдение, чтение, слушание)

  • Уметь пользоваться учебником

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру:

  • Доносить свою позицию до других (строить высказывание)

  • Понимать других (строить аргументированный ответ на высказывание оппонента)

  • Воспитывать чувства языка, внимательное отношении к слову

Ход урока:

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему.

Будьте внимательны, отвечайте четко и громко, старайтесь писать в тетради аккуратно и красиво.

Ребята! Послушайте стихотворение:

- Что ты в школе натворил?

- Я не дрался,

не сорил,

и не бегал,

и не прыгал,

и ногами я не дрыгал,

и девчонок не дразнил,

и чернила не разлил,

не валялся на полу,

я стоял себе в углу…

Каких слов много в этом стихотворении?

Сегодня мы продолжаем знакомство с частью речи – глагол.

Как называется рубрика нашего сегодняшнего урока?

Значит, какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы знакомимся с новым правилом и учимся применять его.



2. Работа над новым материалом.

1)Придумайте предложение, которое соответствует данной характеристике: повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого, распространенное, однородных членов нет.

Боря умеет плавать на спине.

Переделайте это предложение так, чтобы придать предложению отрицательный смысл.

Боря не умеет плавать на спине.

Какое слово придаёт этому предложению отрицательный смысл? (частица не)

2) Обратимся к учебнику и прочитаем 1 абзац рубрики «Давай подумаем».


Ты уже знаешь, что перед глаголами никогда не стоят предлоги. Но в русском языке, кроме предлогов, есть ещё частицы. Одна из самых распространенных – частица не.


Вспомним 3 класс - таблицу «Части речи», на которой мы видим, что частица не – это самостоятельное слово, отдельная часть речи, а слова в предложении пишутся раздельно.


Читаем рубрику учебника дальше.

Прочитай загадки. Обрати внимание на написание выделенных слов.


Не лает, не кусает, а в дом не пускает.


Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?


Какой вывод о написании частицы не с глаголами ты можешь сделать?

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.



3) Расширение знаний по теме:

Посмотрите на ряд слов:


Невзлюбить, не любит, ненавидит, нездоровится, не болеет, недоумевать, не думать


- Какой возникает вопрос? Почему в этих словах не написано слитно?

Обратимся вновь к тексту учебника:

Саша предложил запомнить такое правило: Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.


Но как же быть с такими примерами?


Потчевать велено, а неволить грех.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Плохо можется, коли нездоровится.


- Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»?

- Ответить на этот вопрос вы можете самостоятельно, поработав с правилом:

Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.

Запишем в тетради эти слова.

(осознание правила)

Почему же в задании некоторые слова записаны слитно с не, другие - раздельно?


4) составьте предложение так, чтобы смысл этих предложений стал отрицательным.

Дождь кончился. – Дождь не кончился.

Кирилл выучил уроки. – Кирилл не выучил уроки.

Солнце взошло. – Солнце не взошло.


Запишите предложения, в которых есть частица не


  1. Составление алгоритма к правилу.

Итак, вы познакомились с новым правилом написания частицы не с глаголами.


Как же мы будем применять правило при написании глаголов?

Давайте составим алгоритм проверки написания частицы «не» с глаголами

  1. Найди в предложении глагол.

  2. Определи, есть ли перед глаголом частица не

  3. Определи, употребляется ли глагол без этой частицы?

  4. Примени правило написания частицы не с глаголом. Не с глаголом пиши раздельно.


Запишем первую загадку:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Устно применим алгоритм проверки написания частицы не с глаголом.


  1. Учимся применять правило (проговаривание во внешней речи)

1)Прочитай отрывки из «Вредных советов» Григория Остера.

Догадайся, перед какими глаголами должна стоять частица не. Вспомни правило.

Никогда … мойте руки, шею, уши и лицо.

Это глупое занятье … приводит ни к чему.


Если вдруг дадут орехи, сыпь их бережно в карман.

Но … прячь туда варенье: трудно будет вынимать!


Если …купили вам пирожное и в кино с собой … взяли вечером,

Нужно на родителей обидеться и уйти без шапки в ночь холодную.


Найдите глаголы, примените правило, которое мы изучаем сегодня на уроке.



2)самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполняем упражнение № 2.

Вам нужно выписать из текста стихотворения глаголы с частицей не.

Я (не)навижу слово «спать»!

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!»

Нет, я (не)спорю и (не)злюсь – я чай на кухне пью.

Я никуда (не)тороплюсь.

Когда (на)пьюсь – тогда (на)пьюсь!

Напившись, я встаю и, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот (до)носится опять настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать! Одиннадцатый час!»

Нет, я (не)спорю, (не)сержусь –

я не спеша на стул сажусь и начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном

Подольше (не)заснуть!


Проверка: взаимопроверка


  1. Включение в систему знаний и повторение

Работа в парах.

Выполнение упражнения из учебника

Урок 36 упр.3.

Прочитай. Выпиши из рассказа слова в три столбика. В первый выпиши слова с предлогами, во второй – слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не.

Когда мы (вы)ходим (в) поле, где видно далеко-далеко, мы видим, как вдали, небо (со)единяется (с)землёй: их (со)единяет тонкая узенькая полоска. Сколько раз мы (с)тобой пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется с землёй, и ничего (у) нас (не) получалось. Мы идём к этой полоске, чтобы (по)смотреть (на)неё вблизи, но она как-то незаметно от нас (у)даляется.

Почему она (от)нас (у)даляется? Ведь мы же только хотим (на)неё (по)смотреть. Нет, она (не)даёт (на)себя (по)смотреть. Она пугается каждого нашего шага. Стоит нам (с)делать шаг – и она (ото)двинется (на)шаг. Мы ещё сделаем шаг – и она ещё (на)шаг (ото)двинется. А если мы (по)йдём (от) неё – она двинется за нами. Она (не)отстанет (от)нас. Даже если мы (по)мчимся на самой быстрой машине, хотя будет всё время держаться (на)расстоянии. На одном и том же расстоянии. (К)ней никогда (не)придёшь. Можно идти всю жизнь – и никогда (не)придёшь.


Проверка – с образца


1 2 3

в поле выходим не получалось

с землёй соединяется не даёт

с тобой

до того соединяет не отстанет

у нас дойти не придёшь

на неё соединяется

от нас посмотреть

на шаг

от неё

за нами удаляется

на расстоянии

к ней сделать

отодвинется

пойдём

помчимся






4) из текста выписать предложения и частицей не

Медвежья семья.

Медведица с медвежонком вышли на лесную поляну. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.

Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.

Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути и не попадаться.

Проверка – с образца



  1. Домашнее задание:

1) орфографическое правило

2) Задания из тетради «Учусь писать без ошибок»

с.41 упр.71

с. 39 упр.67


7. рефлексия деятельности

Что нового узнали?

Где используется это правило?

Кому было трудно?

Почему?

За что хотите похвалить себя?

Какие умения помогли получить новую информацию? (работа с учебником, с правилом)

Задайте вопросы по правилу друг другу.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ