Конспект урока "СЛОВО ТЕБЕ СОТВОРИТ ДОБРО" 5 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми


«СЛОВО ТЕБЕ СОТВОРИТ ДОБРО…»

Петрова Светлана Евгеньевна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по НМР, Владимирская область


Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 10-11 лет, 5 класс.

Место проведения: класс.



Цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Морфемика и орфография»; совершенствовать навыки морфемного разбора; формировать умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу; развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией, правильно держаться перед слушателями.

Тип урока: обобщение изученного

Вид урока: урок-семинар

Технология: на диалоговой основе с элементами авторской технологии встречных усилий О.Н.Хан

Оборудование: мультимедийная презентация в формате Power point, проектор.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с темами докладов и списком необходимой литературы, распределяет задания между учащимися, проводит консультации, оказывает помощь в составлении плана для выступлений. Учащиеся готовят доклады, подбирают примеры из учебника и дополнительной литературы.

Темы докладов: 1)Морфемный состав слова, 2)Исторические изменения в составе слова, 3) Правописание гласных в корне слова, 4)Правописание согласных в корне слова, 5) Правописание гласных и согласных в приставках.

Ход урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – семинар. Что же это слово обозначает? Найдите его в словаре. (Учащиеся работают со школьным словарем иностранных слов)

Узелок на память: Семинар (лат.) – рассадник. Практические занятия, организованные по группам.

В ходе докладов ваших товарищей вы должны записать сообщения в виде конспекта или плана, список использованной литературы; по окончании доклада можно задать учащимся уточняющие вопросы или дополнить сообщение товарищей.

2.Выступление докладчиков.

Первый доклад «Морфемный состав слова». Примерный план:

1.Из каких значимых частей состоят слова?

2.Корень слова. Однокоренные слова.

3.Основа слова и окончание.

4. Суффикс и приставка. Значение этих морфем.


В ходе первого выступления учащимся предлагается следующее задание: запишите слова в два столбика – 1)имеющие окончание; 2) без окончания.

Корень, основа, окончание, существительное, глагол, слово, давно, изучаем.

Второй доклад «Исторические изменения в составе слова». Примерный план:

  1. Непродуктивные суффиксы и приставки.

  2. Слияние с корнем слова некоторых приставок и суффиксов.

  3. Однокоренные ли слова идти и шёл ?

В ходе второго выступления учащимся предлагается следующее задание: подберите самое интересное слово, на ваш взгляд, для морфемного разбора. Произведите морфемный разбор этого слова.

Третий доклад «Правописание гласных в корне слова». Примерный план: 1.Проверяемые гласные в корне слова.

2. Непроверяемые безударные гласные. 3.Чередующиеся гласные.

В ходе третьего выступления учащимся предлагается следующее задание: распределите слова в три столбика:

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся гласные в корне




Мечта, очаровать, гора, пригорел, удивительный, команда, пересмотрел, говорить, кабинет, блестел, газета.

Четвёртый доклад «Правописание согласных в корне слова». Примерный план:

1.Проверяемые звонкие и глухие согласные.

2.Непроизносимые согласные

3.Непроверяемые согласные.

В ходе четвертого выступления учащимся предлагается следующее задание: заполнить схемы примерами, обозначьте орфограммы

Корень




Проверяемые звонкие Непроверяемые Чередующиеся

И глухие согласные безударные гласные гласные в корне


*учащиеся самостоятельно заполняют таблицу или используют слова для справок: Просьба, опасность, коллектив, территория, косьба, редкость, солнце, гигантский, классный, вид, участвовать.

Пятый доклад «Правописание гласных и согласных в приставках». Примерный план: 1. Правописание главных. 2. Правописание согласных. 3. Правописание приставок пре- и при-. В ходе пятого выступления учащимся предлагается следующее задание: докажите правильность мысли К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». В качестве примера приведём слова с корнем –лет- и различными приставками.

3.Подведение итогов урока.

- Ребята, разобраться в структуре слова – это значит «открыть его», понять его смысл. Послушайте стихотворение С.Островского «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…..

И когда я слышу: - Извини меня! –

Это значит: - Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня. Своё пространство! Свои рубежи.

И когда я слышу: - Обереги меня! –

Это значит: -Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу: - Защити меня!

Это значит: - Спрячь меня за щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро!


Итак, ребята, для чего же нужно уметь разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

Какие записи вы сделали на уроке? Какие новые знания получили?

4.Рецензирование ответов. Получение оценок.

5.Домашнее задание: повторить параграфы, подготовиться к проверочной работе по теме «Морфемика»; *подготовить дополнительный материал «Это интересно» по теме урока.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык 5 класс»,учебное пособие в 3-х частях, «Мнемозина», 2012г

  2. Васильевых И.П., Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителя, «Мнемозина», 2012

  3. Васильева В.В., Пищева Г.Н., Современные открытые уроки русского языка, 2002, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002.


4

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ