Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение себя" (6 класс) ФГОС

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Возвратное местоимение себя (6 класс)


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.

Задачи урока:

  1. Образовательные

  • формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении.

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах, парах

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.
 
Снова сесть за парты рады.
 
Приступать к учебе надо.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь слайд 1


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний












3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа 1.Фронтальный опрос: слайд 2 - Что такое местоимение? - Назовите личные местоимения. - Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н? - Как пишутся местоимения с предлогами?

2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Слайд 3 Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

Составьте схему этого предложения.

Определите синтаксическую роль местоимения.

Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.

- Что обозначает суффикс –СЯ?

-Как называются такие глаголы? - А сегодня мы познакомимся с ВОЗВРАТНЫМ местоимением. - Сформулируйте тему урока и цель Слайд 4

Запись учащимися числа, «Классная работа»

отвечают на поставленные вопросы


у доски и на местах.














Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.



































Первичное закрепление знаний.















Физ. минутка (пауза релаксации)

  1. Поставьте местоимения в нужной форме Слайд 5

Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

2. Проверьте себя слайд 6

3. Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь? слайд 7

В каком местоимении два звука, но буква одна?

Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

Сколько личных местоимений в слове семья?

Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

Я [й’а] слайд 8

ямы

семь я

якорь

тыква

4.Знакомство с теоретическим материалом слайд 9

В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.


В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное). слайд 10


Девочка облила себя водой.

Девочка облилась водой.



5.Сравнительный анализ. слайд 11




6.Просклоняйте самостоятельно местоимение себя слайд 12

И.п. –

Р.п. –

Д.п. –

В.п. –

Т.п. –

П. п. –


Несколько учеников у доски, остальные на местах.



Отвечают на вопросы, записывают











Знакомство с теоретическим материалом


















Физкульт-минутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями)

Закрепление изученного материала







1.Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения. слайд 13


ЗАПОМНИТЕ!

Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.


2. Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый слайд 14


3. Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с.
Упражнение 377

Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.

Письменно – выполните морфологический разбор.

4.

Этот человек себе на уме. Слайд 15

Всё устроилось само собой.

Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.

Читай про себя.

После болезни мальчик на себя не похож.

5. Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений

Эгоист –

Читать молча, не вслух –

Проявлять выдержку, терпение –

Лишаться самообладания –

Судить по своим силам или вкусам –

Стать замкнутым, необщительным –

Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –

Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –

ОТВЕТЫ:

эгоист – себялюбец;

читать молча, не вслух – читать про себя;

проявлять выдержку, терпение – владеть собой;

лишиться самообладания – выходить из себя;

судить по своим силам или вкусам – судить по себе;

стать замкнутым, необщительным – уйти в себя;

плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя;

скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.

6. Дополнительный материал.
- Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения

Она не могла простить себе, что уехала от дочери.

Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.

Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.

Коллективная работа



















Записывают в тетради








Работа в группах


Работа в парах


Коллективная работа























Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Что вы сегодня на уроке узнали нового?

Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?



- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок. Лист самооценки.


Коллективная работа





УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; письменно - упр. 380. Подготовиться к сочинению по плану Слайд 16

Описать, какой случай произошел с мальчиком?

Построение рассказа:

Экспозиция – где? когда? кто?

Завязка – однажды… как-то раз…

Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.

Кульминация рассказа – приходит мама…

Развязка.

Включить в рассказ описание интерьера, диалог.

Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.

Запись учащимися задания в дневники.









































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ