Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине Н.Кончаловской" 5 класс

Открытый урок учителя Михайловой Н.В. по русскому языку в 5 классе

Урок подготовки к написанию сочинения по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине».


Тип урока: урок развития речи. Урок проводится первым в паре уроков для творческих работ. В тот же день пишется и само сочинение.


Цели и задачи урока:


  1. Подготовить учащихся к успешному написанию сочинения по картине

  2. Сформировать у учащихся навык развитой связной монологической речи, развить у них творческие способности

  3. Познакомить с основными понятиями в искусстве (натюморт, колорит, цветовая гамма, замысел художника и т.д.)

  4. Расширить лексический запас школьников, опираясь на уже известные им синонимию, антонимию, сравнение, метафору.

  5. Сформировать умение связно, логически точно излагать свои мысли на письме



Оборудование для урока:

  1. Учебник для 5 класса «Русский язык» Т.А.Ладыженской

  2. Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  3. Музыкальный отрывок из произведений Ф.Шопена, Ф.Листа,С.Рахманинова

  4. Поэтический коллаж из произведений С.Есенина, И.Бунина, А.Фета

  5. Черновики для учащихся


Подготовительный момент.


  1. На доске:

    • репродукция картины П.Кончаловского

    • написана тема урока «Подготовка к сочинению по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»»

    • Заранее написаны некоторые искусствоведческие термины (живопись,колорит, зарисовка, тон, фон, натюрморт,холст,полотно) и эстетические понятия (удовольствие, наслаждение, восхищение, прекрасное, великолепное,удивительное)



  1. На партах: учебник русского языка, тетрадь, черновик, письменные принадлежности

  2. Музыкальный проигрыватель для демонстрации музыкальных отрывков




Ход урока.


  1. Приветствие. Организационный момент.

  2. Проверка наличия на столах учащихся всего необходимого.

  3. Объявление темы урока.

  4. Стихотворный фрагмент.

  5. Музыкальный фрагмент

  6. Беседа с учащимися на тему искусства. Виды искусства (музыка, живопись, скульптура, танец, искусство слова). Учитель выявляет уровень эстетического развития пятиклассников, выясняет, как дети понимают цели и задачи живописи

  7. Музыкальный фрагмент.

  8. Стихотворный фрагмент.

  9. Беседа с учащимися на тему натюрморта П.Кончаловского. Натюрморт – застывший в красках момент. Первоначальное восприятие, ощущения, ассоциации. Предыстория картины (что было до момента, изображенного на холсте).

  10. Составление плана сочинения (на доске и в тетрадях):

    • Вступление

    • Основная часть

    • Заключение

  11. Подбор лексических средств к сочинению

    • Слова, написанные на доске

    • Слова, рекомендованные составителями учебника (богатый,обильный,щедрый)

    • Работа над синонимией и антонимией (совместно с самими учащимися)

/Он-художник-живописец-Кончаловский-автор-создатель картины;

Картина-полотно-холст-натюрморт-репродукция;

Красивый-живописный-впечатляющий-восхитительный/


  1. Учащиеся пробуют создать устный вариант своего сочинения. Используется метод «прерванного рассказа» (один начинает, другой-продолжает).

  2. Выяснение затруднений, возникших у детей в процессе составления рассказа. Рекомендации учителя.

  3. Музыкальный фрагмент.

  4. Завершение урока.



Результаты урока.

    • Формирование монологической связной речи

    • Обогащение словарного состава учащихся

    • Осуществление межпредметных связей на уроке (живопись,музыка,литература)

    • Духовное обогащение учащихся

    • Развитие эмоциональной сферы




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ