Использование технологии Дальтон-план на уроках русского языка

Усалева И.Е.

Использование технологии Дальтон-план

на уроках русского языка

ЧАСТЬ 1 (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ)

ДАЛЬТОН-ПЛАН – «лабораторный план», система индивидуализированного обучения.

Среди главных ценностей – свобода, самостоятельность и сотрудничество.

Начало положено в 20-е годы 20 столетия американской учительницей Хелен Паркхерст,

которая стала привлекать своих учеников к организации процесса обучения. Объем учебного материала разбивался на «подряды», которые делили на ежедневные задания. Каждый ученик заключал «контракт» с преподавателем о самостоятельной проработке учебного материала.

По словам самой Хелен Паркхерст, «Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания»

В конце 20-го – начале 21 века технология Дальтон-план получила новое осмысление.

По определении профессора Т.И. Шамовой , Дальтон-план относится к технологии «школы развития», это инновационная технология, в основу которой положен принцип индивидуального развития учащихся.

По мнению зав. кафедрой управления развитием образовательных систем МИОО профессора Шарай Н.А. , «лабораторные занятия по технологии Дальтон– план способствуют повышению качества образования , позволяют реализовать основные направления концепции модернизации российского образования и образовательной инициативы «Наша новая школа».

Структура и содержание урока организованы для самостоятельной работы учащихся с поддержкой учителя и специальных консультантов. Учащиеся ориентированы на приобретение знаний с учетом своих трудностей в русском языке и планировании путей их преодоления.

Такая организация работы помогает школьникам осознать возможности собственного управления учебными занятиями, выбора содержания, работы в индивидуальном режиме, отбора нужных заданий и самоконтроля в осуществлении познавательной деятельности.

Профессор МПГУ А.Д. Дейкина отмечает: Сознательное отношение учащихся к задаче достижения положительных учебных результатов, ценностная мотивация в осуществлении творческого планирования познавательной деятельности по русскому языку – это очень важные показатели эффективности образовательной среды».

Структура проведения всех уроков по Дальтон-плану идентична:

  1. Тема урока,

  2. Постановка целей,

  3. Активизация знаний по языковой теме,

  4. Входной контроль в виде языкового теста или мини-диктанта, включающего квалификация языковых ошибок максимальное количество ошибкоопасных мест по данной языковой теме,

  5. Самостоятельная квалификация языковых ошибок в соответствии с учебными блоками, предложенными учителем,

  6. Креативное планирование ( составление учащимися индивидуального языкового маршрута),

  7. Самостоятельная работа по его выполнению с последующей самопроверкой по эталонам,

  8. Рефлексия (письменная и устная),

  9. Домашнее задание (выполнение индивидуального маршрута или творческая работа по русскому языку)

В учебном процессе возникает управляемый эффект индивидуального обучения.

Сотрудничество преподавателя и учащихся возникает через возможность обратиться к учителю за помощью. Помимо этого, школьники осуществляют индивидуальную коррекцию знаний , проводя самопроверку по ключам и получая поддержку со стороны одноклассников, вышедших на уровень консультантов.

Важно, что востребованы организационные умения учащихся, в частности конструктивно-планирующие. Стремясь к достижению учебных задач, учащиеся составляют индивидуальные маршруты, которые могут быть трех типов и соответствовать уровню языковых знаний учащихся:

высокому, среднему и низкому. Тип индивидуального маршрута определяется учащимися самостоятельно после проведения входного контроля по русскому языку по изучаемой теме.

Высокий уровень : учащийся, не допустивший ни одной ошибки во входном контроле, приступает к выполнению итогового учебного блока, объединяющего все учебные блоки изучаемой темы. Если учащиеся не допускают при его выполнении ошибок, то они становятся помощниками учителя, т. е. консультантами. В качестве домашнего задания им может быть предложена творческая работа. Если при выполнении учебного блока есть языковые ошибки, то учащиеся возвращаются к соответствующим учебным блокам и корректируют свои знания по русскому языку.

Средний уровень (наиболее частотный) : индивидуальный маршрут составляется ,если при входном контроле учащийся допустил более 1-й, но не максимальное количество ошибок..

Возможно множество разновидностей индивидуальных маршрутов. Но важно то, что учащиеся выборочно выполняют учебные блоки, соответствующие языковым ошибкам, проводят самопроверку по эталонам, консультируются. Только после коррекции знаний возможно перейти к итоговому учебному блоку, т. е. выйти на высокий уровень. Домашнее задание – это, как правило, выполнение индивидуального маршрута до конца.

Низкий уровень: тип индивидуального маршрута востребован в том случае, когда учащийся допускает максимальное количество ошибок во входном контроле. В этом случае выполняются все учебные блоки. Только тщательно отработав их, можно перейти к итоговому учебному блоку.

Домашнее задание связано тс дальнейшей работой над индивидуальным маршрутом.

Постепенно в процессе работы к учащимся должно прийти понимание, что успех данной работы обеспечивается умением организовать свою собственную учебную деятельность.

ЧАСТЬ 2 (ПРАКТИЧЕСКАЯ)

В течение 2010-2011 года изучались теоретические материалы, связанные с историей возникновения, развития и обновления технологии Дальтон-план, также разрабатывались материалы для проведения практических занятий по орфографии и пунктуации и велась практическая деятельность по внедрению технологии.

На уроках русского языка в 5 классе подготовка к лабораторным занятиям велась постепенно в течение нескольких месяцев. Учащимся предлагались ситуации, задания, упражнения, в процессе выполнения которых они должны были приобретать и закреплять общеучебные умения, а именно (по Шамовой Т.И.) учебно–организационные умения (понимать и намечать учебную задачу и ее конечную цель, планировать ход выполнения задания, рационально выполнять задание, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы), учебно-информационные (работа с учебником, работа со справочной и дополнительной литературой), учебно-коммуникативные у (участие в учебном диалоге , обсуждении проблемы), логические (мыслительные) умения.

В процессе работы ребятам была представлена форма работы - лабораторное занятие, объяснено, что к нему подходят постепенно во время изучения сложных орфографических и пунктуационных тем, после практической коллективной работы в классе. Эти занятия необходимы, так как помогают выявить свои недочеты, скорректировать знания, что особенно важно перед серьезными контрольными работами, промежуточными аттестациями, подготовкой к экзаменам. В процессе объяснения был устно изложен весь порядок работы , проговорено каждое действие учащихся. Но на практике этого оказалось мало, и во время проведения первых работ учащиеся проявляли неуверенность, задавали много организационных вопросов, просили

подтверждения правильности своих действий. Все это создавало напряженную обстановку на уроке, определенную неорганизованность. К тому же слабо мотивированные на учебную деятельность учащиеся искали повод для простоя, объясняя это непониманием. Так как желающих получить консультацию учителя было много ,невозможно было быстро реагировать и отвечать на все вопросы. После анализа состоявшегося занятия был сделан вывод, что учащиеся должны иметь перед собой план лабораторного задания с целями, задачам, изложением порядка действий (возможно, по подобию модуля). Так как работа идет во время урока ( лучше отводить два урочных часа), желательно даже указать приблизительное время, затрачиваемое на тот или иной блок, хотя современные разработчики придерживаются положения ,выдвинутого еще Хелен Паркхерст,- не ограничивать детей во времени, давать им возможность работать в собственном режиме. И поэтому не следует считать ошибкой то, что отдельные учащиеся не проходят весь маршрут и не выполняют в урочное время задания выходного контроля. Они могут доделать это во время индивидуальных консультаций или при выполнении домашнего задания. Но надо отметить , что во время демонстрационных уроков такая ситуация создает эффект незаконченности урока, непродуманности действий учителя, отсутствия у него организаторских способностей.

Лабораторных занятий в урочное время в 5-х классах было проведено четыре по следующим темам: «Чередование гласных в корне слова», «Правописание О-Ё после шипящих в различных морфемах разных частей речи», «Правописание приставок», «Правописание слов с непроизносимыми и парными согласными в корне слова». Во время индивидуальных консультаций с группой учащихся была отработана тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением».

Надо отметить, что постепенно учащиеся привыкли к ходу работы, организационных вопросов стало возникать меньше. Выявилась группа учащихся ( в каждом классе это 3-4 человека), которые выполняют задания входного контроля без ошибок и после успешного выходного контроля начинают работать консультантами. Это очень облегчает работу учителя, который продолжает оставаться главным консультантом.

Во время проведения рефлексии большая группа учащихся отмечает, что такая работа нужна,

она позволяет корректировать собственные недочеты и помогает готовиться к контрольным работам.

В конце апреля 2011 года вышел сборник «Коррекция орфографических навыков в 10-11 классах (Дальтон-план)» Изд-во ООО «Литера-М», в подготовке которого принимал участие

авторский коллектив учителей . В сборнике помещены лабораторные занятия по основным орфографическим темам. Достаточное количество экземпляров этого сборника в нашей школе позволило организовать работу в 9-В классе при подготовке к ГИА. Группа учащихся выполняла задания во время консультаций в школе и самостоятельно дома, что позволило им закрепить знания по орфографии , помогло нескольким учащимся ( например, Кондрахову В., Першко А. )

повысить свои результаты.

Работа по технологии Дальтон – план не является ведущей, ее необязательно внедрять повсеместно, но в совмещении с другими технологиями она может способствовать улучшению знаний учащихся, повышению самооценки, увеличению самостоятельности при изучении русского языка и просто интереса к предмету.

К сожалению, не велась статистика , не было сравнительного анализа результатов до и во время использования Дальтон-плана. Это надо взять на заметку и обязательно сделать во время дальнейшей работы.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ