Конспект урока "Типы сложного предложения и средства связи между его частями"

Урок: Типы сложного предложения и средства связи между его частями.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

- учебник Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 12 изд., стереотипн. - М.: Дрофа, 2008

- компьютер,

- раздаточный материал,

- интерактивная доска

- Интернетресурсы

1. Организационный момент. ( 30 сек. )

Приветствие.

2. Сообщение темы урока и определение задач. ( 1 мин. 30 сек.)

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Интегрирующая дидактическая цель: дать учащимся представление о типах сложного предложения и типах связи в нем.

Целевой план действий для учащихся:

научить учащихся определять тип сложного предложения;

развивать умение определять средства связи между частями сложного предложения;

воспитывать интерес к русскому языку.

3. Проверка домашнего задания. ( 3 мин.)

  1. пересказ § 6 учебника

  2. ответы на вопросы упр. 48 - устно

4. Повторение. (Орфографическая разминка.) (10 мин.)

Учащиеся получают распечатки с тестом.

1.В каждом столбике укажи союз: а) то же; г) и так; б) так что; д) также; в) что же; е) так же; 2.В каждом ряду выдели сочинительный союз: а) также, так как, что; б) если, то…то, будто; в) едва, потому что, но; 3.Определи причинный союз: как будто, словно, потому что временной: чтобы, пока, точно изъяснительный: как скоро, что, оттого что 4.Части какого предложения связаны сочинительным союзом? а) Что легко достается, то дёшево ценится. б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков. в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала. г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту. 5.Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.

а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады. б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест. в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала. г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

Самопроверка и подведение итогов тестирования:

Ключ к тесту: 1) б, д 2) тоже, то..то, но 3) потому что, пока, что 4) б 5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2; Оцените по шкале: «5» - нет ошибок «4» - одна ошибка «3» - две ошибки «2» - более двух ошибок

(Материал взят Жукова Людмила Фаттаховна http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/druzhim-s-soyuzami )

5. Повторение материала по теме «Сложные предложения». (15 мин.)

1) Самостоятельная работа.

Учащиеся, заранее (до начала урока) разбившиеся на три группы, получают задание изучить материалы ресурса и обобщить полученные сведения для сообщения другим.

Задание 1-ой группе: Изучив материал, сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого. Ссылка на ресурс: http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Def_SentType.htm

1.png

Задание 2-ой группе: Изучив материал, сделать вывод о средствах выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Ссылка на ресурс: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-038.htm

2.jpg

Задание 3-ей группе: Изучив материал, сделать вывод о средствах связи между частями сложного предложения. Ссылка на ресурс: http://www.lingvotech.com/sredstvovyr

3.jpg

2) Обобщение знаний. Учащиеся заполняют ментальную карту по результатам своей работы, добавив самостоятельно выводы к уже имеющемуся материалу. Ссылка на карту: https://www.mindmeister.com/139548983#

4.jpg

3) Отработка умений и навыков.

Комментированное письмо с дополнительным грамматическим заданием.

Задание: запишите, объясняя орфографию и пунктуацию, подчеркните грамматические основы, составьте схемы.

  • Молодые листья трепетали, да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве. [ ], да [ ], да [ ]. ССП

  • Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей. [ ],тоже [ ].ССП

  • Старичок говорил очень протяжно, звук его голоса изумил меня. [ ], [ ]. БСП

  • То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть. (А.Чехов) То [ ], то [ ], то [ ]. ССП

  • С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употребить длинный день. [ ], (куда ). СПП

  • Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. [ ]. простое

6. Проверочная работа (тест). (10 мин.)

Тест «Подчинительные союзы и союзные слова» для 9 класса Автор: Захарьина Елена Алексеевна

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test27.xml

5.jpg

Тест по теме сложное предложение: http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post111357640/

6.jpg

7. Подведение итогов урока. (2 мин. 30 сек.)

Заполнение индивидуальной карты «Рефлексия»

Учитель возвращает учащихся к целям и задачам урока (на инт. доске).

- Какие цели и задачи выполнили?

-Какие виды сложных предложений знаете?

-Какое предложение называется ССП?

-Какое предложение называется СПП?

-Какое предложение называется БСП?

-Каких успехов вы достигли?

8. Домашнее задание. ( 30 сек.)

домашнее задание: упр. 51, 56





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ