КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА "Язык и человек" 5 Класс
Горелышева С.А.
5 КЛАСС
1.Тема « Язык и человек»
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Давным-давно люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
Одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык – это подарок какой – то неведомой космической цивилизации.
Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать.
2. Выполните задания.
1. Какие версии о происхождении языка упоминаются в тексте? Какая из них тебе кажется интересней?
2. Объясните значения слов «лингвистический», «язык», « легенда».
3. Разберите слова по составу: бесценный, появился, подарок, загадкой.
4. Сколько в слове «ЯЗЫК» звуков и букв?
5. Назовите безударные гласные в словах « удивительных», «уверяют», «появился».
6. Найдите восклицательное предложение.
Тема «Безударные гласные в корне слова»
Запишите текст под диктовку. По одному предложению текст пишется у доски.
Рябину называют осенней красавицей. Она не боится холода, а ее ягоды становятся сладкими от мороза. Рябина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц. А птицы истребляют вредителей лесов.
Выполните задания:
Выпишите в два столбика слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова.
Объясните постановку тире в предложении «Рябина – полезная ягода».
Найдите сложное предложение, объясните постановку запятой в нём.
Разберите слова по составу: сладкими, привлекает, вредителей.
Подчеркните все местоимения.
Обозначьте части речи в первом предложении.
3.Тема « Грамматическая основа предложения»
Диктант «Проверь себя»
Рассвет. Туман. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро. Из ведра выскакивает лягушка. Обливаюсь водой и слушаю рожок пастуха. Он поёт у самой околицы.
Выполните задания:
Подчеркните в предложениях основы, укажите, чем выражены главные члены.
Прочитайте предложения, в которых только один главный член.
Как вы понимаете слово «околица»?
Разберите слова по составу: рассвет, листья, рожок.
Определите части речи в 4 предложении.
Сколько в слове «туман» звуков и букв?
Какое название точнее отражает тему текста: Рассвет. Туман. Лягушка.
4.Тема «Тире между подлежащим и сказуемым»
Диктант «Проверь себя»
Андерсен – великий датский сказочник. Герда и Кай – герои его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Выполните задания:
В каком ряду правильно выделены словосочетания из последнего предложения:
А) она спасла, спасла Кая, спасла от чар, от злых чар, от чар Снежной королевы, Кая от чар.
Б) спасла Кая, спасла от чар, от злых чар, от чар Снежной королевы.
Объясните графически постановку тире в предложении.
Найдите все местоимения.
Подберите однокоренные слова к слову «смелая».
Назовите имена собственные.
Как вы понимаете слово «чары»?
5. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»
Спиши текст, вставь пропущенные буквы, расставь недостающие запятые.
Наступает з..лотая осень. 2. Дни становятся к..роче и солнце по..вляется всё реже. 3. Лист..я (на) деревьях м..няют свою окраску и их разноцветные одежды ож..вляют засыпающий лес. 4. Б..гряные листья медленно падают и шуршат под ногами когда ты наступаеш… на них. 5. Если пройдут дожди листья лежат мягким к..вром. 6. Перелётные птицы готовятся в д..лёкую дорогу. 7. Вот косяки журавлей потянулись (над ) п..лями л..сами г..рами. 8. «Возвращайтесь к нам весной птицы!» - кричат им вслед ребята.
Выполните задания:
Начертите схему 3 предложения.
Найдите предложение с однородными членами, начертите его схему.
Найдите предложение с обращением.
В каком ряду правильно выделены словосочетания из предложения 6:
А) перелётные птицы, птицы готовятся, готовятся в дорогу, в дорогу, в далёкую дорогу.
Б) перелётные птицы, готовятся в дорогу, в далёкую дорогу.
В каком словосочетании правильно указано главное слово: 1) з…лотая осень, 2) м..няют окраску, 3) медленно падают, 4) косяки журавлей.
В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения 4.
А) Б..гряные листья медленно падают и шуршат под ногами когда ты наступаеш… на них.
Б) Б..гряные листья медленно падают и шуршат под ногами когда ты наступаеш… на них.
6.Тема «Синонимы»
Списать текст, заменив повторяющиеся слова синонимами. Подчеркните синонимы разными линиями.
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность.
Выполните задания:
В каких словах букв больше, чем звуков: 1) путь, 2) труден, 3) смертельная, 4) опасность
Какое слово текста состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? (непроходимых, лесных, бесстрашного)
Подчеркните в тексте все определения.
В каком значении употреблено слово « непроходимые»?
Определите лексическое и грамматическое значение слова «путь».
7.Тема «Основа и окончание»
Запишите текст под диктовку.
1.Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. 2.Оно густо покрылось травой. 3.Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным. 4.Я останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
Выполните задания:
Обозначьте в словах 1 предложения окончание и основу.
Найдите в тексте разные формы одного и того же слова.
Подберите родственные слова к слову «травой».
В каких словах 2 и 3 предложений нет окончания?
Начертите схему сложного предложения, укажите его номер.
Начертите схему предложения с однородными членами, укажите его номер.
Тема «Приставка»
Прочитайте текст.
Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из тёмных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка. Орлы дозором облетают озёра.
Выполните задания:
Определите стиль текста (разговорный, научный, художественный).
Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение).
Выпишите слова в переносном значении.
Выпишите из текста глаголы с приставкой, разберите их по составу.
Выпишите слово, у которого нет окончания.
Сколько в слове «еловых» звуков и букв?
Произведите синтаксический разбор 2 предложения. Дайте характеристику, начертите схему.
9. Тема « Беглые гласные»
Записать текст под диктовку. Сравнить его с авторским.
1.Утро было солнечное, но довольно прохладное. 2. Обильная роса покрывала всё: землю, траву, цветы, листья, кусты. 3. Миллионы крохотных капель повисали всюду и переливались на солнце. 4. Лес сверкал, и в каждой росинке отражалось солнце. 5. Иногда набегал ветерок, колыхал ветви деревьев, и они тихо качались и шумели. ( по М.Пришвину)
Вопросы к тексту.
Определите стиль и тип текста.
Составьте схемы 2, 3, 4 предложений.
Выпишите глаголы с безударными гласными в корне слова, графически обозначьте орфограмму.
Разберите по составу глаголы «повисали, качались». Какая значимая часть слова указывает на форму данных глаголов?
Найдите в тексте 2-3 слова с нулевым окончанием. На что оно указывает?
Найдите слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова?
Привести примеры слов с чередованием, с беглыми гласными.
Подберите синонимы и антонимы к словам «обильная», «крохотный». Составьте с ними словосочетания.
10. Тема «Повторение темы «Словообразование»
Диктант «Проверь себя»
1. Подул свежий ветерок. 2. В чистом небе появилось тёмное облачко. 3. Оно разрасталось очень быстро. 4. Грозно зашумело поле. 5. Ветер сгибал рожь, но она выпрямлялась. 6. Теперь каждый колосок жил своей жизнью. 7. Он выпрямлялся, звенел и дерзко смотрел в лицо страшному небу.
Выполните задания:
Составьте схемы 5, 7 предложений.
Разберите по составу слова « разрасталось», «грозно», « колосок».
Выпишите слова, написание которых определяется правилом: « Неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково, независимо от произношения».
Найдите слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова?
Сколько в слове «рожь» звуков и букв?
Выпишите словосочетания, в которых одно из слов употребляется в переносном значении.
Подберите синонимы к слову « смотрел».
11. Тема « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Прочитайте текст.
Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на её синеющей снежной белизне отражается мерцание звёзд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!
Выполните задания:
Определите стиль и тип речи.
Подберите синонимы к слову «очаровательный».
Каким синонимом можно заменить слово «струится» (свет)?
Выпишите в два столбика одушевлённые и неодушевлённые существительные, определите их род, число, падеж.
Найдите в тексте слова, соответствующие данным схемам:
существительное – приставка, корень, окончание; прилагательное – приставка, корень, суффикс, окончание, глагол – приставка, корень, суффикс, окончание.
Назовите 2-3 слова с нулевым окончанием. На что оно указывает?
Выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
12. Тема «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
Списать, вставить пропущенные буквы.
Хорошо в феврале в Подмосковь…! Кругом иней и снег. В меру подбадривает морозец, без знойной колкост… .
Что может быть лучше лыжной прогулк… по просек… в это время? Хорошо и на санях по лесной дорог… .
Холодное пламя тихой зорьки рдеет на пышной шири сугробов. На склоне оврага дремлет остров хвойного леса. Глаз ласкает зелёный бархат хвои. А вон на лапник… ёлк… прыгает с ветк… на ветку маленькая птичка.
Выполните задания:
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите одушевлённое (ые) существительные.
3) Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении (метафоры).
4) Обозначьте графически орфограмму «Гласные в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
5) Произведите морфологический разбор существительного «В Подмосковь…»
6) В последнем предложении найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Запишите их.
7) Выпишите 2-3 словосочетания, которые соответствуют схеме: сущ+. + прилаг.
13. Тема « Повторение темы « Имя существительное»
Диктант «Проверь себя»
1. На околице деревни стоит старый дуб. 2. Много легенд рассказывают об этом богатыре. 3. На этом великане юннаты пристроили скворечник. 4. Весной и летом здесь живёт семья скворцов. 5. Когда наступают холода, в нём прячется от стужи воробей. 6. Для него ребята на дереве сделали кормушку.
Выполните задания:
Сколько грамматических основ в 5 предложении? Подчеркните их.
Выпишите слова с орфограммой « Е-И в окончаниях существительных в единственном числе». Графически обозначьте орфограмму.
Из 4 предложения выпишите слово, в котором буква З входит в состав корня.
Из 6 предложения выпишите слово с орфограммой « Неизменяемые гласные и согласные в приставках»
Произведите морфологический разбор слова «околица».
Разберите слова по составу: «сделали», «кормушку», « скворечник».
В 1 предложении найдите слово, в котором происходит оглушение согласного.
14. Тема « Морфологический разбор имени прилагательного»
Диктант «Проверь себя»
1. Хорош зимний день! 2. Воздух свеж, прозрачен, чист. 3. Сквозь облака изредка пробьётся луч солнца и опять исчезнет. 4. Он не горяч, но ослепителен и ярок. 5. Ветер жгуч и порывист. 6. Но дети мороза не боятся. 7. Они всегда веселы и бодры.
Выполните задания:
Подчеркните грамматические основы 1, 2, 4, 5, 7 предложений. Какой частью речи выражено в них сказуемое?
Начертите схему 3 предложения. Какое пунктуационное правило вы вспомнили? Сформулируйте его.
Разберите по составу слова « ослепителен», «порывист».
Выпишите слова, написание которых подчиняется правилу « Краткие прилагательные с основой на шипящую пишутся без мягкого знака». Обозначьте орфограмму.
Произведите морфологический разбор одного полного и одного краткого прилагательного.
Сколько в слове «боятся» звуков и букв?
Сформулируйте правило, которым вы пользовались при написании приставки в слове « изредка».
15. Тема «Неопределённая форма глагола»
1) На доске записан текст.
Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом кончился ливень. Стало светло, и на небе засверкало солнце. К нашему удивлению, трава, кусты сияли звёздочками дождевых капель. О недавнем ливне ничто не напоминало.
1) Прочитать текст.
2) Выписать все существительные и определить падежи.
3) Выписать глаголы, определить время, лицо, число, род.
4) Поставить эти глаголы в неопределённую форму, выделить окончания.
5) Объяснить постановку запятой в 3 предложении.
6) Какой частью речи является слово «быстро»?
16. Тема «Виды глагола»
Диктант « Проверь себя»
Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи в низинах. Трогаются вешние воды. Идёт лёд.
1) Проверка диктанта.
2) Придумать название.
3) Объяснить лексическое значение слов: «водолей», «талой», «вешние»
4) Найдите слово, у которого нет окончания. Какой частью речи является данное слово?
5) Начертите схему 1 предложения.
6) Найдите глагол, который соответствует схеме: Приставка, корень, два суффикса, окончание.
7) Дайте характеристику последнего предложения.
8) Определите вид глаголов в тексте.
17. Тема « Морфологический разбор глагола»
Диктант «Проверь себя»
1. Весной лес пробуждается после зимнего сна. 2. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. 3. Зеленеет травка. 4. Слышится пение птиц. 5. Внезапно темнеет небо. 6. В тёплом воздухе наступает тишина. 7. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень. 8. Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.
Выполните задания:
Глаголы какого вида употреблены в тексте? Какого они времени?
Найдите предложение (я), в которых 3 грамматические основы.
Определите спряжение глаголов в 8 предложении.
Выпишите 2 словосочетания, которые соответствуют схеме: глагол + существительное. Обозначьте главное слово.
Сколько звуков обозначает буква «Я» в слове « ярким»?
Разберите слова по составу : « нарастает», «раздаётся», «проясняется».
Произведите морфологический разбор 2-3 глаголов из текста.
18. Повторение темы «Глагол»
Диктант «Проверь себя»
1. Мы приближаемся к лесу и чувствуем себя прекрасно. 2. Каждый ощущает прилив новых сил. 3. Пригревает весеннее солнце, и приятно веет ветерок. 4. Перед нами расстилаются бескрайние просторы полей, открываются прелестные виды родной природы. 5. Всё притаилось и безмолвствует. 6. Мы рассыпались по лесу и перекликались между собой.
Выполните задания:
1. Найдите глагол 2 спряжения.
2. Найдите глаголы прошедшего времени.
3. Найдите глагол, в котором есть корень с чередованием.
4. Разберите по составу глаголы: приближаемся, рассыпались, открываются.
5. Найдите глагол настоящего времени, 1 лица, ед. ч.
6. В каких предложениях есть однородные сказуемые?
7. Найдите словосочетание : глагол + наречие, обозначьте главное слово.
8. Определите количество звуков и букв в глаголе «веет».
9. Сколько грамматических основ в предложении 4?
10. Сформулируйте правило о правописании безударных окончаний глагола. Приведите примеры из текста.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ