Конспект занятия по преодолению дисграфии у учеников начальных классов «Дифференциация звуков и букв С–Ц в словах»
Конспект занятия
по преодолению дисграфии у учеников начальных классов.
Тема урока: «Дифференциация звуков и букв С –Ц в словах».
Лексическая тема: «Животный мир».
Цель: Дифференциация звуков и букв С-Ц в словах.
Задачи:
Уточнение связи звук – буква. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков.
Развитие словаря по теме.
Развитие фонематического слуха.
Развитие фонематического анализа и синтеза слов.
Развитие фонематический представлений.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительного гнозиса.
Развитие мелкой моторики.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Оборудование:
План-карта, карточки с изображением буквы С- пунктиром, Ц- в зашумленном фоне, предметные картинки на звук С или Ц, цифровой ряд для каждого ученика, карточки с текстом, картина «Дуб» с прорезями для слогов.
Ход занятия:
Орг. момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня, войдя в кабинет, мне пришло сообщение, оно очень странное, помогите мне с ним разобраться.
Введение в тему
Развитие логического мышления, зрительного гнозиса, развитие пространственных представлений.
Развитие мелкой моторики
1. Дети
(дети читают сообщение).
«Спасите, мы рассыпались, перепутались…»
- Что это? Как вы думаете?
(это буквы рассыпались, буквы образуют слова, со словами случилась беда).
- Спасем слова?
- Еще мне прислали вот эти кусочки бумаги, как вы думаете, что они обозначают?
(это карта, разорванная на части)
- Давайте ее соберем.
А для чего нужен этот план? Посмотрите, в правом нижнем углу нарисован крестик. Что он обозначает?
Наверное, это карта показывает, как добраться туда, где попали в беду слова.
Чтобы помочь им, нам надо выполнить несколько заданий.
Готовы?
-Мы сложили карту, смотрите карту кто-то испортил. Здесь что-то смыто и зачеркнуто
(на карте изображены буквы С- пунктиром, Ц- в зашумленном фоне).
Нужно восстановить, что здесь написано.
Связь буквы и звука
Уточнение артикуляции звуков
Что за буквы вы обвели?
(дети обводят буквы в тетрадях)
Буква ЭС
Звук С
1.Образуется: выдыхаемая воздушная струя + преграда (зубы)
кончик языка: упирается
2.согласный
3. твердый или мягкий
Буква ЦЭ
Звук Ц
1.Состоит из двух компонентов Т+С
(плавно произносимых)
кончик языка: упирается
2. согласный
3. всегда твердый
Соотнесение звука с буквой, развитие словаря, развитие фонематического анализа.
Путь нам предстоит не близкий с препятствиями и трудностями…
Нам пришло еще одно сообщение, прочитайте его.
2. Ребята
« Что бы помочь словам, отправляйтесь на 1 станцию и попробуйте расшифровать слова, в которых спрятались названия животных или птиц с буквами С или Ц. Сова. ».
Ребята, это сова решила нам помочь. А есть ли в ее имени звук, который мы сегодня проходим? Какой? Где он находится?
На доске:
…ова, …е…арка, …окол, …апля, сини…а, …кворе…, …у…лик, зая… .
Развитие фонематического анализа и синтеза слов.
Молодцы, движемся дальше. Пришло еще сообщение:
3. Внимание
«Ваш путь должен лежать через речку… Медведица.» Мы подошли к реке. Это 2станция. А моста нет, чтобы перейти. Срочно! Нам необходимо отправить поезд с камнями, что бы построить мост.
(на камешках – картинки слов со звуками С-Ц).
Разделитесь на две команды: 1 – команда правой руки, собирает слова со звуком С в первый вагон; 2- команда левой руки, собирает слова со звуком Ц во второй вагон.
10 слов:
Самокат
Сова
Снеговик
Кактус
Нос
Цапля
Цель
Цепь
Огурец
Колодец
Развитие зрительного внимания, логического мышления, фонематического анализа и синтеза.
Переправились на другой берег, смотрите на песке какой-то шифр.
Нам пришло еще одно сообщение, прочитайте его:
4. Ребята
«Отправляйтесь на 3 станцию, где вам необходимо вставить пропущенные буквы С или Ц в слова и найти «лишнее» слово. Сорока.».
На доске:
Коль…о, коле…о, ку…ты, три…та.
Пальцы, пыльца, полоса, полотенце.
Цистерна, синица, солнце, спица.
Скворец, песцы, сцена, цесарка.
Развитие фонематического слуха.
Развитие пространственных представлений.
Идем дальше. Сообщение:
5. Ребята
«На пути вам должны повстречаться две скалы. Это 4 станция.
(Чтобы эти скалы обойти, нужно правильно записать слова в 2 столбика, определив на слух звук С или Ц. Сурок.». На картинках изображение скал, на вершинах, которых буквы С и Ц).
Слова:
Сова, сорока, цапля, сокол, цесарка, скворец, сойка, куница, песец, суслик, лисица, соболь, заяц.
Сообщение:
6. Дети
«Отправляйтесь туда, где звук это цифра… Лисица. ». Кажется, нам необходимо будет определять место звука в слове. Это станция № 5.
(логопед диктует слова, а дети определяют место звука в слове и зачеркивают соответствующую цифру на «карточке 1 2 3 4 5 6 7 8 910»).
Слова:
Звук С:
Бесцветный 3
Дисциплина 3
Переносица 7
Летописец 7
Звук Ц:
Бесценный 4
Гостиница 8
Синица 5
Сцена 2
Развитие слогового синтеза, развитие зрительного внимания.
Отгадали мы все цифры, идем дальше. Пришло еще одно сообщение:
7
«Вы на правильном пути, идите в густой лес. Найдите дуб».
Игра «Дуб».
Мы нашли дуб, а на нем все слова рассыпались. Давайте соберем их.
Барсук, сурок, заяц, сова цапля, скворец, птица, овца, суслик, песец. (10 слов)
Молодцы! Мы выполнили просьбу слов, а теперь нам пора возвращаться дом ой.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ