Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Сочетание синонимов с другими словами»




Конспект урока русского языка во 2 классе

по теме «Сочетание синонимов с другими словами»






Королькова Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3, г. Ноябрьск




































Тема урока: Сочетание синонимов с другими словами

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- определять роль синонимов в речи;

- находить слова-синонимы в тексте; определять группу синонимов опираясь на правило: это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос;

-правильно употреблять синонимы в речи;

- работать со словарями;

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

-уметь анализировать объекты;

-выделять общие признаки;

-формулировать понятие;

-сравнивать объекты (находить общее и отличия)

-обобщать;

-искать информацию в словарях;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-высказывать своё предположение.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть;

Словарь синонимов, антонимов; Орфографический словарь; Толковый словарь;

Презентация; ЭОР по русскому языку 2класс;

Нетбуки учащихся; интерактивная доска; документ-камера.


Ход урока

1.Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь! Слайд2

2. Словарная работа.

Работа с нетбуками.

У учащихся на рабочих столах нетбуков в программе Microsoft Offis Word задание со словарными словами «Исправь ошибки»(см. приложение). Дети работают самостоятельно.

Если нет нетбуков возможен вариант проведения взаимодиктанта (работа в паре).

Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки (Слова подбираю такие, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки или ещё мало отработанные).

1 вариант

Продиктуй слова соседу.

одежда, Москва.


2 вариант

Продиктуй слова соседу.

однажды, Россия.

- К какому словарю обратимся, чтобы проверить правильность написания слов?(К орфографическому)

Самопроверка работы по орфографическому словарю учебника. Самооценка.


-Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите, что у меня в руках? (Толковый словарь)

- Для чего нужен этот словарь?(Чтоб узнать лексическое значение слов)

- Я прочту лексическое значение нового словарного слова, а ваша задача назвать это слово. Подсказкой может послужить слайд, на котором это слово рассыпалось на слоги. Слайд 3

- что либо воображаемое, фантазируемое или мысленно представляемое (мечта).


Мечта- что либо воображаемое, фантазируемое или мысленно представляемое. Слайд 4


- У вас есть мечты? Составьте предложения о своей мечте.

Запись слова на доске с выделением непроверяемой гласной.

- Подберите однокоренные слова к слову мечта, запишите. ( Мечтатель, размечтался)


3. Актуализация знаний.


- Однажды я услышала такое высказывание ученика:

У меня богатая мечта. Слайд 5-6

- Нравится ли вам как сочетаются слова в предложении?(Мечта не может быть богатой, эти слова вместе не должны употребляться)

-Какое близкое по значению слово вы бы поставили вместо слова мечта? (Если дети затрудняются вернуться к слайду с лексическим значением слова мечта)


У меня богатая фантазия. Слайд 7


- Что можете сказать о словах мечта, фантазия? (синонимы) Слайды 8-9


4.Формулирование темы урока. Целеполагание.


- Почему же нам не подошло слово мечта? (Не сочеталось в предложении с другим словом)

-Кто может определить тему урока?


Тема: Сочетание синонимов с другими словами Слайд 10


- Какие задачи поставим перед собой? (Совместное формулирование задач)

Задачи урока:

  • Учиться находить синонимы в тексте

  • Учиться правильно употреблять синонимы в речи

  • Расширять словарный запас Слайд 11


-Какие уже известные вам знания о синонимах помогут решить эти учебные задачи?

- Проверьте себя, запишите, что вам уже известно о синонимах с прошлого урока.

Работа по карточке (индивидуально)


Заполни пропуски недостающими словами:

Синонимы – это ___________ по значению слова, они отвечают на __________________ вопрос.

Например: ребята, малыши, ______ . Слайд 12



Коллективная проверка. Слайд 13

- Кто помнит, что означает слово «синоним » в переводе с греческого? (Одноименный)


5.Изучение нового учебного материала


1) Наблюдение над языковым материалом. Выяснение роли синонимов в речи.

Интерактивная доска. Использование ЭОР (или с.47 в учебнике) Чтение загадок.


-Найдите слова-синонимы.

1 ученик работает у доски с ЭОР (Отгадка-дождь; синонимы: пути-дороги)


-Ребята, с какими словарями мы уже встречались и работали? (Толковый, орфографический)

-Сегодня мы познакомимся с новым словарем синонимов и антонимов.


Демонстрация словаря синонимов и антонимов.

-Найдем в словаре слово «дорога».


Демонстрация через документ-камеру на экран интерактивной доски страницы со словом «дорога».

- Какие ещё синонимы к этому слову есть? Прочитайте их. (Тракт, трасса, стезя).

-Прочитайте значения этих слов. Запишите рядом со словами: путь, дорога.

- Прочитайте другую загадку. Найдите синонимы. (Отгадка-молния; синонимы: мчится- бежит)

Интерактивная доска. Использование ЭОР (или с.47 в учебнике)



-Какую роль в нашей речи играют синонимы?

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике. С.47


2) Упражнения в нахождении синонимов

С.47 №1

- При каких двух условиях слова будут являться синонимами?(Близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос)

Подбор синонимов к словам друг , жара

Интерактивная доска. Использование ЭОР.

Учащиеся записывают в тетрадь,1 ученик у доски:




Работа по вариантам (2 человека у доски)

1вариант 2 вариант

горячий дружеский

знойный товарищеский

жаркий приятельский

жгучий

-Являются ли слова друг и товарищеский синонимами? (Нет, они отвечают на разные вопосы)


Физминутка

-Если пара слов, которые я называю синонимы, то вы приседаете. Если не синонимы -хлопок в ладоши.

(погасить-потушить, друг-враг, бросать-кидать, книга-читать, работа-труд, внимательный- рассеянный)


3)Упражнения в правильном употреблении синонимов в предложениях.


С.48 №2

Работа в группах (5 групп)

Каждая группа работает над одним предложением по выбору подходящего синонима.

Коллективная проверка. Слайды 14-22



4) Упражнение в выделении лишнего слова из ряда синонимов.

Работа с нетбуками.

-На рабочих столах нетбука у каждого есть файловый документ «Задание-синонимы», откройте его. Прочитайте задание и выполните его. ( Учащиеся находят и выделяют лишнее слово с помощью маркера в программе Microsoft Offis Word.

Найди и выдели лишнее слово среди синонимов:

А) Сила, мощный, могучий (лишнее: сила)

Б) Интересный, увлекательный, молодой, захватывающий (лишнее: молодой)

Взаимопроверка с последующим коллективным обсуждением.

- Какую пользу в жизни вам принесет изучение темы «синонимы»?


- Проверьте свои знания с помощью экзамена:

Проведение экзамена через программу Classroom Management.

(Если высказывание верное, отметить- истина; если неверное - ложь)


  1. Синонимы –это слова близкие по значению.

  2. Синонимы отвечают на разные вопросы.

  3. В переводе с греческого «синоним» означает «одноимённый».

  4. Синонимы помогают разнообразить нашу речь.

  5. Слова «друг- подруга» -синонимы.

6.Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.


- Как вы понимаете высказывание древнегреческого ученого и философа Плутарха:

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Слайд 23


-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Справились с ними?

-Подведите итог своей работы на уроке с помощью незаконченных предложений:

  • Сегодня я узнал…

  • Я смогу рассказать родителям…

  • Я смогу научить друга…

  • Я постараюсь…

Слайд 24

-

7. Домашнее задание

1 уровень (легкий) с.49 №5

2 уровень (сложный) Сочинить рассказ о зиме со словами синонимами.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть;

Словарь синонимов, антонимов;

Орфографический словарь;

Толковый словарь;





Информационные ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ .


Технические средства обучения для обеспечения реализации урока:

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

документ-камера; нетбуки учащихся.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ