Олимпиада по русскому языку 4 класс - начальная школа









Олимпиада по русскому языку

4 класс

Категория: начальная школа





Конкурсный материал учителя начальных классов

МБОУ «НОШ№31»,

ул. Бабушкина,28 г. Читы, Забайкальского края

Семьяновой Светланы Николаевны



















































Класс________________________________

Фамилия_____________________________

Имя_________________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

 



1."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________(НОС)
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________(УШИ)
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________(ВЕТЕР)
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет_________________(ЯЗЫК)
(4 балла - за каждое верное слово- 1 балл)

2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку.

Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

(Здание-зодчий,

Околица-колесо,

Крыльцо-крыло,

Отец- отчизна,

Полотенце-полотняный)

(5 баллов- за каждое верное слово- 1 балл)


3. От данных существительных образуйте глаголы:

Дочь…….(Удочерить)

Пояс……(Подпоясывать, опоясывать.)

Вода ….(Наводнить, обезвожить)

Способ…..(Способствовать)

Камень…..(Каменеть)

Крыло…(Окрылять)

(14баллв - по 2 балла за правильно подобранное слово, а за выделенные - по 3 балла)







4.Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

яблоко______(яблок)

ботинок-____(ботинок)

стекло -_____(стекла)

кольцо -_____(колец)

носок-______(носков)

помидор-_____(помидоров)

апельсин -_____(апельсинов)

грамм-_______(граммов)

полотенце -____(полотенцев)

облако -________(облаков)

(10 баллов - по 1 баллу за верное слово)

5. Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове…..(легкомысленный, несерьёзный человек)

Как ветром сдуло________(Очень быстро)

Бросать слова на ветер__________(Не сдерживать обещания)

Искать ветра в поле______________(Бесполезно искать)

(4 балла – по 1 баллу за правильный ответ)

6. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.

а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)

в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)


(А) Шило в мешке не утаишь.

    Б) Яблоко от яблони недалеко падает.

    В) Мал золотник, да дорог.)

(6 баллов - по 2 балла за правильный ответ)


7.  Поставь в словах знак ударения.

Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.

 (ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха)

(3 балла - по 1 баллу за два верных ответа)



8.  Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.


(Антракт – перерыв, дегустапия – проба, лозунг - призыв, финал - конец.)

(4 балла-по 1 баллу за верный ответ)


9.  Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.


При (...) ец, каб (...) окошко, часто (...)ос, ме (...)олад.


(При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме (ШОК) олад. )

(4 балла – по 1 баллу за правильный ответ)





10.Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке. 
Лей - _______________ (ЕЛЬ)
Шей - ______________ (ЕШЬ)
Шёл - ______________ (ЛОЖЬ)
Лёд - ______________(ТОЛЬ)

(4 балла – по 1 баллу за правильный ответ)


11. А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. 

Бык…(КОРОВА)

Петух…(КУРИЦА)

Баран…(ОВЦА)

Селезень…(УТКА)

Боров…(СВИНЬЯ)

Гусь…(ГУСЫНЯ)

Индюк…(ИНДЕЙКА)

слон…(СЛОНИХА)

медведь…(МЕДВЕДИЦА)

волк…(ВОЛЧИЦА)


(10 баллов- по 1 баллу за правильный ответ)




12.Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = ____________(фрикадельки)
Ель + сад + рак = _______________( сарделька)

Рис + кепи = ___________________(персик)

Рыба + соки = __________________(абрикос)
Нива + реки = __________________(вареники)

(10 баллов- по 2 балла за правильный ответ)

13.Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

(АВГУСТ)______________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
(АППЕТИТ)________________ пропал у пони,
(АСТРЫ)________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -  
(АПЕЛЬСИНЫ)________________ уплетает.

(4 балла – по 1 баллу за правильный ответ)

14. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.


Прим...рять (МИР) друзей; зал...зать (ЛИЖЕТ) раны; отв...рить (СТВОРКА) дверь; зап...вать (ПЕТЬ) в хоре; ув...дать (ВИД) издали.

(5 баллов – по 1 баллу за правильный ответ)

15. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания. 
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

(Домов, столов, ковров (окончание –ов) 
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей))

(2 балла – по 1 баллу за правильное окончание в группе)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ