Урок русского языка: Комплексный анализ текста (в форме ЕГЭ) 11 класс

Комплексный анализ текста (в форме ЕГЭ)

Языковая стихия

Урок русского языка

в 11 классе

Разработан Князевой Альбиной Ивановной, учителем русского языка и литературы

Кодинской средней общеобразовательной школы №4

Кежемского района

Красноярского края































г.Кодинск 2013г.

Комплексный анализ текста

Тема: приемы работы с текстом как одна из форм подготовки к написания части С.

Цели: образовательная

  • Совершенствовать навыки комплексного анализа текста

Развивающая

  • Развивать творческие способности учащегося

Воспитательная

  • Способствовать формированию бережному отношению к родному языку, воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой нации

  • Учить получать знания в сотрудничестве с другими

Методическая цель: использовать интерактивные формы обучения (работа в малых группах)

Форма урока: работа в малых группах

Тип урока: комбинированный урок (урок закрепления, урок приращения новых знаний)

Оборудование: презентация к уроку, информационный портфель - алгоритмы выполнения заданий, тексты, задания

Технологии – кейс-технология, элементы технологии, критического мышления (мотивация вызова).













Ход урока

Iэтап. Погружение в совместную деятельность.

Задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участниками занятия.

  1. Учитель. Сегодня у нас комплексный анализ текста. (На экране слайд №1 «Комплексный анализ текста»).

Чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, что составит содержание урока, послушайте легенду.

Есть легенда о древнегреческом баснописце – Эзопе. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу сходить на рынок, велел купить «самого лучшего, что есть на свете» и приготовить блюда. Эзоп купил языки и приготовил из них 3 блюда.

Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые. Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, можем объяснятся друг с другом, при помощи языка люди могут решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объяснение в любви. Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу. «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают, разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Предание гласит, что не всем гостям понравился ответ Эзопа.

2. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? О чем будет текст, над которым будем работать? (о языке)

II.Работа с текстом.

  1. Высвечивается только заглавие «Языковая стихия» (слайд №2)

Предположите, о чем именно пойдет речь в тексте?

  1. Читается текст вслух. (тексты лежат заранее на столах)

ЯЗЫКОВАЯ СТИХИЯ

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека».

(4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь - на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (l2)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее - их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное - становится банальным.

(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк'ОZА) и «Аl1игатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

(По С. Казначееву)

  1. Сегодня мы работаем в группах. Задания каждой группе будут разные.

  2. У каждой группы было свое домашнее задание.

- Послушайте информацию об авторе. Кто такая Татьяна Бек(о ней вспоминалось в тексте)

(отвечают ученики 1-ой группы)

О ком бы еще хотели узнать?

- Учащиеся 2-ой группы приготовили сообщение о Кирилле и Мефодии (слайд №3)

  1. Работая в группах, соблюдайте правила 4х «нельзя». Слайд №4. Читаются правила. Обязанности каждого.

  2. Словарная работа. Тайна слова. Слайд №5

Чтобы понять смысл текста и выполнить задания к нему, определите значения слов. В карточке –задании соедините слова с соответствующим лексическим значением.

Слово

Лексическое значение слова

Потребно

Устар. Нужно для кого-н, чтобы удовлетворить к-н

Кириллица

Одна из двух древнейших славянских азбук (другая Глаголица)

Латиница

Латинский алфавит

Потенциальный

Возможный

Банальный

Лишенный оригинальности, избитый

Имидж

Искусственный образ, создаваемый СМИ образ по-русски

Примитивный

Простой



Обсуждения в группах ответов (работа со словарями,интернет)

Представление ответов.

  1. Работа в группах. Выбор заданий.

Содержание вопросов определяется цветом квадрата, который выбирает группа. Слайд №6.

Все задания поделены на 4 блока: теория по тексту, словообразование, морфология, синтаксис.

Блок №1. Теория текста

1 группа.

  • Определить тему текста (изменения в современном русском языке)

  • Какова основная мысль в тексте (происходит засорение русского языка заимствованиями, и это недопустимо)

2 группа.

  • Определить стиль текста. Докажите

  • Как понимаете смысл выражения «принести в жертву золотому тельцу» (20 предложение)

3 группа.

  • Определите тип текста. Докажите

  • Подберите эпитеты (6-7) к слову «язык»

Обсуждение задания в группах. Ответы вслух.

Блок №2. Словообразование

1 группа. Из 1-2 предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (просмотр)

2 группа. Из 16-17 предложений выписать слово (слова), образованное(ые) бессуффиксным способом. (расчет, подход, отдача)

3 группа. Из 6-7 предложений выписать слово, образованное бессуффиксным способом. (отдых)

Блок №3. Морфология

1 группа. Из 8 предложения выпишите местоимения, укажите их разряд. (все – определительное; что – относительное; ей – личное)

2 группа. Из 11 предложения выпишите все союзы. (но, когда, и, если)

3 группа. Из 6-7 предложений выпишите все предлоги. (в, к, на, на, со, благодаря)

Блок №4. Синтаксис

1 группа. Из 5 предложения выпишите подчинительные словосочетания со связью управление. (включаешь телевизор, рекламируют системы)

2 группа. Лера об алгоритме

3 группа. Из 1-6 предложения найдите односоставные предложения. Каково их значение? Какова их роль в тексте? (1, 3, 4, 5, 6; обобщенно – личные предложения.Каждый читатель собеседник)

Какие пунктограммы заключены в Iабзаце? Назови номера предложений. (ССП – 1,3; СПП – 5,6; однородные члены – 4,6; БСП – 4)

III этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности.

  • Какую проблему поднимает автор текста? (проблемы развития и сохранения русского языка)

  • Есть ли в нашем городе вывески, которых, по-твоему, не должно быть?

  • Вспомним, гостям Ксанфа неприятно было слушать слова Эзопа о том, что язык может разъединять людей. Это заставляет задуматься натем, что такое наш язык. И от самого человека зависит, как он будет пользоваться удивительным оружием – языком. Автор напоминает нам об умелом владении речью и о бережном отношении к слову, русскому слову.

  • Выберите лучшее высказывание о языке. Зачитайте.

  • Еще одно домашнее задание И. С. Тургенев «Русский язык». Д/з: выразите свое отношение к тексту. Предложения по очищению русского языка.

Анализ работы в группах.

  • Что дала такая работа?

  • Что нового ты узнал лучше всего?

  • На каких уроках стоит работать в группах?

Оценка группы в целом. – все группы.

Учитель.

Мы говорили о состоянии современного русского языка. Хочется

верить, что пройдет время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. Прекрасен русский язык! И на нем еще споют самые лучшие песни о будущем, напишут самые лучшие произведения.

При подготовке к уроку использовалась методическая литература:

  • Журнал «Современный урок» №9, 2009г. Стр. 3-8

  • Справочник заместителя директора школы №9, №2010г. Стр. 40-47

  • И. П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, П.П. Васильевых, В.М. Курятова. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решениесложных заданий. ФИПИ. М., «Интеллект центр», 2012г.

  • Сайт в интернете от автора Т. Бек (википедия)

  • И.С. Тургенев. Книга для ученика и учителя. Отцы и дети. Повести. Рассказы.Стихотворения в прозе. М., «Аст: Олимп», 1999г., стр. 486

  • Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи 5-9 классы. Тренировочные задания на уроках. Волгоград «Учитель», 2006г.

  • Информационный «портфель» учащихся(прилагается).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ