Введение понятия Стиль речи
Тема: Введение понятия Стиль речи.
Цель: овладение техникой проблематизации.
Задачи:
Путём сравнительного анализа двух разностилевых текстов ввести понятие стиля речи как некой совокупности приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных целей, идей, мыслей.
В ходе решения проблемы урока воспитывать культуру дискуссии.
Структура урока:
Учебный материал
Содержание
Форма
1.а) Слово учителя
б) Чтение текстов о
берёзе
Создание игровой ситуации
Коллективная
2. Тексты
Первичное формирование мнения.
Индивидуальная
3. Параметры анализа
текстов
Использование имеющихся средств для решения новой незнакомой задачи. На этом основании формирование позиции путём анализа текста.
Групповая
4. Выступления представителей групп учащихся
Выявление оснований существования двух позиций путём коммуникативного конфликта. Обнаружение предмета спора.
Индивидуальная, парная, фронтальная
5. Слово учителя о возможности писать и говорить об одном и том же объекте, используя разные языковые средства: художественные приёмы и научные понятия.
Фиксация противоречия и поиск средств его разрешения. Обнаружение корня спора как причины возникновения спора.
Начало работы по созданию модели – построение идеальной действительности противоречия.
Фронтальная
6. Творческая работа. Создание научного (учащиеся, работавшие со стихами) или художественного (учащиеся, работавшие с научной статьёй) текста о самом известном австралийском животном
Примирение путём деятельностного освоения другой позиции. Использование модели для решения задачи. Соотнесение модели с реальностью, проверка её универсальности
Индивидуальная
7. Домашнее задание по выбору учащихся
а
Создание модели стиля, работа по модели
Индивидуальная
Ход урока:
а) Слово учителя:
В Министерство иностранных дел Российской федерации пришёл запрос от жителей Австралии о том, что такое берёза (на столах глобусы). Специалисты МИДа предложили два текста, в каждом из которых речь идёт о берёзе. Возникла проблема: какой отправить в Австралию?
б) Ученикам необходимо прослушать оба текста и выбрать тот, который, по их мнению, соответствует их личному представлению о берёзе (вопросы: ребята, вы послушали тексты. Какой из них вам показался ближе и интереснее? В каком берёза такая, какой вы её себе представляете?).
Ученики делятся на две группы в зависимости от выбранного текста.
В группах необходимо поработать со своими текстами по следующему плану:
Найдите в тексте слова и выражения, с помощью которых автор изобразил свою берёзу.
В чём особенность этих слов и выражений с точки зрения их значения (имеется в виду: всегда ли понятно вам и будет понятно иностранцу значение этих слов, или же нужны какие-то дополнительные знания и умения, чтобы разгадать замысел автора? Что это за умения и знания?)
Подготовьтесь к устному высказыванию, которое может быть таким: «Мы считаем, что текст, выбранный нами, позволит жителям Австралии лучше понять, что такое берёза, потому что берёза действительно представляет собой (то-то……. и то-то…) и в нашем тексте об этом написано (так-то…. и так-то).
Выберите самого достойного представителя группы, который выступит от вашего имени.
Выступления представителей экспертных групп с аргументами в пользу выбранного ими текста.
Задача учителя - обратить внимание детей на то, что об одном и том же объекте, берёзе, написано по-разному. Авторы использовали разные языковые средства: Есенин – художественные приёмы, автор статьи – научные понятия.
( Возможно, что уже в группах об этом упоминалось, но акцент сделать всё же необходимо). Причём одним людям ближе художественный образ, а другим – научный – в этом мы убедились, разделившись на группы.
Творческое задание группам. Вспомните самое известное животное Австралии и опишите его, используя такие же языковые средства, как в тексте другой группы.
Некоторые учащиеся зачитывают свои тексты.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
Создай словесный портрет австралийцев, которые смогли бы представить берёзу по: а) художественному тексту Есенина; б) научному тексту.
Напиши австралийскому другу о берёзе так, чтобы он тебя наверняка понял и смог бы точно представить это дерево.
Приложение 1
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Сергей Есенин
Берёза - род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Среди других пород выделяется белым цветом коры. В клетках коры содержится бетулин. Под корой – тонкий слой бересты. Поверх коры располагаются тёмные горизонтальные полосы, чечевички, состоящие из пробки. Цветки берёзы тычиночные и пестичные, собранные затем в серёжки. Плод берёзы ореховидный с двумя перепончатыми придатками – крыльями.
Насчитывается около 65 видов берёзы. Важнейшие виды – берёза бородавчатая и берёза пушистая.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ