Конспект урока русского языка "Закрепление знаний о глаголе" 9 класс
Татарова Нина Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
г. Черногорск
учитель русского языка
Русский язык 9 класс
Тема: Закрепление знаний по теме «Глагол».
Цель: закрепление и обобщение знаний о глаголе как о части речи, применение изученного на практике.
Задачи:
1. тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;
2. формировать умение дифференцировать глаголы всех изученных видов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно записывать личные окончания глаголов, определять время, лицо, род и число глаголов;
3. развивать орфографическую зоркость, умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи;
4. воспитывать интерес к языку, учить выражать в слове, используя выразительные средства языка, свои мысли, впечатления, представления;
5. формировать навыки самостоятельной и коллективной работы
Оборудование: раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями), карточки с рецептами приготовления блюд, опорные таблицы по глаголу, записи на доске, стенд с рецептами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Cнова звонкий дан звонок,
Начинается урок.
Все ли готовы работу начать?
Писать, разбирать, на вопрос отвечать?
II. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика.
- Что вы можете сказать о погоде в это время года?
- Чего не хватает нам зимой?
- Предлагаю нарисовать это солнце кончиком пальца на спине у соседа. Улыбнитесь! Пусть это солнце греет вас.
- На дворе ещё зима, но солнце уже повернуло на весну.
- А чтобы в классе стало теплее, я тоже нарисую солнце (вывешиваю наглядность - солнце).
- Это солнце нам поможет:
1. Закрепить изученный материал.
2. Развить зрительную память, речь, воображение, внимательность.
3. Развивать умение общаться и получать удовлетворение от общения друг с другом и целеустремлённость.
III. Сообщение цели.
- У вас на парте лежит листок с рисунком и фразой “Сегодня на уроке я постараюсь …” Продолжи фразу. Пусть эта цель будет перед вами весь урок. Стремитесь её достичь.
- Прочитайте тему урока из записи: ГгЛлАаГгОоЛл. Значит, сегодня мы вспомним то, что узнали о глаголе.
- О глаголе даже написаны стихи.
Что без меня предметы? – Лишь названья.
А я приду – и всё в движение придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- Назовите глаголы из текста.
- Сформулируйте правило по схеме. (на доске).
Запишите число.
Запишите одним словом:
Рецепт.
Предписание врача о составе лекарства, об изготовлении какого-нибудь лечебного средства и о способе применения его больным.
Способ приготовления чего-нибудь.
Рецептурный.
Отдел в аптеке, выдающий лекарства по рецептам.
- Составьте предложение с одним из этих слов (устно)
(на доску вывешиваю карточки со словарными словами)
- Это слово нам нужно сегодня, т. к. мы будем работать с рецептами. Где и какие вы уже встречали рецепты?
IV. Работа по теме урока.
Прочитайте текст рецепта. Придумайте к нему заголовок. Поставьте глаголы в скобках в неопределённую форму (на доске – плакат с текстом)
Чтобы (сварю) рисовую кашу с маслом, нужно сначала (промою) крупу, (налью) в кастрюлю 4 стакана воды, потом (положу) масло и (посолю). После того, как вода закипит, нужно (положу) в неё рис и (варю) около 30 минут. Кашу необходимо (помешиваю). По вкусу можно (добавлю) сахар. Кашу нужно (подаю) в горячем виде.
- В какой форме надо поставить глаголы? Определите спряжение глаголов по неопределённой форме. Почему эта форма так называется?
(один работает на доске, остальные в тетрадях: выписать только глаголы в Н. Ф.)
- Кто умеет готовить кашу? Что вы могли бы изменить в рецепте или добавить?
Составьте текст рецепта. Расположите предложения в нужной последовательности (пронумеруйте предложения) (работа на карточках)
- Можете советоваться друг с другом, помогать.
Подавать на стол рыбу лучше всего с мелко нарезанной зеленью.
В сковородку налить растительное масло, поставить её на огонь и сильно разогреть, потом положить рыбу на сковородку.
Рыбу очистить от чешуи, вынуть внутренности и промыть.
Очищенную рыбу посолить, поперчить и обвалять в муке или сухарях.
Жарить рыбу нужно до образования румяной корочки.
- Выпишите глаголы из текста в два столбика:
1 спряжение 2 спряжение
_________________ _____________________
_________________ ______________________
__________________ ______________________
_________________ ______________________
_________________ _______________________
_________________ _______________________
_________________ ______________________
Самопроверка, выставление оценки.
Физминутка.
“Вдохни всё светлое, чистое, белое. Выдохни плохое, грязное, тёмное”
“Погладь себя рукой по голове” «Подумай о хорошем, улыбнись!»
Кинезиологическое упражнение «Слон»
IV. Закрепление изученного.
Игра «Молчанка».
Упражнение в определении спряжения глаголов (сигнальные карточки 1, 2). Слова на доске.
Чистим встаём играют прыгаешь готовят рисует отвечаешь восходит дежуришь пишете светит читает дышите.
V. Самостоятельная работа.
Работа в группах.
Глаголы настоящего и будущего времени замени глаголами в прошедшем времени. Определи их род и число (карточки)
(Придёт) _______________солнечное утро. Весь лес (оденется) _____________
крупными каплями росы. Лучи солнца (падают) _______________снопами и (сверкают) ______________всеми огнями. Солнце (обнимает)______________ тёмный хвойный лес и своим теплом (раскрывает) ________________ на елях шишки. Воздух (звенит)_____________от птичьего гомона. Красота (радует) ______________всё живое.
VI. Обобщение знаний о глаголе (чтение с карточек вслух)
ГЛАГОЛ занимает 2 место после существительного, это самая живая часть речи. Она показывает само действие, движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.
Мир вокруг нас окружён живой тайной – тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И ГЛАГОЛ помогает нам приблизиться к этой тайне. Мы понимаем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, осень – плакать, ветер – завывать.
ГЛАГОЛ помогает нам передать и почувствовать речь, движение, цвет, звучание, чувства человека, трудовые процессы. С помощью глагола наш язык стал богатым, образным, активным.
- Как изменяется глагол?
VII. Итог урока. Оценки. Работа на обратной стороне листка.
- Запишите, что вы успели сделать на уроке.
VIII. Задание на дом.
- На стенде расположены книги с кулинарными рецептами. Выберите себе одну и найдите в ней рецепт приготовления блинов, т. к. скоро Масленица.
Если останется время.
Сделать высказывания отрицательными. Придумать заголовок:
Друг леса … ломает веток. Он … сдирает с деревьев кору и … подрубает корни. Друг леса …. разводит костры в лесу, …. разоряет муравейники и гнёзда, …. берёт яйца и птенцов из гнезда. Друг леса … забывает убрать за собой мусор.
- Как пишется НЕ с глаголами?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ