Конспект урока во 2 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Енабердинская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан







Конспект урока

по русскому языку
во 2 классе

Имя прилагательное как часть речи





подготовила

учитель начальных классов

Скворцова Лариса Николаевна













Енабердино


2012г

Конспект урока

Цель: 1. Развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета; осознано употреблять их и ставить к ним вопросы.

2.Формировать УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи, проводить контроль.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать в поиске и сборе информации оценивать действия партнёра, учиться учитывать позицию собеседника.

Личностные УУД: уметь устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала.

Познавательные УУД: уметь формировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить анализ информации, обобщать в виде правила.

Задачи:

- обучающие:

-формирование умения находить имена прилагательные;

-формирование умения ставить вопросы к именам прилагательным;

формирование умения использовать имена прилагательные в речи;

- развивающие:

-развитие орфографической зоркости;

-обогащение словарного запаса;

-развитие умения высказываться;

-воспитательные:

-создание условий для формирования интереса к русскому языку;

-воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: изучение и закрепление первичных знаний.

Методы : проблемно – поисковые, практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слайд 1

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. Давайте улыбнемся друг другу, сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
(Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.)


2. Постановка учебной задачи.

Цель: активизация учебной деятельности.


В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.) - Как же вы « открываете» всё новое? ( Мы должны сами понять, что мы ещё не знаем, и самим постараться открыть это новое.)

-Правильно, ребята. Что же нам сегодня предстоит сделать на уроке?


Учитель: Вот книжки на столе,
А вот тетрадки!
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.


2. Минутка чистописания.

Цель: мобилизация мозговой активности; синтез различных определений, знаний. Повышение степени осмысления изучаемого материала.


Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика
Учитель: Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.
Учитель: Какую букву сегодня будем писать?
(на доске слова: весна, воды, вешние)
Слайд 2
Учитель: Какой звук встретился во всех словах?
-Дайте характеристику этому звуку. Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «В».
ЭОР №1

- Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии.

-На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)

- А теперь запишите слова в тетради, которые записаны на доске.
Учитель: Какое слово лишнее?
(Вешние.)
Учитель: Почему? Докажите.
Объясните значение слова «вешние»


3. Индивидуальная работа со словарем.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата.


Учитель: Составьте предложение с этим словом.
Проверка. (Чтение предложений учащимися.)

4. Работа в группах. Постановка проблемы. Открытие нового.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Учитель: А сейчас мы поработаем в группах. У вас па партах есть вопросы и слова. Вам необходимо распределить слова на группы по вопросам

. Слайд 3

- По какому принципу разделили слова?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? что?

- Для чего нужны имена существительные?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что делать?

- Для чего нужны глаголы? (Ответы детей)

- Обратите внимание на оставшиеся слова. Слайд 4

Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Какую цель поставите себе на этот урок? (Познакомиться с другими словами)

- А для чего? Что мы должны узнать об этих словах, чтобы с ними познакомиться? (Дети формулируют задачи урока)

- На какой вопрос отвечают оставшиеся слова?

- Сегодня мы остановим свое внимание именно на них.

- Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат, на какие вопросы отвечают).

- Итак, мы с вами сегодня познакомимся с новой частью речи. Тема нашего урока « Имя прилагательное». Слайд 5

- Что мы уже смогли узнать об этой части речи? (Ответы детей)


- А вот что эта часть речи обозначает, мы сейчас выясним. ЭОР №2,3

- Угадай, кто это? Слайд 6

( это сделать трудно)

Посмотрите ребята, ваши мнения разошлись, почему? Нет признаков.

-Прочитайте предложения. Слайд 7

Теперь можно догадаться о ком идет речь?

-Почему? Какое из предложений дает точное описание предмета? Какая часть речи называет признаки предмета? (прилагательное)

5. Физминутка

Цель: снять напряжение усталости, повысить и удержать работоспособность на уроке.


Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три ,четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки в стороны пошире –

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – это пять –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку –

Любим делать мы зарядку!

6. Работа у доски и в тетрадях

Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

Учитель: Запишите имена существительные в левый столбик, а имена прилагательные в правый. Упр.152

- Что же за слова нам помогли? Что они обозначают? Давайте сделаем вывод.

- Зачем нужны имена прилагательные? Правило на странице 86.


7. Первичное закрепление.

Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

Учитель: От имени существительных: ворона, ягода, мороз, город, деревня, класс образуйте имена прилагательные в единственном числе. Запишите их в тетрадь. Слайд 8
Самопроверка-(использование сигнальных карточек)- на доске, чтение с доски имен прилагательных. ЭОР № 4,5

Учитель: Кто выполнил задание правильно, на полях тетради ставит «+».

Учитель: А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, текст: (предлагается текст без имен прилагательных) Слайд 9

Наступила________весна.
Светит___________солнышко.
Зашумели________воды.
Появились_______подснежники
Радостно человеку смотреть на__________цветы.

-Какой это текст, ребята, веселый, грустный? (Грустный)
- Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным?
(Имена прилагательные.)
- Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

Проверка правильности выполнения задания. Слайд 10

9. Итог урока.

Цель: соотнесение цели и результата деятельности.


Учитель: Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Так какую же роль выполняют имена прилагательные?

- Но это ещё не всё. У имени прилагательного есть ещё секреты, которые мы узнаем на следующих уроках.


10. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитель: Был ли наш урок интересен?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?
(Ответы детей.)

11.Домашнее задание.

Цель: повторение и закрепление изученного на уроке.

Учитель: Написать текст-описание любимого животного. Какие части речи помогут вам в описании?

Слайд 11

-Молодцы! Спасибо за урок.




Приложение к уроку


Структура урока

Таблица 1


Этап урока

(время)


Название используемых ЭОР

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1












2















3










4














5









6


































7











8

Организационный момент







Постановка учебной задачи








Чистописание







Работа со словарём








Физкультминутка





Работа в группах (у доски и в тетрадях). Постановка проблемы. Открытие нового.
















Первичное закрепление.






Рефлексия, подведение итогов









Презентация










Каллиграфия ЭОР №1















Презентация






ЭОР №2,3 Презентация






















Выбор слов, обозначающих признаки предметов

ЭОР №4,5



Презентация




Учитель создаёт у детей хорошее настроение, приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.


Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения. Создаётся ситуация успеха на предстоящую работу




Организация анализа типичных ошибок в написании буквы «в».





Учитель организует работу со словарём и над составлением предложений. Развитие регулирующей части учебной деятельности итогового самоконтроля.


Учитель организует подвижную деятельность ребят.




Учитель организует работу в группах. Выдает задание на карточках и объясняет его выполнение. После выполнения фиксирует проблему, которая возникла в группах при выполнении задания. Помогает детям разрешить проблемную ситуацию, подводит к выводу.











Учитель объясняет ход выполнения заданий.

Контролирует выполнение работы.




Организация анализа деятельности учащихся.

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места (регулятивный и личностные УУД).




Дети оценивают свой уровень владения тем или иным учебным действием. С помощью учителя формируют план работы на уроке (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД).


Обсуждение критериев каллиграфического и аккуратного письма.

Написание буквы. Самооценка. (регулятивные УУД).


Работа со словарём. Чтение предложений учащимися. (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).




Изменение вида деятельности. Дети выполняют двигательные упражнения (регулятивные УУД)


Дети выполняют задание. При его выполнении выявляют место и причину затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – т.е. конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.

Дети строят логическую цепь рассуждений, доказательств, выдвигают гипотезы. (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД).


Установка осознанности восприятия.

(познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).



Учащиеся называют цели, которые ставились в начале урока. Учатся давать оценку своей работы, рассуждать, осмысливать ответы друг друга. (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).






Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Каллиграфия (N 187609)

Интерактивное задание


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

2






а) Роль слов-признаков в тексте (N 193707)





Интерактивное задание




Демонстрация интерактивного задания



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86219b07-940a-4d8b-8dd2-d062948e42df/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BTQ_077%5D.html


3








б) Какие предметы? (N 193718)







Интерактивное задание





Демонстрация интерактивного задания




http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6940736b-9daa-41be-8870-4c0a37a4c816/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BIG_079%5D.swf




4






в) Признаки (N 193666)





Интерактивное задание




Демонстрация интерактивного задания


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/608d5d01-873c-47c7-a6c6-ec62b08e5317/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BTQ_037%5D.swf



5.

г)Контрольная работа на определение основных частей речи –

(N 130905)


Практическая

работа

Демонстрация интерактивного задания



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a678a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_64_2.swf





Литература:

1.Канакина В.П, Горецкий В.Г. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе:. М.: Просвещение, 2012 в 2ч

2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.:«Вако», 2012г

3.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ