Конспект урока русского языка в 7 классе «Проблемы современного русского языка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Л.В. РЯБИНИНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Русский язык и литература
Разработка урока русского языка на тему
«Проблемы современного русского языка» 7 класс
Работу выполнила: Кубасова Е.С., учитель русского языка и литературы
г. Шарья, 2014 год
Конспект урока русского языка в 7 классе
Предмет: русский язык
Область: филология
Тема «Проблемы современного русского языка»
Цель: Выявить роль языка в формировании личности человека через знакомство с текстами о русском языке.
Методы обучения: кейс – метод, метод анализа.
Формы организации деятельности учащихся: анализ, формулирование проблемы, комментирование, беседа.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями для групп, толковый словарь
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы организации деятельности учеников
Мотивация к деятельности
Интеллектуальная деятельность
Контроль и оценка результатов деятельности
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Делит класс на 3 группы
Начало обсуждения:
Найдите в толковом словаре лексическое значение слова
« нормально»
Язык – показатель развития личности. Что же мешает нам прекрасно владеть своим родным языком? Вариантов решения этой проблемы несколько. Выявить эти проблемы, сформулировать пути их решения – такова цель нашего сегодняшнего урока.
-У каждой группы на столах лежат конверты с заданиями. Откройте их и прочитайте.
Предлагает задания учащимся, контролирует деятельность групп.
Корректирует ответы учащихся, комментирует, даёт оценку
Закончить занятие хочется словами Н. М. Карамзина « Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»
Выпишите высказывания выдающихся писателей о русском языке
Анализ диалога (разыграть сценку).
Встретились два приятеля.
- Как живёшь?
- Нормально.
- А с учёбой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. Теперь – всё в порядке?
- Нормально.
- Странно ты говоришь…
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
Выполняют задание
Задания группам
Прочитайте внимательно тексты.
Сформулируйте проблему (проблемы), затронутые авторами текстов.
Прокомментируйте проблему.
Выскажите своё мнение.
Предложите пути решения проблемы
Языковой материал первой группе.
1)« Русский язык – четвертый из самых распространённых языков в мире. На нем общаются более 160 народов и национальностей России. Для 170 миллионов человек русский язык является родным, в том числе для 30 миллионов, проживающих за рубежом России. В настоящее время около 180 миллионов человек по всему миру изучают русский язык и 350 миллионов человек понимают его.»
2)- Раз уж вы меня спросили,
(Хоть кого, иди, спроси)
Я отвечу: Да, засилье,
Слов нерусских на Руси.
Взять, к примеру, слово хакер –
Не по нашему уму,
Дистребютор, брокер, байкер –Кто такие? Не пойму.
В. Пахомов «Монолог о проблеме русского языка»
3) Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
( М. Горький )
Языковой материал второй группе.
1)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
2)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
( Н. В. Гоголь )
3) Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. (Добролюбов )
Языковой материал третьей группе.
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенства, каковому в других удивляемся. ( М. В. Ломоносов )
«Дурной язык – следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствие вкуса к жизни. Поэтому борьба за язык должна начаться со всеобщей борьбы за подлинное повышение культуры, за власть разума, за истинное разностороннее образование»
Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький. (А. Я. Толстой )
Выступление групп
Работают в группах
Записывают домашнее задание
Формулирование проблемы
Беседа
Формулировка проблемы, комментирование, анализ
Формулировка проблемы, комментирование, анализ
Формулировка проблемы, комментирование, анализ
Анализируют, приводят аргументы, оценивают ответы друг друга
Комментируют высказывание

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ