Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс

(тема не написана на доске, ученики должны сами сформулировать тему и цели). В тетради записывают дату и оставляют строчку для темы.

Цель урока: Закрепить знания учеников о СПП; дать представление о его строении ;научить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки. Подготовка к выполнению заданий из части В (В7).

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

    • Получить знания о СПП;

    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

  2. Развивающие задачи:

    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

    • развивать навыки исследовательской деятельности.

  3. Воспитательные задачи:

    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Тип урока: новая тема.

Форма проведения урока: урок-практикум

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. На прошлых уроках мы говорили с вами о сложносочиненных предложениях. Давайте вспомним и дадим определения некоторым терминам.

1. Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.

  1. Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому).
    3. Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления.Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
    а теперь обратите внимание на доску.

  2. На доске записано предложение:

Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

Учитель. Запишите это предложение в тетрадь. Что вы можете сказать о данном предложении?

Ученики. (Это сложное предложение, т.к. имеет две грамматические основы).

Учитель. А мы можем назвать это предложение ССП? Попробуйте доказать, что это не так (или так), исходя из ваших знаний о ССП. Вспомните правило. Части этого предложения равноправны?

Ученики. Части этого предложения не равноправны. От одной части можно задать вопрос.

Итак, мы подошли к нашей новой теме, в которой мы познакомимся с такими сложными предложениями, в которых части не равноправны. Главная часть подчиняет себе придаточное.

Такие предложения называются сложноподчиненными.

Запишем тему.

Выделим в этом предложении главную и придаточную части. Зададим вопрос от главной части.

[Все понимают](что?), (что сейчас решается судьба страны).

4. Новая тема: (Ученики пробуют сами сформулировать правило)

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами)
 и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Магазин закрыт на несколько дней, 2. Потому что в нем проводится ремонт.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. Перед союзом ставим запятую.

Подчинительные союзы и союзные слова. Как их отличить? Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Обратимся к нашему предложению: [Все понимают](что?) ,(что сейчас решается судьба страны).

В данном случае «Что» - подчинительный союз, он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом. Его можно опустить.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях).

Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А.Ахматова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях – союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что?

б) Практическое:

Задание 1. Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

  1. В СПП есть главная часть и придаточная?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

  5. Определение отвечает на вопрос косвенных падежей?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. В предложении Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне первая часть – главная?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

Ученики, у которых есть недочеты, должны самостоятельно разобраться

в своих ошибках.

Задание 2.

А теперь попробуем составить предложения по данным схемам (схемы на доске):

  1. [], (которые…).

  2. [ ], (где…)?

  3. [Там…, (где…),…].

  4. Чтобы ( ), [ ].

Каждый из учеников составляют предложения. Пишут на доске.





  1. А теперь выполним задание В7 из ГИА (на проекторе).

Формулировка задания: В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Алгоритм выполнения:

  1. Найти СПП.

  2. Установить границы главной и придаточной части в нем.

  3. Записать в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения.

Предложение: Маленький принц вспомнил,(1) как он когда-то переставлял стул с места на место,(2) чтобы лишний раз поглядеть на закат солнца. И ему захотелось помочь другу.

Ответ: 1,2.

(Ученики записывают предложения в тетрадь, выделяют границы главного и придаточного предложения, учитель наблюдает за работой учеников, помогает слабым ученикам).

6. Рефлексия.

«Давайте пошушукаемся».

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

  • Я сегодня узнал(а), научился(ась)

  • Что понравилось на уроке?

  • Что не понравилось ?

7. Итог урока.

  • В чём же своеобразие СПП?

  • Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

  • Изучение СПП продолжим на следующих уроках.

8. Домашнее задание. Выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (изучаем на уроке литературы) СПП. Выделить главную часть и придаточную. Подчеркнуть запятые, разделяющие главную и придаточную части.

Литература:

  1. В.В. Бабайцева, А.П. Еремееваи др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010

  2. Н.Н. Раилко. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. 2010.

  3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки порусскому языку: 9 класс. 2010.

  4. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. М., 2014.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ