Конспект урока "ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ" 5 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми


ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В СОТРУДНИЧЕСТВЕ-

Фамилия Имя Отчество: Саетгараева Зульфия Абдулловна


место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Азнакаево»


должность: учитель


регион: Республика Татарстан


Предмет (направленность): Русский язык и литература.

Возраст детей: 5-11 классы.

Место проведения: класс.




Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве учителю придется потратить немало времени на разнообразные психолого-педагогические тренинги, направленные на следующее: сплочение ученического коллектива в целом, отдельных групп учащихся; умений участвовать в диалоге, умение вести дискуссию, изучение индивидуальных стилей учащихся, изучение,работающих в одной группе обучения, социально-психологических типов

Остановимся на индивидуально – групповой и командно – игровой работе. На уроках по усвоению нового материала возможны два варианта организации такой работы

Вариант 1.

Каждой группе предлагается одна проблема, один текст и серия вопросов ( заданий), на которые должна ответить эта группа. Учащиеся обсуждают проблему и договариваются между собой, кто и в каком вопросе будет разбираться, с тем, чтобы, если у кого из группы возникли затруднения по поводу какого – то вопроса, быть в состоянии объяснить доходчиво товарищу его суть. Каждый должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Когда группы готовы, учитель организует общее обсуждение, в котором все учащиеся, отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

Вариант 2.

Учащимся всех групп предлагается одинаковый материал – 4 вопроса. Соответственно составляются группы по 4 человека. Далее, после изучения предложенного учителем материала, учащиеся, анализирующие один и тот же вопрос, собираются в одну группу для совместной работы. Затем они возвращаются в свои группы и обсуждают возможные способы решения общей проблемы и оформления результата.

Что мы имеем в виду при планировании по методу обучения в сотрудничестве?

1.Определяем учебно – воспитательную задачу урока.

2.Определяем объем материала, который учащиеся смогут освоить в малых группах за отведенное время.

3.Делим задание на целесообразные части, формулируем задания для каждой группы.

4.По окончании работы выясняем, как учащиеся сотрудничали друг с другом.

Например в целях подготовки к сочинению – описанию можно предложить следующие задания:, 1 группа (сильные учащиеся ) - группа экскурсоводов. Подготовить материалы для выступлений : а) «Загорские матрешки» ; б) «Семеновские матрешки»; в) «Дымковские игрушки» ; г) «Актюбинские игрушки»..«Материалы подобрать (при необходимости) помогает учитель.

Индивидуальные задания: *Фарида, *Ильгиз – сочинить стихотворение о любимой детской игрушке (кукле, мишке, собачке, чебурашке ). Опорные слова, ключевые слова предлагаются учителем на карточке. * Лилия – найти информацию о символе- сувенире Азнакаевского района.* Дамир – рассказать об актюбинском сувенире « Девон-Бабай».

ІІ группа (средние учащиеся) – составить и нарисовать красочную карту путешествий по предложенным учителем станциям (названия станций предлагаются на карточке).

ІІІгруппа ( слабые учащиеся) – приготовить танец матрешек, нарисовать матрешек или других народных игрушек.

Задания к уроку путешествию даются в начале изучения темы «Имя прилагательное». ( за 2 недели до путешествия)

Опережающие домашние задания - это и своеобразный стимул для успешного усвоения учебного материала по теме «Имя прилагательное». Материал по организации работы в сотрудничестве можно изучить, обращаясь к ссылке:

:http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10544/

Работу в сотрудничестве можно ярко представить на уроках – семинарах. Семинар – традиционная форма урока. Его организация и проведение обычно сводится к следующей схеме:

  1. Определение темы.

  2. Подготовка вопросов для обсуждения.

  3. Распределение заданий и тем.

  4. Обсуждение вопросов.

  5. Выполнение заданий.

  6. Подведение итогов.

Уже в процессе подготовки к семинару учитель назначает руководителя – консультанта, который будет выполнять контролирующую и координирующую функции: следить за ходом подготовки каждого члена группы, оценивать его работу, устанавливать взаимосвязь учащихся и учителя. Эффективности работы консультантов способствует подготовленная учителем карточка, содержащая задания к семинару. В ней указано, какой материал необходимо повторить. Для самопроверки приведены дифференцированные задания, правильное выполнение которых оценивается баллами «3», «4», «5». В случае если ученик затрудняется выполнить задание, он имеет возможность обратиться за помощью к руководителю – консультанту. Ответы на все вопросы учащиеся готовят заранее, а на семинаре эти вопросы распределяются по группам. Важно, чтобы тема обобщающего урока позволила разделить учебную информацию на подтемы для работы в группах.

В первом случае ученики разбиваются на группы в 4 человека

(обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам закрепить его в группах. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо «по цепочке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение каждого задания ученик объясняет вслух, и его контролирует вся группа.

После окончания работы во всех группах учитель дает тест на проверку понимания нового материала, задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Конечно, при этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются, и группе объявляется общая оценка. Таким образом, каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный ученик, и слабый могут принести группе одинаковые оценки. Такой метод чрезвычайно эффективен для усвоения нового материала каждым учеником.

Другой подход к организации обучения в сотрудничестве –

« встреча экспертов». Учащиеся организуются в группы по 4 – 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части темы. Учащиеся, работающие над одним и тем же вопросом, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали у других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, то дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили задание, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос.

Ученики в группах общаются в процессе совместной деятельности. Для этого они друг друга должны видеть, столы расставляем соответственно.

При подготовке к очередному уроку по русскому языку нужно:

  1. Выделить 1-2 задания, требующих после обычного объяснения определенных действий со стороны учеников для усвоения материала (задание должно быть одно на группу).

  2. Разбить класс на группы. В каждой группе должен быть сильный, средний, слабый ученики. Надо предоставить ученикам возможность самим определить роль каждого в выполнении задания, а также предусмотреть руководителя группы.

  3. Если задание предусматривает ответы на вопросы по новому материалу, набор сформулировать по 2-3 вопроса для каждого ученика. Члены группы выслушают друг друга, составят общее мнение по каждому вопросу, а затем представят ответы на обсуждение класса.

  4. Заранее наметить, кто будет докладчиком от группы.

  5. Оценка ставится одна на всю группу. Затем выявляются: кто в группе самый активный был, самые правильные и развернутые ответы дал, а кто имел творческий подход к делу, разрешал вопросы творчески, после рецензий на ответы учащихся на семинаре ставятся оценки отдельным учащимся.

(Учитель спрашивает руководителя группы, насколько активно каждый ученик принимал участие в работе, как члены группы помогали друг другу).

  1. На протяжении всей работы учитель следит за активностью учащихся и помогает любой группе, если необходимо. При этом надо оставаться доброжелательным, говорить тихо и приучать учащихся во время обсуждения групповой работы тихими голосами.

  2. Групповая работа может проводиться на разных этапах урока.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

При обучении в сотрудничестве основная задача добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания – проверить, действительно ли все учащиеся поняли данный материал. Поэтому прежде чем проверять, необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить не понятые в ходе выполнения домашнего задания детали. Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю (до опроса). Организуем группы те же, в которых учащиеся работали на предыдущем уроке. Теперь они могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе разобраться в трудных местах, попросить учителя помочь.

Учитель по своему выбору может спросить любого ученика. Каждый ученик может дополнить высказывания своего товарища. Отдельно учитывается и оценивается факт взаимопомощи.


УРОКИ, основанные на взаимообмене заданиями

Такое занятие требует не менее 2-х учебных часов.

  1. Подготовка учебного материала:

а)три блока дидактических карточек, помеченных разными цветами (синим, красным и зеленым), по 4 карточки в каждом. Карточка состоит из двух частей: 1-я включает в себя вопросы, на которые надо ответить, во 2 – й предлагаются письменные здания, выполнение которых подтверждает понимание данной темы;

б)листки учета – для учителя и для руководителя группы;

в)подбор литературы ( учебной, справочной).

  1. Организация работы учебной группы.

Учащиеся делятся на группы по числу карточек в блоке. Члены каждой группы получают карточки, помеченные одним цветом, и самостоятельно выполняют задания. Учитель помогает тем, кто не справляется ( личное общение учителя и ученика). Выполнив задания своей карточки, учащиеся меняются с членами другой группы ( получают карточку другого цвета). Задача каждой группы – отработать все карточки.

3. Учет:

-учет в тетради: Ученик отмечает цвет карточки и выполняет письменное задание;

-учет в «Листок учета» ведет руководитель группы.

4.Контроль:

-введение в «Листок учета» отметки о цвете карточки позволит четко организовать работу;

- в конце урока каждая группа защищает письменную работу по карточке синего цвета;

-контрольная работа на 10-15 минут (диктант или тест).


Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями ( есть в каждой группе):

  1. Возьмите карточку и отметьте в своей тетради цвет;

  2. Подготовьте первое задание устно;

  3. Выполните второе задание;

  4. Поменяйтесь карточкой с тем учеником из другой группы, кто готов это сделать;

  5. Выполните задания новой карточки;

  6. Сверьте выполненные задания, обсудите результаты в группе;

  7. Руководителю группы заполнить «листок учета».


Разнообразные формы групповой работы заняли достойное место на уроках русского языка. Они обеспечивают высокую эффективность организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе.

Высокие результаты связаны с активностью учеников. Работа в группах делает урок интереснее, живее.

Например, к уроку – обобщению по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» можно предложить карточки.Первая часть во всех карточках одинаковая:

  1. Ответьте на вопросы устно:

  2. На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными? Расскажите о каждом из них.

  3. Как расставляются знаки препинания при однородных придаточных, если они соединяются сочинительными союзами?

  4. Как расставляются знаки препинания, если рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др.?

  5. Когда в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными ставится точка с запятой?

2 часть всех карточек содержит задание:

Выполните задания письменно.

1). Из трех простых предложений составьте и запишите одно сложноподчиненное с двумя придаточными.

Горы состоят из твердых каменных пород. Они все-таки постепенно разрушаются. На месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины ( хотя…, так что).

Следующая форма работы в сотрудничестве групповой зачет.

    • ГРУППОВОЙ ЗАЧЕТ

При использовании этой формы каждый учащийся получает возможность, во – первых, устно проговорить весь заданный материал; во – вторых, к концу зачета независимо от домашней подготовки усвоить тему.

Зачет назначается на сдвоенном уроке. Заранее дается домашнее задание: устно подготовить ответ на 6 – 8 вопросов.

Каждая группа составляет опросную ведомость. Учащиеся один за другим отвечают на 1-й вопрос. Затем на 2 – й, и ведомость начинает заполняться оценками. Ответ на каждый вопрос звучит столько раз, сколько человек в группе. Итоговые оценки выводятся в конце урока под контролем учителя.

Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:

  • повышение качества образования;

  • формирование коммуникативных умений и навыков;

  • развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;

  • успешную самореализацию;

  • сотрудничество учителя и ученика.


При организации обучения на основе сотрудничества я ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика (гуманно личностная технология Ш.А.Амонашвили), на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в университете Джона Хопкинса "Обучение в команде"(Р.Славин, Р.и Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой для моей педагогической деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному развивающему обучению. "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека" Е.Н.Ильина и использую отдельные методики коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко. Много ценного почерпнула по совершенствованию обучения , обучаясь современным технологиям.у таких авторов, как СелевкоГ.В., Ксензова А.К Попат Е.С.


Считаю, новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ



1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Педагогика, 1986.

2.Андреева Г.М. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1992, № 2.

3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988.

4.. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.

5.. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. М: Просвещение. 1991.- 192 с.

6.. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.

7.. Леонтьев А.А. Психология общения.

8. Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /

9.. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии.

10..Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения.

8

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ