Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс
(тема не написана на доске, ученики должны сами сформулировать тему и цели). В тетради записывают дату и оставляют строчку для темы.
Цель урока: Закрепить знания учеников о СПП; дать представление о его строении ;научить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки. Подготовка к выполнению заданий из части В (В7).
Задачи урока:
Обучающие задачи:
Получить знания о СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
Развивающие задачи:
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
Тип урока: новая тема.
Форма проведения урока: урок-практикум
Ход урока
Оргмомент.
На прошлых уроках мы говорили с вами о сложносочиненных предложениях. Давайте вспомним и дадим определения некоторым терминам.
1. Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)
Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.
Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому).
3. Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления.Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
а теперь обратите внимание на доску.На доске записано предложение:
Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
Учитель. Запишите это предложение в тетрадь. Что вы можете сказать о данном предложении?
Ученики. (Это сложное предложение, т.к. имеет две грамматические основы).
Учитель. А мы можем назвать это предложение ССП? Попробуйте доказать, что это не так (или так), исходя из ваших знаний о ССП. Вспомните правило. Части этого предложения равноправны?
Ученики. Части этого предложения не равноправны. От одной части можно задать вопрос.
Итак, мы подошли к нашей новой теме, в которой мы познакомимся с такими сложными предложениями, в которых части не равноправны. Главная часть подчиняет себе придаточное.
Такие предложения называются сложноподчиненными.
Запишем тему.
Выделим в этом предложении главную и придаточную части. Зададим вопрос от главной части.
[Все понимают](что?), (что сейчас решается судьба страны).
4. Новая тема: (Ученики пробуют сами сформулировать правило)
а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Магазин закрыт на несколько дней, 2. Потому что в нем проводится ремонт.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. Перед союзом ставим запятую.
Подчинительные союзы и союзные слова. Как их отличить? Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.
Обратимся к нашему предложению: [Все понимают](что?) ,(что сейчас решается судьба страны).
В данном случае «Что» - подчинительный союз, он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом. Его можно опустить.
Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях).
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А.Ахматова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях – союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что?
б) Практическое:
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
В СПП есть главная часть и придаточная?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – это синтаксическая единица?
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
Определение отвечает на вопрос косвенных падежей?
Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
В предложении Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне первая часть – главная?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
Ученики, у которых есть недочеты, должны самостоятельно разобраться
в своих ошибках.
Задание 2.
А теперь попробуем составить предложения по данным схемам (схемы на доске):
[], (которые…).
[ ], (где…)?
[Там…, (где…),…].
Чтобы ( ), [ ].
Каждый из учеников составляют предложения. Пишут на доске.
А теперь выполним задание В7 из ГИА (на проекторе).
Формулировка задания: В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Алгоритм выполнения:
Найти СПП.
Установить границы главной и придаточной части в нем.
Записать в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения.
Предложение: Маленький принц вспомнил,(1) как он когда-то переставлял стул с места на место,(2) чтобы лишний раз поглядеть на закат солнца. И ему захотелось помочь другу.
Ответ: 1,2.
(Ученики записывают предложения в тетрадь, выделяют границы главного и придаточного предложения, учитель наблюдает за работой учеников, помогает слабым ученикам).
6. Рефлексия.
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась)
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось ?
В чём же своеобразие СПП?
Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Изучение СПП продолжим на следующих уроках.
8. Домашнее задание. Выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (изучаем на уроке литературы) СПП. Выделить главную часть и придаточную. Подчеркнуть запятые, разделяющие главную и придаточную части.
Литература:
В.В. Бабайцева, А.П. Еремееваи др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010
Н.Н. Раилко. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. 2010.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки порусскому языку: 9 класс. 2010.
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. М., 2014.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ