Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение себя" (6 класс) ФГОС
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Возвратное местоимение себя (6 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.
Задачи урока:
Образовательные
формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении.
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах, парах
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь слайд 1
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
3. Постановка учебной цели.
Запишите число, классная работа 1.Фронтальный опрос: слайд 2 - Что такое местоимение? - Назовите личные местоимения. - Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н? - Как пишутся местоимения с предлогами?
2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Слайд 3 Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.
Составьте схему этого предложения.
Определите синтаксическую роль местоимения.
Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.
- Что обозначает суффикс –СЯ?
-Как называются такие глаголы? - А сегодня мы познакомимся с ВОЗВРАТНЫМ местоимением. - Сформулируйте тему урока и цель Слайд 4
Запись учащимися числа, «Классная работа»
отвечают на поставленные вопросы
у доски и на местах.
Записывают тему урока
Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации)
Поставьте местоимения в нужной форме Слайд 5
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).
2. Проверьте себя слайд 6
3. Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь? слайд 7
В каком местоимении два звука, но буква одна?
Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
Я [й’а] слайд 8
ямы
семь я
якорь
тыква
4.Знакомство с теоретическим материалом слайд 9
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное). слайд 10
Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.
6.Просклоняйте самостоятельно местоимение себя слайд 12
И.п. – Р.п. – Д.п. – В.п. – Т.п. – П. п. –
Несколько учеников у доски, остальные на местах.
Отвечают на вопросы, записывают
Знакомство с теоретическим материалом
Физкульт-минутка
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями)
Закрепление изученного материала
1.Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения. слайд 13
ЗАПОМНИТЕ!
Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
2. Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый слайд 14
3. Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с.
Упражнение 377
Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.
Письменно – выполните морфологический разбор.
4.
Этот человек себе на уме. Слайд 15
Всё устроилось само собой.
Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.
Читай про себя.
После болезни мальчик на себя не похож.
5. Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений
Эгоист –
Читать молча, не вслух –
Проявлять выдержку, терпение –
Лишаться самообладания –
Судить по своим силам или вкусам –
Стать замкнутым, необщительным –
Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –
Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
ОТВЕТЫ:
эгоист – себялюбец;
читать молча, не вслух – читать про себя;
проявлять выдержку, терпение – владеть собой;
лишиться самообладания – выходить из себя;
судить по своим силам или вкусам – судить по себе;
стать замкнутым, необщительным – уйти в себя;
плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя;
скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.
6. Дополнительный материал.
- Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения
Она не могла простить себе, что уехала от дочери.
Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.
Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.
Коллективная работа
Записывают в тетради
Работа в группах
Работа в парах
Коллективная работа
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
Что вы сегодня на уроке узнали нового?
Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
− Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок. Лист самооценки.
Коллективная работа
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; письменно - упр. 380. Подготовиться к сочинению по плану Слайд 16
Описать, какой случай произошел с мальчиком?
Построение рассказа:
Экспозиция – где? когда? кто?
Завязка – однажды… как-то раз…
Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.
Кульминация рассказа – приходит мама…
Развязка.
Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.
Запись учащимися задания в дневники.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ