Развитие речевой компетенции школьников посредством использования метода проектов

«Развитие речевой компетенции школьников посредством использования метода проектов»

«Все, что я познаю, я знаю

для чего это мне надо

и где и как я могу эти знания применить»

Полат Е.С

Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Там, где дети усиленно учатся говорить,…там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Современная жизнь требует, чтобы уровень владения русским языком в различных сферах деятельности был высоким. Правильно, выразительно и точно говорить, владеть соответствующими приемами общения в различных ситуациях, грамотно составлять тексты, владеть соответствующими приемами общения в различных ситуациях – всё это необходимо в будущем для выпускника. Нельзя не согласиться со словами Д.С. Лихачева: «Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык».

Сегодня наблюдается низкий уровень речевой культуры: большая часть детей не владеет в достаточной мере монологической, диалогической речью, умением самостоятельно создавать алгоритмы, формирующие орфо-графическую и пунктуационную грамотность, составлять тезисы научных статей, умело конспектировать изучаемый материал, владеть приемами редактирования текста, создавать тексты различных стилей и типов речи, добывать знания непосредственно из реальности. Их речь, как правило, бедна, однообразна. А ведь речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Чтобы убедиться в злободневности темы, я совместно с учащимися провела социологический опрос среди школьников 5-10 классов (360 человек) и родителей (82 человека), которые отвечали на вопросы:

  1. Нужен ли речевой этикет?

2. Обижает ли вас, если незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

3. Допустима ли ненормативная лексика?

4. Нужен ли закон о речевом этикете?

На основе проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

1. Люди с высшим образованием понимают, что речевой этикет необхо-дим - 100% от числа опрошенных дали положительный ответ.

2. Опрошенные со средним и неполным средним образованием 25% от числа опрошенных считают, что не всегда необходимо применение речевого этикета. Считают, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык.

3. Опрошенные школьники уверены, что закон о речевом этикете вообще не нужен.

4. Вот некоторые выдержки из их ответов: «Мне кажется, человека не исправишь», «Только сам человек должен решать какой будет его речь».

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что за последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону. Недооценивать значение слова нельзя, оно очень велико, так как речь – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. В течение двух лет я занимаюсь проблемой «Формирование у школьников речевых компетенций как необходимого качества личности».

В процессе работы я убедилась, что использование в образовании традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:

  • между методами преподавания и различным уровнем способностей обучающихся;

  • между репродуктивным характером обучения и стремлению личности к творческому самовыражению;

  • между большим объемом материала и неумением применять полученные знания в практических целях.

Современный ученик имеет низкий уровень мотивации, его организм спасается от переизбытка информации, не воспринимая или быстро забывая ее. Эти противоречия порождают проблему поиска новых интерактивных методов обучения: исследовательского, личностно-ориентированного подхода, развитие диалоговых отношений, педагогика сотрудничества, здоро-вьесберегающие технологии. Внедрение таких методов в школьную практику является актуальной проблемой для современного обучения в целом и составляет новизну данного проекта. Современные технологии предоставляют широкий спектр разнообразных интерактивных методов, одним из которых является проектная деятельность.

Целью данной работы является выявление уровня сформированности речевых компетенций обучающихся, изучение возможности использования проектной технологии в системе урочной и внеклассной работы по формированию языковой и коммуникативной компетенции школьников, разработка и реализация творческого комплексного проекта.


Мой педагогический опыт и наблюдения позволили выявить следующие противоречия:

- между методами преподавания и различным уровнем способностей обучающихся;

- между требованиями современного общества к уровню речевой культуры и сформированностью речевых компетенций школьников.

ЦЕЛЬ:

- выявление уровня сформированности речевых компетенций обучающихся;

- изучение возможности использования проектной технологии в системе урочной и внеклассной работы по формированию языковой и коммуникативной компетенций школьников;

- развивать речевые компетенции обучающихся через создание проектов, организацию исследовательской деятельности.


ЗАДАЧИ:

  • формирование речевых компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование навыков исследовательской работы;

  • развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.


ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:

Как влияет на развитие речевых компетенций школьников метод проекта?

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Если использовать метод проектов, как средство формирования речевой компетенции школьников, то это позволит:

1. повысить уровень теоретических знаний;

2. повысить уровень речевых компетенций:

- владение логическими операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации);

- владение навыками работы с книгой и другими источниками информации;

- владение монологической и диалогической речью;

- самостоятельно создавать алгоритмы, формирующие орфографическую и пунктуационную грамотность;

- владение приемами редактирования текста, создавать тексты различных стилей и типов речи;

- добывание знаний непосредственно из реальности;

- готовность к самообразованию;

- владеть современным речевым этикетом, соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- развитие речи, формирование речевой (коммуникативной), языковой (лингвистической) и социокультурной компетенций обучающихся школы;

- создание, реализация факультативного курса «Речевые секреты» с методическими рекомендациями;

- создание педагогического проекта «Общество борьбы за чистоту русского языка»;

- создание электронного «Словаря ошибок»;

- деятельность школьного Пресс-центра «Эврика», ежемесячный выпуск школьной газеты «Школьный калейдоскоп».


ЭТАПЫ И СРОКИ РАБОТЫ:


I. Аналитико-прогностический этап (сентябрь 2008г.)

  • изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме;

  • определение возможных направлений исследовательской деятельности;

  • утверждение направлений и индивидуальных планов участников групп.

  1. Практический этап (2008-2010гг.)

Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями;

Разработка исследовательских проектов: «Очерковая проза И.Петрова» -10класс, «Исторические чередования в корне слова» - 7 класс, «Жаргонная лексика: норма и антинорма»;

Разработка и защита программы факультативного курса «Речевые секреты» с методическими разработками.


Анализ и оценка результатов (май 2010г.)

  • Выводы. Рекомендации. Опрос.


Критерии:

- умение грамотно и логично строить высказывания, соблюдение языковой нормы в устной и письменной речи;

- создание картотеки «Словаря ошибок»;

- владение современным речевым этикетом.


ВЫВОДЫ:

Гипотеза оказалась верной.

Метод проектов может эффективно использоваться для формирования культуры речи школьников, т.к. стимулирует интерес обучающихся к совершенствованию и обогащению своей речи и направляет их деятельность на реальный результат.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, ученик из слушателя преобразуется в активного участника. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.


Отношение к проекту учащиеся (326 человек) повторно оценили так:

Интересный – 73% Понятный – 80%

Нужный – 90% Полезный – 64%

Этап презентации проекта понравилось осуществлять больше всего – 73% учащимся, что свидетельствует о положительном отношении к участию в проекте.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ


Уровень речевого развития



ВЫСКАЗЫВАНИЕ, МИНИ-СОЧИНЕНИЕ

НА НАЧАЛО

НА КОНЕЦ

2-3 ПРЕДЛОЖЕННИЯ

66%

23%

5-6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ

34%

77%

КОЛИЧЕСТВО СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

ИЗ 3-5 СЛОВ

66%

27,5 %

ИЗ 7-8 СЛОВ

34 %

72,5 %

КОНСТРУКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

44%

5,5%

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ

27,5%

38,5%

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ

22%

34%

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СРАВНЕННИЙ И ЭПИТЕТОВ

5,5%

22%



Перспективы:

- изучение говоров Омской области в рамках курса «Язык и речь жителей Омского Прииртышья», которое выразится в создании исследовательских проектов;

- участие в телекоммуникационных проектах;

- продолжение работы над «Словарем ошибок».




5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ