Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
 Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс
(тема не написана на доске, ученики должны сами сформулировать тему и цели). В тетради записывают дату и оставляют строчку для темы.
Цель урока: Закрепить знания учеников о СПП; дать представление о его строении ;научить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки. Подготовка к выполнению заданий из части В (В7).
Задачи урока:
- Обучающие задачи: - Получить знания о СПП; 
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; 
 
- Развивающие задачи: - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; 
- развивать навыки исследовательской деятельности. 
 
- Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; 
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; 
 
Тип урока: новая тема.
Форма проведения урока: урок-практикум
Ход урока
- Оргмомент. 
- На прошлых уроках мы говорили с вами о сложносочиненных предложениях. Давайте вспомним и дадим определения некоторым терминам. 
1. Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)
Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.
- Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому). 
 3. Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления.Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
 а теперь обратите внимание на доску.
- На доске записано предложение: 
Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
Учитель. Запишите это предложение в тетрадь. Что вы можете сказать о данном предложении?
Ученики. (Это сложное предложение, т.к. имеет две грамматические основы).
Учитель. А мы можем назвать это предложение ССП? Попробуйте доказать, что это не так (или так), исходя из ваших знаний о ССП. Вспомните правило. Части этого предложения равноправны?
Ученики. Части этого предложения не равноправны. От одной части можно задать вопрос.
Итак, мы подошли к нашей новой теме, в которой мы познакомимся с такими сложными предложениями, в которых части не равноправны. Главная часть подчиняет себе придаточное.
Такие предложения называются сложноподчиненными.
Запишем тему.
Выделим в этом предложении главную и придаточную части. Зададим вопрос от главной части.
[Все понимают](что?), (что сейчас решается судьба страны).
4. Новая тема: (Ученики пробуют сами сформулировать правило)
а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Магазин закрыт на несколько дней, 2. Потому что в нем проводится ремонт.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. Перед союзом ставим запятую.
Подчинительные союзы и союзные слова. Как их отличить? Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.
Обратимся к нашему предложению: [Все понимают](что?) ,(что сейчас решается судьба страны).
В данном случае «Что» - подчинительный союз, он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом. Его можно опустить.
Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях).
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А.Ахматова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях – союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что?
б) Практическое:
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
- В СПП есть главная часть и придаточная? 
- Определение не отвечает на вопрос чей? 
- Предложение – это синтаксическая единица? 
- Местоимение себя не имеет именительного падежа? 
- Определение отвечает на вопрос косвенных падежей? 
- Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 
- В предложении Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне первая часть – главная? 
- В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 
- [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. 
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
Ученики, у которых есть недочеты, должны самостоятельно разобраться
в своих ошибках.
Задание 2.
А теперь попробуем составить предложения по данным схемам (схемы на доске):
- [], (которые…). 
- [ ], (где…)? 
- [Там…, (где…),…]. 
- Чтобы ( ), [ ]. 
Каждый из учеников составляют предложения. Пишут на доске.
 
 
- А теперь выполним задание В7 из ГИА (на проекторе). 
Формулировка задания: В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Алгоритм выполнения:
- Найти СПП. 
- Установить границы главной и придаточной части в нем. 
- Записать в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения. 
Предложение: Маленький принц вспомнил,(1) как он когда-то переставлял стул с места на место,(2) чтобы лишний раз поглядеть на закат солнца. И ему захотелось помочь другу.
Ответ: 1,2.
(Ученики записывают предложения в тетрадь, выделяют границы главного и придаточного предложения, учитель наблюдает за работой учеников, помогает слабым ученикам).
6. Рефлексия.
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
- Я сегодня узнал(а), научился(ась) 
- Что понравилось на уроке? 
- Что не понравилось ? 
- В чём же своеобразие СПП? 
- Какие трудности испытывали при изучении этой темы? 
- Изучение СПП продолжим на следующих уроках. 
8. Домашнее задание. Выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (изучаем на уроке литературы) СПП. Выделить главную часть и придаточную. Подчеркнуть запятые, разделяющие главную и придаточную части.
Литература:
- В.В. Бабайцева, А.П. Еремееваи др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010 
- Н.Н. Раилко. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. 2010. 
- Н.В. Егорова. Поурочные разработки порусскому языку: 9 класс. 2010. 
- С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. М., 2014. 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ