Урок внеклассного чтения по рассказу М. А. Булгакова «Полотенце с петухом» 5 Класс
Урок внеклассного чтения по рассказу М. А. Булгакова «Полотенце с петухом» в 5 классе.
«Чувство ответственности как исток героического».
Программа В. Я. Коровиной
Основная цель работы учителя в 5 классе, которая становится определяющей для всего последующего курса, - создать оптимальные условия для того, чтобы перед детьми открылся художественный мир автора во всей его красоте и неповторимости. После изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» обязательно продолжаю говорить с детьми о героях и героическом. На уроках внеклассного чтения ребята учатся сопоставлять произведения, близкие по цели художественного высказывания, но
по- разному воплощающие идею. (Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед», И.С.Тургенев «Воробей», Н.М.Языков «Пловец» и др.) Учителю достаётся трудный, но очень интересный путь: самостоятельно продумать, как помочь детям постичь художественный текст и историко- культурный контекст, не потеряв при этом свежести и одухотворённости встречи ребят с прекрасным.
Главное, от чего я отталкивалась: уроки должны прежде всего быть интересными и воспитывать человека.
Теме героического в художественном произведении отвечает рассказ М.А.Булгакова «Полотенце с петухом», который посвящён проблеме перевоплощения действительности, жизненных реалий в художественный текст: «Правда жизни и правда искусства».
Передо мной стояло несколько целей:
литературные (показать возможность разговора о героическом на материале, кажущемся негероическим, увидеть вместе с детьми образные средства в рассказе),
нравственные (научить формулировать нравственную оценку характера героя),
речевые (развивать устную монологическую речь на литературной основе), культурологические (прививать интерес к пользованию справочно-энциклопедической литературой).
На доске записана тема: «Чувство ответственности как исток героического в рассказе
М. А. Булгакова «Полотенце с петухом»; портрет писателя. В углу доски висит полотенце с вышитым петухом, который любезно предоставила одна из родительниц. На стенде «Рисуют дети» вывешены рисунки учеников, где они показали весь свой полёт фантазии. Петухи на их рисунках были как живые: яркие, гордые, важные. На отдельном стенде помещены произведения, которые так или иначе отражают тему героического: «Вересковый мёд» Р. Стивенсона, «Бородино» М. Лермонтова, «Генералам 12 года» М. Цветаевой, «Воробей» И. Тургенева. Эти небольшие по объёму произведения дети прочитали самостоятельно.
Словарь: героизм, мужество, бесстрашный человек.
Идея героического очень важна для нравственного воспитания ребёнка. Урок начинаю с разговора о том, каким ребята представляют себе героя. Конечно, они расскажут не только о силе, мужестве, красоте своего героя, но и о его нравственных качествах. Продолжая разговор на эту тему, предлагаю ученикам выяснить лексическое значение слов «героизм», «мужество», «бесстрашный человек». Задание поработать со словарём они получили накануне.
Вспомним, ради чего совершает подвиг герой? Может ли герой бояться? Вместе с ребятами вспоминаем стихотворение И. Тургенева « Воробей», где главный герой боится, но и преодолевает страх. В стихотворении М. Лермонтова «Бородино» автор описывает подвиг солдат просто, без прикрас, хотя все они совершали героические поступки ради великой цели, были ответственными за судьбу своей Родины, своих детей.
Перехожу непосредственно к рассказу «Полотенце с петухом», говоря, что это произведение о враче, о буднях сельской больницы и кажется, что ничего героического в этом нет. Почему же этот рассказ мы читаем наряду с другими героическими произведениями (обращаю свой взор на стенд с художественными произведениями)? Прошу ребят подумать и ответить на вопрос в конце урока.
Следующий этап урока. Как построен рассказ? На какие части его можно разделить?
Дети легко выделяют 3 части в рассказе: до операции, операция, после неё.
Что мы узнаём о молодом враче из 1 части? Ребята пересказывают кратко текст, звучит монологическая речь. Молодой врач окончил Московский медицинский университет, получил диплом с пятёрками, подал прошение о направлении его на работу вторым врачом в глухое село в Мурьевскую больницу. Дети заметили и такую деталь, что выглядел врач молодо, поэтому для солидности он хотел «завести» очки, выработал особую походку, говорил размеренно.
Вызываю воображение ребят, добавляя, что доктор сутки добирался до местной больницы по разбитым просёлочным дорогам. Представьте себе, что вы в сельской больнице. Что означает разбитая просёлочная дорога? Первая часть рассказа содержит описание местности, которое даётся в унылых, скучных тонах. Прошу ребят найти в рассказе слова, описывающие траву во дворе больницы, дом, поле. Идёт работа с текстом. Трава «битая, умирающая и смякшая от сентябрьского дождика»; «белый облупленный корпус»; «горбатое обглоданное поле»; «чахлый перелесок»; «серые, драные избы»; «сверху сеяло, как сквозь сито». Особо обращаю внимание ребят на метафоры, сравнения, эпитеты. Затруднение ребят вызвало понимание значения слова «обглоданное» поле.
Продолжаем работу с текстом и читаем отрывки, доказывающие, что и настроение молодого доктора было под стать окружающему: «Я проклинал медицину, каждая из мышц болела нестерпимой болью…», «…заговорил я синими, деревянными губами», «…злобно уставился на возницу», «…в злобном отчаянии думал я».
О чём размышляет доктор? О том, что ему предстоит быть единственным врачом в больнице и эти размышления тоже безрадостны, он боится.
Прочитаем в классе внутренний монолог врача, чтобы увидеть, насколько неуверенно он чувствует себя в новом качестве, ведь он единственный врач в больнице. Отрывок очень эмоциональный, поэтому его выразительно читает заранее подготовленный ученик.
По окончании чтения задаю вопрос: Почему молодой врач так боится грыжи у больного и когда «грыжа померкла»? Ребята приходят к выводу, что врач боится каких-либо сложных ситуаций, в особенности грыжи. Она для него казалась очень сложной операцией. Но на фоне изуродованной безногой девушки «грыжа померкла». Ребята объясняют, как они понимают метафору «грыжа померкла».
Определяем, что главный эпизод рассказа – появление раненой девушки, которую привозит отец, теряя самообладание. Зачитываем описание её портрета, делая акцент, что это была «редкостная красота» девушки. Фельдшер, медсестра считают её положение безнадёжным и советуют ничего не предпринимать, т. к. её спасти невозможно. Трудным для доктора было принять правильное решение - такой вывод делают ребята. Но он решается на то, чего никогда не делал: на ампутацию раненой ноги, пытаясь спасти жизнь больной. Обращаю внимание учеников на то, как трудно далось ему это решение, как непросто было идти на риск, не имея гарантий спасти больную.
Задаю вопрос: Как Михаил Булгаков передаёт душевное волнение героя? Опять идёт кропотливая работа с текстом. Дети зачитывают: «…хрипло сказал», «…отчаянно подумал», «…сказал чужим голосом». Врач после операции сказал фельдшеру: «Когда умрёт, обязательно пришлите за мной». Почему он употребил союз «когда» , а не «если»? Размышляя, ребята высказывают своё мнение, что доктор не верил в положительный исход операции.
В рассказе несколько раз упоминается петух. Прошу ребят определить, как образ петуха
связан с конкретной сюжетной ситуацией. Дети замечают, что доктор сравнивается с «ободранным, голокожим» петухом. Петух должен быть приготовлен для ужина. Обратите внимание на заглавие рассказа. Как вы его понимаете? Помимо основного значения, ученики посмотрели и на справочный материал о символике петуха в народном творчестве, помещённый в учебнике в конце рассказа (выдержки из энциклопедии «Славянская мифология»). Это помогло сделать вывод, что петух на Руси - символ мужественности, он отмечает важные моменты в судьбе человека.
Возвращаюсь к вопросу, который задала ребятам в начале урока: почему этот рассказ мы отнесём к героическим произведениям? Дети вместе делают вывод, что герой победил в себе слабость, совершил мужественный поступок, стал хорошим доктором и ещё не раз спасал людей.
В финале урока ещё раз обращаю внимание на слова, написанные на доске: «мужество», «героизм», «бесстрашный человек».
Звучат вопросы: Можем ли мы сказать, что герой преодолел страх, проявил храбрость? Можем ли мы назвать героя рассказа мужественным? (Он не струсил в опасный момент). Можем ли мы сказать, что молодой врач - герой? (Данный поступок врача вылился в героический поступок).
Вы сами подвели итог. Спасибо.
На дом ребята получают задание подумать, был ли в их жизни случай, когда они сами себя удивили, приходилось ли им брать ответственность на себя, когда не на кого было надеяться, и написать этюд «Мой решительный поступок». Следующий урок обязательно посвящаю развитию речи. В классе ребята зачитывают свои этюды, затем все обсуждаем вопросы: Кого сейчас можно назвать героем? Можем ли мы оправдать врача, если бы он не отважился делать операцию?

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ