Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс









Л. В. Прохватилина











Контрольные

и проверочные работы

по русскому языку

5 класс


Под редакцией доктора педагогических наук,

профессора С.И. Львовой



















Москва






Предисловие


Это учебное пособие представляет собой сборник письменных работ, составленных в соответствии с учебником Львовой С. И., Львова В. В. «Русский язык. 5 кл.  М.: Мнемозина, 2006.

Цель данного пособия – помочь учителю в подборе материалов по каждому разделу учебника для текущего и итогового контроля.

Сборник содержит диктанты, изложения, проверочные работы, зачеты, комплексный анализ текста и тесты.

В качестве диктантов предлагаются тексты для комплексной проверки речевых и языковых умений учащихся; выученный диктант, развивающий орфографическую зоркость, умение видеть орфограммы и различать их.

Другим видом работы по воспроизведению содержания текста, способствующим развитию хорошей памяти, логики мышления, языкового чутья, является изложение. Пособие включает выборочное изложение с творческим заданием и текст-миниатюру для написания сочинения в форме рассуждения.

Эффективной формой контроля является и тестовая проверка. Она позволяет увеличить объем контролируемого материала и тем самым создает предпосылки для повышения объективной оценки результатов обучения. Предлагаемые тестовые задания различаются по форме и способу предъявления их учащимся: тесты с выбором ответов, задания на установление соответствия, задания открытой формы.

Существенная особенность данных видов тестовых заданий – наличие в каждом из них двух вариантов, одинаковых или разных по степени сложности. После каждого варианта теста приведена таблица баллов, присвоенных каждому заданию, и примерная шкала балловой оценки работ учащихся. Задания повышенной сложности отмечены знаком (*). Важным обстоятельством при тестировании учащихся является время, отводимое на выполнение теста. Учитель устанавливает время по своему усмотрению с учетом подготовки класса.

Данные рекомендации примерны, в них можно вносить коррективы, руководствуясь методической целесообразностью. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому она может носить тематический (проверка промежуточной темы) и промежуточный (проверка фрагментов темы) характер.

В пособии вы найдете задания по текстоведению: письменный зачет и комплексный анализ текста. Для успешного их проведения необходимо сообщить пятиклассникам о времени проведения зачета и комплексного анализа текста, познакомить с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, с этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков. Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с созданием собственных высказываний учащихся и их письменным оформлением.

В конце учебного года целесообразно провести письменную работу по разделу «Культура речи», состоящую из трех частей. Ее можно провести по частям или как итоговую в течение одного урока.






















Введение в лингвистику

(вводный курс)

1

Тест

проверяет умения различать звуковой и буквенный состав слова, определять мягкость и твердость согласных звуков; морфемный состав слова; синонимы и антонимы; лексическое значение слова.


Вариант 1.

Задания, проверяющие знание языковой теории

Задания по фонетике


1. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв.

1) местность 2) природа 3) земля 4) еж

2. Определите, в каком слове согласные звуки твердые.

1) ширь 2) шоссе 3) час 4) плащ


3. Выделите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) красота 2) просьба 3) жизнь 4) чай


4. Выделите слово, в котором есть согласный звук [д].

1) предположил 2) молотьба 3) вперед 4) блюдце

5. Определите, в каком слове есть согласный звук [т.]

1) отдых 2) походка 3) понравиться 4)съездил


6. Определите, в каком слове есть согласный звук [о].

1) лен 2) шоссе 3) орфоэпия 4) полет


Задания по словообразованию


7. Определите, какое слово состоит из пяти морфем.

1) перевяжет 2) белизна 3) насытиться 4) лесной


8.Определите, какое слово неправильно разделено на морфемы.

1) при-мир-ять 2) флаж-ок- 3) о-слаб-е-ть 4) даль-н-ий


9. Укажите лишнее слово среди однокоренных.

1) испариться 2) парник 3) напарник 4) запариться


Задания по лексике


10.Определите, что такое синонимы.

1) одинаковые по звучанию слова

2) близкие по лексическому значению слова

3) слова с противоположным лексическим значением

4) слова, совпадающие по написанию


11. Выделите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. кидать 2) швырять 3) бросать 4) бросок


12. Укажите, значение какого слова определено неверно.

1) завистник - завистливый человек

2) жеманный - очень заметный, бросающийся в глаза

3) корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность

4) злопамятный – не забывающий, не прощающий причиненного зла


13*. Расположите синонимы (указав их номера) по степени возрастания качества.

1) свирепый 2) жестокий 3) злой 4) лютый

___________________________



Вариант 2.

Задания по фонетике


1.Определите, в каком слове букв больше, чем звуков.

1) фонетика 2) язык 3) копье 4) грипп


2.Определите, в каком слове все согласные звуки твердые.

1) бассейн 2) фанера 3) бутерброд 4) термин


3.Выделите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) басня 2) чаща 3) щука 4) мышь

4. Выделите слово, в котором есть согласный звук [с]

1) сборный 2) сделать 3) сказать 4) просьба


5. Укажите слово, в котором есть согласный звук [з]

1) отказ 2) указка 3) глаз 4) сберечь


6. Определите, в каком слове есть гласный звук [а]

1) часы 2) пятый 3) щавель 4) тяжелый


Задания по словообразованию


7.Определите, какое слово состоит из пяти морфем.

1) надводный 2) набивать 3) побагроветь 4) медвежонок

8.Определите, какое слово неправильно разделено на морфемы.

  1. вз- би-ва-ть 2) бород-ач- 3) мал-еньк-ий 4) бес-полезн-ый


9.Укажите лишнее слово среди однокоренных.

1) горевать 2) гореть 3) погоревать 4) горюшко


Задания по лексике.

10.Определите, что такое антонимы.

1) слова с противоположным лексическим значением

2) близкие по лексическому значению слова

3) одинаковые по звучанию слова

4) слова, совпадающие по написанию


11.Определите, какой антоним подобран к выделенному слову неправильно.

1) богатство 2) нищета 3) бедность 4) роскошь

12.Укажите, значение какого слова определено неправильно.

1) кроткий (человек) – немногословный

2) легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

3)фойе – зал в театре для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля.

4) святки – праздничные дни от Рождества Христова до Крещения


13*. Расположите синонимы (указав их номер) по степени уменьшения качества.

1) обидный 2) оскорбительный 3) грубый 4) резкий

_______________________












Примерная шкала балловой оценки


задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13*


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2


4

2

4

2

2

1

3

1

3

2

4

2

3,2,1,4


4

3

2

3

4

2

3

4

2

1

4

1

2,1,4,3




14 баллов – «отлично»


11-13 баллов – «хорошо»


8–10 баллов – «удовлетворительно»

2

Диагностическая работа

выявляет: степень изучения орфограмм корня, умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложении, объяснять правописание слов и создавать собственное высказывание.

Сейчас осень, а мы вспомним весну.

Поздняя весна. Ласковое солнце согревает нас своим теплом. В свежем воздухе звенят голоса птиц. Молодые листья на сирени, березе, тополе сверкают и переливаются на солнышке.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь майское чудо. В зелени травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на маленькие колокольчики. Широкие листья охраняют стебелек. Ты вдыхаешь запах нежного цветка и слышишь звон колокольчиков весны.

Ты не знаешь это майское чудо? Это ландыш!


Задание.

1. Выполните орфографический разбор слов:

1 вариант – в зелени

2 вариант – на сирени

2. Выполните фонетический и орфографический разбор слова «в прохладе»

3. Ответьте на один из вопросов по выбору:

а) Какое время года ты особенно любишь и почему?

б) Как бы ты озаглавил и почему?








3


Тест

на основе орфографического минимума

проверяет умения безошибочно определять орфограммы в словах

Вариант 1.


1.Укажите, какой ряд словосочетаний содержит слова с пропущенной буквой А.

1) Отв…рить свеклу, отв…рить дверь, отд…ленная местность, насл…диться кр…сотой природы;

2) позн…комиться с огл…влением книги, глубокое сож…ление, укр…щать животных, выр…жение глаз;

3) оп…здать на репетицию, сокр…тить выступление, обл…котиться на перила, ост…лбенеть от ужаса;

4) оливковый м…йонез, сливочный м…ргарин, красивая б…хрома, голубая кайма.


2.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропуском пишется одна и та же буква.

1) Осв…щать фонарем, об…жать вокруг дома, об…жать друга, прет…рпевать невзгоды;

2) заст…клить балкон, насл…дить на паркете, прим…рять костюм, д…ликатный вопрос;

3) подать с…гнал, спрятаться на ч…рдаке, ночная т…шина, ут…шать подругу;

4) прим…рять врагов, скр…пучий пол, рассказать л…генду, разр…дить посевы.


3. Определите, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенной согласной буквой.

1) Вкус…ный пирог, рус…кая сказка, завис…ливый взгляд, добросовес…ный человек;

2) неснос…ный характер, незнакомая мес…ность, праз…ничный салют, страс…ный порыв;

3) бас…ейн с морской водой, крутая лес…ница, хороший ап…етит, чу…ствовать себя виноватым;

4) липовая ал…ея, чудес…ный вечер, радос…ное ожидание, ненас…ный день.


4. Запишите названия терминов, имеющих в своём составе:

1) греч.grapho - пишу_____________________

2) греч. orthos – правильный и grapho – пишу________________

3) греч. phone – звук _________________________

4) от греч.orthos –правильный и epos - речь_________________

5. Отметьте, какой ряд словосочетаний содержит только слова с буквой Ь.

1) Внутримышечная ин…екция, торговый павил…он, двух…ярусная кровать, двух…этажный дом;

2) куриный бул…он, памятный медал…он, жареные шампин…оны, кошач…и повадки;

3) об…ективный результат, сверх…мощный мотор, под…езд дома, без…ядерная зона;

4) дать об…явление, с…ежился от холода, перейти в контр…атаку, подозрительный суб…ект.


Вариант 2.


1. Укажите, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенной буквой И.

1)Ч…стота в квартире, об…жать друга, дел…катное предложение, соед…нить провода;

2) сп…шить на занятия, сп…сать текст, скр…пить листы скрепками, скр…пучий голос;

3) изучать разделы л…нгвистики, в..шневое варенье, л…гкомысленный поступок, ж…вительная влага;

4) ж…вописная местность, не чувствуй себя в…новатым, недолюбливать с…креты, серебряная ц…почка.


2. Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропуском пишется одна и та же буква.

1) Художественные обр…зы, выр…жение мысли, к…рыстолюбивый человек, глубокое сож…ление;

2) отв…рить дверь, отд…ленная местность, оп…здывать на поезд, отв…рить к…ртофель;

3) укр…щать зверя, обл…котиться на перила, не хотел бесп…коить, г…довалый ребенок;

4) гр…мыхание гр…зы, ост…лбенеть от ужаса, сокр…щать выступление, попасть в л…вушку.


3. Определите, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенной согласной буквой.

1) Радос…ное ожидание, незнакомая мес…ность, чу…ствовать музыку, чудес..ный вечер;

2) праз…ничное настроение, громоз…кий шкаф, отвес..ная скала, горные пас…бища;

3) неснос…ный характер, опас…ный спуск, страс…ный порыв, больное сер…це;

4) изучить грам…атику, телевизионная антен…а, купаться в бас…ейне, гулять по ал…ее.


4. Запишите названия лингвистических терминов, имеющих в своем составе:

1) греч. morphe -форма и logos - учение о форме слова_________________

2) франц. еtiquette -“ярлык на чём – либо” (правила поведения)___________

3) лат. lingua –« язык» (наука о языке) _________________

4) греч. alpha и beta ___________________


5. Отметьте, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенным Ъ.

1) Превозмоч… усталость, суб…ективная оценка, видимый об…ект, выгодный компан…он;

2) об…ездить всю страну, необ…ятный простор, с…емки фильма, ад…ютант маршала;

3) песчаный кар…ер, дружеские об…ятия, пред…юбилейное соревнование, стрелковый батал…он;

4) новейший комп…ютер, интер…ер вестибюля, рыночная кон…юнктура, двух…ярусный подлесок.



Примерная шкала балловой оценки работы

задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2

3

4



5

1


1

1

4



1


4

2

3

1) графика

2) орфография

3) фонетика

4) орфоэпия

2



1


3

4

1) морфология

2) этикет

3) лингвистика

4) алфавит

2





8баллов - «отлично»;


7 баллов – «хорошо»;


5-6 баллов – «удовлет-

ворительно»




Текстоведение

№ 4

Письменный зачет


проверяет: умения анализировать текст, определять его признаки, разграничивать типы текста на основе их типового значения, составлять план к темам сочинения.

Вариант 1.

1. Докажите, что ниже записан текст.


Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(К. Паустовский.)

Свой ответ запишите так: "Это текст, потому что:

  1. Все предложения в нем объединены одной темой – (назвать тему).

  2. Все предложения выражают главную мысль – (какую?)

  3. Предложений достаточно, чтобы выразить (что?)…

  4. Предложения последовательно раскрывают (что?)…

  5. Предложения … друг с другом словами: …. "


2. Определите тип текста и озаглавьте его.


Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит, и закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь. ( По Н. Сладкову.)

3*. Составьте письменное рассуждение, взяв в качестве тезиса предложение Сентябрь – первый шаг к осени.

4. Прочитайте темы. Составьте план сочинения на одну из них.


"Листопад", "Первый опавший листок", "Осеннее утро", "Подарки осени", "По лесам гуляет осень".


Примерная шкала балловой оценки работы


№ задания

Баллы

Примечание

1

2

3 *

4

5

2

4

2

9 баллов – "отлично"

7-8 баллов – "хорошо"

5–6 баллов – "удовлетворительно"

Задание №3 оценивается отдельной отметкой. Учитывается:

1)правильность отобранного материала;

2)последовательность изложения;

3)богатство словаря, разнообразие грамматических форм;

4)отсутствие ошибок.













Вариант 2.


1. Укажите, в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст.


1) Я проснулся серым утром.

2) За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву.

3) Она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние.

4) Комната была залита ровным желтым светом.

5) Свет шел снизу, из окна.

6) Это светили осенние листья.

7) Так началась осень.


А.1, 4, 5, 6, 2, 3, 7. Б. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В. 1, 2, 3, 7, 4, 5, 6.

2. Прочитайте текст и выполните задания (1-4).


Осень пришла внезапно и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

( По К. Паустовскому.)

1).Определите тип текста.

А. Повествование

Б. Рассуждение

В. Описание


2).Определите, сколько в тексте смысловых частей.

  1. А. Одна часть

  2. Б. Две части

  3. В. Три части


3). Из предложенных образцов плана выберите тот, который соответствует тексту.

А. 1) Все стало осенним.

  1. 2) Суетятся синицы.

3) Птицы улетают на юг.

Б. 1) Осень пришла внезапно.

2) Суета синиц.

3) Сборы перелетных птиц и отлет их на юг.


В. 1) Пришла осень.

2) Все стало осенним.

3) Суматоха птиц.

4) Птицы улетают на юг.


4). Определите, в каком предложении выражена тема текста.

А.В первом предложении

Б. Во втором предложении

  1. В. В восьмом предложении


3*. Самостоятельно придумайте задание по разделу "Текстоведение".

Запишите это задание и выполните его.


Примерная шкала балловой оценки работы


задания

Баллы

Ответы

Примечание

1

2

3*

1

4

А

2.1(Б); 2.2(В); 2.3(Б); 2.4(А)

5 баллов – "отлично"

4 балла – "хорошо"

3 балла – "удовлетворительно"

Задание 3* оценивается отдельной отметкой


5


Комплексный анализ текста*

проверяет: умения анализировать текст по основным его признакам, составлять собственное высказывание на заданную тему.


Вариант 1.

Прочитайте миниатюру М. М. Пришвина.


Молодой клен в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревце – и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками.

1. Определите тему текста.

2. Озаглавьте текст.

3. В какое время года автор видел эту картину?

Для правильного ответа на этот вопрос необходимо пояснение: миниатюра о молодом клене – дневниковая запись М. М. Пришвина. В дневнике ей предшествуют такие записи: «Осень проходит, большая, серая, но теплая и сухая…»; «Было, помню, в темном лесу на опушку вышла береза, вся золотая…»

4.Какую картину вы мысленно представляете, прочитав этот текст? Напишите мини-сочинение по заданному началу: «Прочитав миниатюру, мы ясно представляем нарисованную в ней картину:…


Вариант 2.

Прочитайте начало миниатюры М. М. Пришвина «Грибы тоже ходят».


Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные шляпки грибов.


1. Определите тип текста.

2. Определите, в каком значении в тексте употреблено слово «продвинулась».

3. Какое значение имеет словосочетание «еловый подрост».

4. Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст? Какие средства языка использовал автор в описании ее? Напишите мини-сочинение по началу:

«Прочитав начало миниатюры М. М. Пришвина «Гбы тоже ходят», я представил (а) такую картину: …

__________________

Использованы материалы из журнала «Русский язык в школе», 2001 г., №4

Примерная шкала балловой оценки работы.


задания

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Баллы

Примечание

1

2


3


4

клен

молодой клен


осенью


-

повествование

близка к концу

поросль молодых елочек


-

1

1


1


3

6 баллов - "отлично"

5 баллов -"хорошо"

4 балла -"удовлетворительно"


Учитывается:

  • правильность отобранного материала;

  • последовательность изложения;

  • отсутствие ошибок



Синтаксис и пунктуация

№ 6





Проверочная работа


проверяет умения:

1) выделять словосочетания из предложения и определять его структуру, различать именные и глагольные словосочетания;

2) находить грамматическую основу предложения;

3) опознавать в предложении дополнения, определения, обстоятельства на основе вычленения словосочетания;

4) составлять схемы предложений.

Прочитайте текст (знаки препинания не поставлены) и выполните задания.

1.Около Антарктиды со стороны Африки расположился маленький островок.

2. Он скалистый.

3. Только в одном месте берег низкий.

4. Это пингвиний пляж.

5. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

6. Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков, бегают по мешкам, клюют их и громко переговариваются.

7. Никогда они не видели таких удивительных вещей!

8. У нас был большой лист фанеры.

9. Он лежал на камнях, и пингвины на нем устроили танцы.

10. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет.

11. Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал.

12. Другие тоже стали падать и кататься.

13. Весь день они танцевали на фанере.

14. Я подумал: "Они, наверное, радуются, что мы приехали".

(По Г.Я. Снегиреву.)

Задание.

1. Найдите в тексте нераспространенное предложение и укажите его номер.

2. Укажите номер предложения с прямой речью и составьте его схему.

3. Укажите предложения, соответствующие схеме.

1 вариант –

2 вариант -

4. Перечислите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением

5. В каких предложениях сказуемое выражено прилагательным?

6. Выпишите из предложений словосочетания (по два примера) со значением

"предмет и его признак" ________________________________________

"действие и его место" __________________________________________

"действие и время действия" _____________________________________

7. Определите, в каком предложении употреблено вводное слово ________

Какое дополнительное значение придает вводное слово предложению? _____________________________.

8. Укажите номера предложений, осложненных однородными членами _______________________.


Примерная шкала балловой оценки работы.


№ задания

Ответы

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7



2

14

9, 6

2, 5, 7, 9, 12, 13, 14

2,3

14

6, 10, 11

1

2

1

2

2

1

2


11 баллов – "отлично"

9 – 10 – "хорошо"

6 – 8 – "удовлетворительно"




№ 7

Диктант

проверяет: уровень орфографической и пунктуационной грамотности, умение анализировать синтаксический строй предложения.

Кот в сапогах.


В дозор пограничники обычно со служебными собаками ходят.

А у нас на заставе кот стал в дозор ходить.

Однажды один из бойцов принес на заставу сибирского котенка тигровой масти. Был он пушистый, с кисточками на концах ушей. Стал он подрастать, вырос и оказался умненьким и способным.

Когда бойцы на линейке построятся, он на левый фланг подходит. Стоит с места не сойдет. Они в дозор уходят, и кот за ними отправляется. Чуть что зашуршит в кустах, и у кота сразу шерстка дыбом.

Все лето кот на границе служил, а зимой пошел на пост и лапы обморозил. Предложили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах. (По А. Баркову.)

Примечание. Пимы – меховые сапоги.


Задание.

1. Выполните пунктуационный разбор предложений, осложненных однородными членами.

2. Проведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант – "Все лето кот на границе служил …"

2.вариант – " Они в дозор уходят…"

3. Выполните орфографический разбор слов:

1. вариант - появился

2. вариант - отправился

4. Что означает слово линейка в данном тексте?




Диктант

проверяет: навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, умения обнаруживать орфограммы, дифференцировать их, правильно подбирать однокоренные слова и расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.


Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.

Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое.

(По Б. Житкову.)

Задание.

1. Вспомните, какие виды орфограмм в корне вы знаете. Напишите по одному примеру на разные случаи (каждый пример запишите на отдельной строке).

2. Запишите по 2-3 примера однокоренных слов к глаголам:

повалился (1 вариант)

приближался (2 вариант).

3. Укажите (графически объясните), есть ли орфограмма в словах:

разъединится (1 вариант)

необъяснимый (2 вариант).


4. Выполните пунктуационный разбор

первого предложения – 1-й вариант

шестого предложения - 2-й вариант

5. Определите значение слова бриз.

Словообразование частей речи

№ 8



Проверочная работа

проверяет: умения разбирать слова по составу, опознавать слова, в корнях которых происходит чередование гласных; определять части речи по суффиксу и окончанию, определять способы образования слов.


Вариант 1.

1. Определите, какое слово образовано суффиксальным способом.

а) частокол

б) разглядеть

в) заготовить

г) выключатель


2. Каждую строчку дополните аналогичным примером. Значение приставки запишите.

а) у-: убежать, уехать, ______________ , ( )

б) в-: внести, влить, ________________ , ( )

в) недо-: недоспал, недописал, _____________, ( )

г) от-: оторвать, отрубить, _________________ , ( )

( ото-)


3. Определите слова с чередующейся гласной в корне.

а) отберу

б) бирюза

в) бирка

г) избирать


4. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

а) отгладить

б) недруг

в) беспорядок

г) билетер


5. Соотнесите слова со словообразовательной моделью.


а) бе…заботный

б) бе…шумный

в) бе…жалостный

г) бе…пощадный


1. …з н ый

2. …с н ый

1._________________, 2._________________.


6. Определите, к какому слову нельзя подобрать однокоренное с буквой Е.

а) ш…л

б) ш…рох

в) ч…рный

г) ш…пот


7* Самостоятельно придумайте задание по теме " Словообразование частей речи", запишите и выполните его.


Вариант 2.


1. Определите, какое слово образовано приставочным способом.

а) новостройка

б) просьба

в) переход

г) перенести

2. Каждую строчку дополните примером. Значение суффикса запишите.

а)-оват(ый): староватый, маловатый, _____________, ( )

б)-ач( ): скрипач, бородач, ________________, ( )

в)-чик( ): ларчик, стульчик, ________________, ( )

г)-ан (ой): шерстяной, ворсяной, _____________ , ( )

(-ян-)


3. Определите слова с чередующейся гласной в корне.

а) ложный

б) сложение

в) тир

г) вытирать


4. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

а) приносить

б) разбирать

в) пригород

г) городской


5. Соотнесите слова со словообразовательной моделью.

а) ра…жать

б) ра…шатать 1. …с а ть

в) во…дать

г) ра…стилать 2. …з ть


6. Определите, к какому слову нельзя подобрать однокоренное с буквой Е.

а) ш…лк

б) ш…в

в) ш…рстка

г) ж…рдочка



Примерная шкала балловой оценки.


задания

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Баллы

Примечание

1




2










3


4


5




6


7*

Г


"удалиться";

"двигаться

внутрь";

"неполнота действия";

"удалить, устранить".






А, Г


В


1 А, В

2 Б, Г;


Б


-

В


" чуть-чуть, немного, слегка";

" лицо, профессия";

"уменьшительно-ласкательный";

"сделанный из…".


Б, Г


Б


1 Б, Г

2 А, В;



Б


-

1





4









2


1






1


-








11 баллов – "отлично";


9-10 – "хорошо";


6-8 – "удовлетворительно".


Задание №7 оценивается отдельной отметкой.





№ 9

Тест на основе

орфографического

минимума

проверяет знания орфографических правил, регулирующих написание

безударных гласных в корне слова, гласных букв о\е после шипящих, непроизносимых согласных в корне слова, -тся- и –ться- в глаголах, употребление ь и ъ знаков.


Вариант 1.


1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена

буква Е.

1)Ч…рный цвет, гладкая ш…рстка, таинственный ш…рох;

2) ч…рствый хлеб, ж…сткий взгляд, переш…л речку;

3) пш…нная каша, густая ч…лка, прожорливая саранча;

4) новые ш…рты, скоростное ш…ссе, спелый крыж…вник.

2.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах

пропущена согласная буква.

1) Радос…ный праз…ник, искус…ный шов, крутая лес…ница;

2) ужас…ное настроение, громоз…кая мебель, ус…ный рассказ;

3) влас…ный характер, корыс…ные цели, врожденная ак…уратность;

4) громко свис…нуть, неснос…ный характер, телевизионная антен…а.


3.Укажите, какой ряд словосочетаний включает слова только с буквой Ь.

1) Мощ…ный удар, оказать помощ…, полынная гореч…;

2) жареные шампин…оны, неудачная с…емка, непоседливая обез…яна;

3) об…единить молодеж…, крепление для лыж…, сердеч…ный разговор;

4) удивительный медал…он, наслаждаеш…ся тишиной, мелкая дрож….


4.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пишутся только непроверяемые безударные гласные корня.

1) Великолепная п…норама, гастроли т…атра, блестящий пр…дмет;

2) др…мучая ч…ща, не заж…гайте свечку, он стремится пощ…дить;

3) по…виться на заседании, безз….ботный человек, соед…нить провода;

4) расп…вать песню, ж…вительная влага, р…стительный мир.


5*. Дополните любое из четырех заданий своими примерами отдельной строчкой (№5).

Вариант 2.


1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена

буква О.

1) Искусный ж…нглер, ж…сткие требования, незаметная ч…рточка;

2) ч…порный вид, ж…лтые листья, румяные щ…чки.

3) железная реш…тка, деш…вые игрушки, крупные ж…луди;

4) меховой капюш…н, пористый ш…колад, искусный ш…в.


2.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена согласная буква.

1) Затеять опас…ную игру, античное искус…тво, скоростное шос…е.

2) плавательный бас…ейн, отдаленная мес…ность, несчас…ный случай.

3) чу…ствовать неприязнь, прекрас…ный день, вкус…ный пирог.

4) безжалос…ный поступок, чу…ства родителей, юношеский воз…раст.

3.Укажите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с пропущенным Ъ знаком.

1) Сверхмощ…ный двигатель, осенний пейзаж…, мелкая дрож…;

2) раз…яренная стихия, распахнуть настеж…, двух…этажный дом;

3) трех…ярусная яхта, под…езд дома, дать об…явление;

4) рез…ба по дереву, с…есть завтрак, раз…яренный зверь.


4.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущены только проверяемые гласные в корне.

1) Чайный с…рвиз, получить изв…щение, бл…гоухание трав;

2) выгодное предл…жение, предл…гать помощь, разр…дить обстановку.

3) секреты оч…рования, обн…вить гардероб, инт…нация предложения.

4) отв…рить дверь, отд…ленная местность, речной в…кзал.

5. Дополните любое из четырех заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№5).


Примерная шкала балловой оценки работы


№ задания

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

2

3

4

1

-

4

2

3

3

-

1

1

1

1

2

6 баллов - "отлично"

5 баллов - "хорошо"

4 балла - "удовлетворительно"


Лексика и фразеология

10


Тест

проверяет: знания из области лексики; умения определять переносное значение слов, находить синонимы, омонимы, антонимы и правильно употреблять их в речи; создавать письменное высказывание на заданную тему.


Вариант 1.


1. Определите, в каком разделе лингвистики изучается словарный состав языка.

а) синтаксис

б) лексика

в) фонетика

г) морфология


2. Определите название слова по его лексическому значению.

а) Слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению_________

б) Слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение_____________

в) Слова, имеющие несколько лексических значений _____________

г) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением______


3. Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов, употребляемых в переносном значении.

а) Плывет по воде, волнистые волосы, веселый смех;

б) грустное лицо, золотая брошь, прямая линия;

в) хранить молчание, серебряный голос, железная энергия;

г) острое копье, горький перец, зрелый плод.


4. Укажите лишнее слово в каждом ряду синонимов.

а) интересный, занимательный, увлекательный, фантастичный;

б) чуткий, отзывчивый, выдающийся, душевный;

в) смелый, храбрый, сильный, отважный;

г) беззаботный, невнимательный, легкомысленный, беспечный.

а) _________, б) _______, в) _______, г) ____________.


5. Укажите лишнее слово в каждом ряду омонимов.

а) месяц, книжка, ключ, яма;

б) настоять, тушить, мыть, топить;

в) определение, проводник, овсянка, метро;

г) предлог, лук, лавка, витамины.

а) _______, б) ______, в) __________, г)__________.


6. Допишите пословицы, используя антонимы.

а) Храбрый побеждает, а трус _______________.

б) Любишь брать, люби и _______________.

в) Не спеши языком - _______________ делом.

г) Маленькое дело лучше большого ___________.


7.* Вспомните пословицу, которая содержит противопоставление (антонимы).

Запишите ее и раскройте смысл.



Вариант 2.


1. Определите, какой способ действий не может быть применен при толковании лексического значения слова.

а) подобрать однокоренные слова

б) объяснить с помощью рисунка

в) подобрать синонимы

г) объяснить орфограммы в слове


2. Определите название слова по его лексическому значению.

а) Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий:________________

б) Слова, вышедшие из живого употребления:___________________________

в) Слова, употребляемые только жителями одной местности:_____________

г) Специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия:____


3. Определите, какой ряд словосочетаний не содержит слов, употребляемых в переносном значении.

а) Стальная воля, наряд милиции, теплая комната;

б) Острый нож, плачущий ребенок, горькое лекарство;

в) Зрелый возраст, строить планы, гибкость ума;

г) Лисий мех, карнавальный наряд, золотое сердце.


4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.

а) спешить – торопиться – лететь -………..

б) подходить – подъезжать - …………..

в) разговаривать – беседовать-……….

г) реветь – рыдать -………..


5. Определите, в каком ряду находятся слова общеупотребительные, диалектные, заимствованные, устаревшие. Каждый ряд дополните примером.

а) Персты, чаять, фунт, ______________.

б) Шлях, чесанки, бурак, _____________.

в) Фонарь, кекс, арбуз, ______________.

г) Огонь, дерево, ручей, ______________.


6. Подберите к фразеологизмам синонимы.

а) след простыл -……….

б) как снег на голову -……

в) держать язык за зубами -…….

г) водить вокруг пальца -………


7*. Составьте связный текст (3-4 предложения), включив в него фразеологизмы (задание №6) по выбору.


Примерная шкала балловой оценки.


задания

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Баллы

Примечание

1

2





3


4



5




6




7*



Б


омонимы

синонимы

многозначные

антонимы


В

фантастичный

выдающийся

сильный

невнимательный


яма

мыть

метро

витамины


трусливый

отдавать

торопись

безделья

-


Г


профессиональные

устаревшие

диалектизмы

термины


Б

бежать

приближаться

говорить

плакать


например, фунт

чесанки

диета

вода


исчез

внезапно, (неожиданно)

маячить

обманывать

-


1



4




1


4





4





4




4




17 –18 баллов-

«отлично»


15 –16 баллов

«хорошо»


11 –14 баллов

«удовлетворительно»



Задание 7* оценивается отдельной отметкой.

Учитывается:

1)правильность отобранного материала;

2)последовательность изложения;

3)богатство словаря, разнообразие грамматических форм;

4)отсутствие ошибок





11

Изложение

проверяет умения запоминать конкретные факты, последовательность изложения и выборочно воспроизводить текст.

Прослушайте текст. Подумайте, почему он так озаглавлен.

«Снежные» слова.


С неба снег падает по-разному.

Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «хлопья».

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим: «крупка». Свежий, только-только запорошивший землю самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Все следы на таком снегу свежие.

Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка» (по земле).

Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, – это «вьюга». Ну а в степи – где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря – «буран».

Февраль – месяц метелей…

В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него – и не провалится нога. Над ним колдовали два волшебника: мороз и солнце. Днем на солнце таяло, к ночи подморозило: снег подернулся твердой корочкой…. И для этого черствого снега есть в русском языке свое хрустящее, жесткое слово – «наст».

(По Н. Надеждиной.)

Задание (по выбору учащихся).

1) Запишите все «снежные» слова с их значением по образцу:

хлопья – слипшиеся на лету снежинки и т.д.

2) Кратко перескажите текст, используя «снежные» слова.



Морфология. Имя существительное

12

Письменный зачет

проверяет теоретические знания по теме и практическое их применение.


Вариант 1.


1. Определите, что изучает морфология.

а) лексическое значение слова

б) грамматические признаки частей речи

в) звуки речи

г) грамматические признаки частей речи, особенности их

изменения и употребления в речи.


2.Определите, в каком ряду находятся только имена существительные.

а) рыбак, рыбачить, рыбацкий, рыболов

б) тройка, ураган, явление, качество

в) скачет, мчится, едет, летит

г) взволнованно, усердно, яркий, сон


3.Определите, в каком ряду расположены слова с одинаковым суффиксом.

а) стекольщик, гонщик, ящик

б) бакенщик, барабанщик, сварщик

в) резчик, возчик, мячик

г) ключик, мальчик, стульчик


4. Определите, какой ряд включает существительные:

1.с суффиксом - ек ______, 2. с суффиксом- ик_________


а) дружоч…к, кусоч…к, платоч…к

б) ключ…к, нож…к, карманч…к

в) комоч…к, человеч…к, ореш…к

г) кирпич…к, лимонч…к, диванч…к

5. Определите, в каком ряду слов находятся одушевленные имена существительные.

а) народ, толпа, команда

б) кукла, мальчик, насекомое

в) карандаш, листок, дерево

г) камень, цветок, тополь


6. Определите род существительных каждого ряда.

а) вестибюль, толь, рояль, шампунь _________;

б) туфля, фамилия, фланель _______________;

в) предание, зеркало, метро _____________;

г) неженка, тихоня, чистюля ____________.


7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик (1,2,3 или 4), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют буквам, пропущенным в словах.


1

2

3

4

Без букв и грамматик… не учатся и математик…

и

е

и

е

Знал дружка в радост…, не оставляй и в горест…

и

е

е

и

Похвалы вредят дружб…

е

и

е

е

Набирайся ума в учени…, храбрости в сражении…

и

и

и

и


8. Определите, в каких предложениях НЕ- с существительными пишется слитно.

а) Каждая (не) удача прибавляет ума.

б) Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

в) (Не) друг поддакивает, а друг спорит.

г) (Не) доверие и подозрительность омрачают жизнь.


9.Определите, в каком ряду слов имена существительные употребляются только во множественном числе. Допишите каждую группу соответствующим примером.

а) молоко, пиво, чай, мед __________________;

б) сливки, сутки, именины _________________;

в) брюки, лыжи, очки _____________________;

г) упрямство, коварство, дружба ____________.

Примерная шкала балловой оценки.


задания

Правильный ответ


Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

6




7


8

9


Г

Б

Б

1.А, В; 2.Б, Г.

Б

мужской род; женский род; средний род;

общего рода.


1

А, В, Г

Б, В

1

1

1

2

1


3




1

3

6




Задания 1-9 оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.



18 – 19 баллов – « отлично»

14 - 17 баллов - «хорошо»

10-13баллов - «удовлетворительно»







Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания № 1-7.


В далекие времена на земле жили гигантские ящеры. Некоторые из них ходили на двух ногах.

Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. Им во владение отдавалось все: суша, море, воздух.

Бескрайние леса населяли всевозможные ящеры. Они стремительно носились между деревьями на кожистых крыльях, затем складывали их и располагались на отдых на деревьях. На полянах то тут, то там появлялись проворные динозавры, а в зарослях роскошных растений пощелкивали и посвистывали причудливые птицы. В болотах копошились огромные животные.

(По И. Акимушкину.)


1. Озаглавьте текст.


2. Выпишите из текста по три примера имен существительных:

а) абстрактных - ________________________________

б) конкретных - _________________________________


3.Заполните таблицу словами в соответствии с их строением.




а)

б)

в)




4. Выпишите из текста имя существительное

а) одушевленное _________________

б) неодушевленное _________________

5. Приведите примеры из текста имен существительных, которые употребляются

а) только в единственном числе ________________________

б) только во множественном числе _______________________


6. Выпишите по три примера имен существительных

а) с чередованием в корне ____________________________

б) с проверяемой безударной гласной в корне ___________________

в) с непроверяемой безударной гласной в корне ___________________

Графически обозначьте орфограммы в словах.


7. Выпишите из предложений словосочетание:

« прилаг. + сущ.» ______________

« глагол + сущ.» _______________

« сущ. + сущ.» _________________

Примерная шкала балловой оценки работы


задания

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

2

2

2

2

2

2

2

Для заданий 1-7 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частичный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов.

14 баллов – «отлично»

11-13 баллов – «хорошо»

8-10 баллов – «удовл.»










№ 13


Тест

на основе орфографического минимума

проверяет знания орфографических правил, регулирующих написание гласных и согласных в корне слова, падежных окончаний имен существительных, употребление ь и ъ знаков.


Вариант 1.


1.Определите, какой ряд словосочетаний включает слова только с проверяемой безударной гласной в корне.

1) Охр…нять природу, зап…х трав, д…алоги о животных;

2) с…нонимический ряд, ув…дать от жары, запеч…тлеть в памяти;

3) нагр…ждение победителей, с…деющий человек, с…реневый цвет;

4) отр…хать багряную листву, ч…рующая мелодия, разр…дить обстановку.


2.Укажите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с пропущенной согласной буквой.

1) Чу…ствовать вину, интерес…ный собеседник, несчас…ный случай;

2) радос…ное ожидание, живописная мес…ность, искус…ный шов;

3) желтый нарцис…, тенистая ал…ея, ат…естат зрелости;

4) чес…ный поступок, хороший ап…етит, опас…ный спуск.

3.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена буква -И-

1) Участвовать в агитаци…, не поехал на гастрол…, о ярком пламен…;

2) известить о приезд…, рассказать о своей биографи…, выжить в неволе;

  1. 3) шествовать по площад…, везти в вагон…, рассматривать в телескоп…;

4) встретиться на станци…, отдыхать в санатори…, просить о помощ….


4. Определите, какой ряд состоит только из терминов, называющих разделы лингвистики.

1)Транскрипция, фразеология, профессионализмы;

2) фонетика, орфоэпия, морфемика;

3) эпитет, антонимы, синонимы;

4) этимология, метафора, олицетворение.


5. Составьте связный текст (2-3 предложения), включив в него слова из задания №4.

Вариант 2.

1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена одна и та же буква.

1) П…хучая жидкость, к…менистый берег, пол…скать белье;

2) пол…скать зверька, обн…вить наряд, длинный м…нолог;

3) син…нимический ряд, см…листый запах, далекий г…ризонт;

4) оч…ровать присутствующих, испачкать кин…варью, б…гряная листва.

2. Укажите, в каком ряду словосочетаний все слова с пропущенным Ь знаком.

1)Превозмоч… усталость, удивительная роскош…, выглянуло из-за крыш…;

2) в…ется речка, под…езд дома, двух…этажный коттедж, сороч…и следы;

3) без…ядерная зона, мне нездоровит…ся, поблагодарите за помощ…;

4) кошач…и повадки, разреж…те булочку, буд…те любезны.


3.Определите, какой ряд состоит только из слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

1) Др…гоценный металл, начало предст…вления, мчаться по ш…ссе;

2) разъяренный ш…мпанзе, изучать ди…лекты, г…строли театра;

3) к…гтистый зверь, хороший апп…тит, подъезжать к с…бору;

4) кр…кливый ребенок, реан…мационное отделение, теплая л…донь.


4.Определите, какой ряд состоит из терминов, называющих разделы лингвистики.

1) Олицетворение, речевой этикет, омонимы;

2) интонация, фразеологизмы, метафора;

3) синтаксис, пунктуация, морфология

4) синонимы, антонимы, эпитеты.


5.Прочитайте словосочетания из задания № 2.

Найдите слово со значением " краска из минерала красного цвета". Составьте с этим словом предложение и запишите его.


Примерная шкала балловой оценки работы.


задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2

3

4

5

1

1

1

1

3




4

3

4

2

-

3

4

2

3

-

7 баллов - "отлично"

6 баллов – "хорошо"

4-5 баллов "удовлетворительно


Имя прилагательное

14



Проверочная работа

проверяет: умения опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа, навыки правильного образования и употребления форм сравнительной и превосходной степени, навыки проведения морфологического разбора.


Вариант 1.


1. Прочитайте отрывки из известного вам произведения. Назовите автора __________________ и название _________________________________.


а) Правду молвить, молодица!

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

б) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

в) И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

г) Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны…

д)…Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.


2. Выпишите из отрывков в, д имена прилагательные вместе с именам существительными. Укажите разряд прилагательных.

3.Определите, в каких отрывках имена прилагательные выступают в предложениях в роли сказуемого. Графически обоснуйте.


4. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени.

а) «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех …

Всех ……… и ………?


б) Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня ………?

Признавайся: всех я ………

Обойди все царство наше.


5. Образуйте от начальной формы прилагательных (задание № 4) форму превосходной степени.


6. Выпишите из предложений три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Выполните орфографический разбор.


7. Запишите по памяти любой отрывок из стихотворения, в котором есть имена прилагательные. Над каждым прилагательным укажите значение (прямое или переносное).


Вариант 2.


Прочитайте текст и выполните задания № 1- 7

Цветочные часы.


1. Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветов по расписанию.

2. Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет.

3. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

4. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки гвоздика.

5. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку.

6.Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растет на воде.

7. Дневные цветы обычно первыми и засыпают.

8. Кончается день, солнце опускается все ниже.

9. И тут начинают оживать ночные цветы.

(По В. Ветлиной.)

Задание.


1. Раскройте смысл названия текста.


2. Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное», характеризующие предмет, обозначенный словом:

цикорий – голубые звездочки - качественное

шиповник -

маки -

одуванчики -

лилия -

Определите разряд каждого прилагательного.


3.Найдите в тексте относительные имена прилагательные и запишите их вместе с именами существительными.


4. Вспомните или придумайте самостоятельно названия цветов, состоящих из словосочетания: «притяжательное прилагательное + существительное».

(Например, Анютины глазки). Названия запишите.


5. Заполните таблицу примерами из текста. Образуйте от прилагательных (по

выбору) формы сравнительной и превосходной степени.

Слово

Превосходная степень

Сравнительная степень

1.

2.

3.




6. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Орфограмму графически обозначьте.


7. Проведите морфологический разбор одного прилагательного по выбору.


Примерная шкала балловой оценки работы

задания

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

2

2

2

2

2

2

2

Для заданий 1-7 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частичный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов.

14 баллов – «отлично»

11-13 баллов – «хорошо»

8-10 баллов – «удовлетворительно»






15


Диктант

проверяет: навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, уровень сформированных умений обнаруживать орфограммы, дифференцировать их, расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.



Дятел.


Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, а на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. Это он жучков всяких под корой ищет.

Наступила зима. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку и семена из нее выбирает, потом за другой шишкой полетит.

Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.

Берегите, ребята, лесных птиц!

(По Д. Горлову.)


Задание.

1. Выпишите по два слова

а) с чередованием гласных в корне

б) с проверяемой безударной гласной в корне

в) с непроверяемой безударной гласной в корне

Орфограмму графически обозначьте.


2. В тексте найдите слово, строение которого соответствует схеме:

а) прилагательное

б) существительное


3. Выпишите из предложений имена прилагательные:

а) качественные

б) относительные


4. Подчеркните имена прилагательные в роли сказуемого.








Глагол

16

Выученный диктант

проверяет: навыки правописания безударных личных окончаний глаголов, умение определять значение глаголов в тексте.

Запишите по памяти отрывок из стихотворения Вяземского П. А.


Еще тройка.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.


По дороге голосисто

Раздается яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

1. Выпишите из текста глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.

2.Определите значение слова «отбрякнет» через подбор синонимов.

3.Выпишите из текста глаголы с безударным личным окончанием приемом поморфемного письма.

4. Из второго четверостишия выпишите словосочетания со значением «действие и его признак»







Примерная шкала балловой оценки работы


задания

Ответы

Баллы

Примечание

1



2


3




4

мчится-скачет (синонимы)

хохочет-плачет (антонимы)


отбрякнет – стукнет


скач-ет, плач-ет, хохоч-ет, от-бряк-н-ет, за-стон-ет


раздается голосисто;

отбрякнет чисто;

застонет глухо.

2



1


5



3


За письменное оформление диктанта выставляется отдельная отметка. Задания 1-4 оцениваются в баллах.


11 баллов – «отлично»

9 – 10 баллов – «хорошо»

6 – 8 баллов - «удовлетвор.»





17

Изложение – миниатюра

проверяет умение на основе текста-образца создавать собственное рассуждение на заданную тему.


Муравей.


Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: « Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Прочь поди, привык на все готовенькое!»

И с тем засунул в рот. И пошагал дальше.

(По А. Приставкину.)


Задание.


1. Напишите изложение.

2. Выразите свое отношение к поступку человека.













№ 18

Тест

на основе орфографического

минимума

проверяет умения безошибочно определять орфограммы в слове

Вариант 1.

1.Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с проверяемым безударным гласным в корне.

1) Прив…зать к ч…стоколу, к…словатая конфета, серьезный разг…вор;

2) причудливые оч…ртания, ок…меневшее лицо, выр…зительное лицо,

3) р…скошный букет, вел…колепное занятие, изв…нись перед соседями;

4) воскл…цательная интонация, б…рюзовые сережки, м…лодика речи.


2.Укажите ряд словосочетаний, состоящих только из слов с чередованием

и // е в корне.

1) Отп…рать ворота, соб…раться в путешествие, прим…рять костюм;

2) обн…мать на прощание, наст…лать паркет, изв…ниться за опоздание;

3) бл…стать на балу, расст…лить скатерть, пов…лительное наклонение;

4) пост…лить постель, зам…рать от страха, выб…рите примеры.


3.Определите, в каком ряду словосочетаний все слова с непроверяемым безударным гласным в корне.

1) Исп…щрить узорами ткань, л…гическое ударение, обог…щение речи;

2) д…алектные слова, св…нцовые тучи, гром апл…дисментов;

3) привл..кательная внешность, охр…няют леса, м…рфологические признаки;

4) гр…мматическое значение, сложное предл…жение, ср…внительная степень


4. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущен Ь знак.

1) Остав…те в покое, раз…яренная стихия, сверх…мощный раскат грома;

2) великолепный медал…он, береч…ся от простуды, надежный компан…он;

3) волч…и следы, занавес…те окна, безлич…ный глагол;

4) обжеч…ся кипятком, предложить помощ… другу, острый меч….


5.Дополните любое из 4-х заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№5).

Вариант 2.


1.Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с проверяемым безударным гласным в корне.

1) Воскл…цательная интонация, однок…ренные слова, спр…жение глагола;

2) выт…щить из болота, уст…вать от работы, нагр…дил за преданность;

3) прав…льное написание, изм…нить расписания, проб…вать отверстие;

4) не зат…пили печку, соед…ните усилия, знаки преп…нания.


2.Укажите ряд словосочетаний, состоящих только из слов с чередованием

а // о в корне.

1) Предложить изменить маршрут, русая к…са, г…рные породы;

2) придаточное предложение, ск…сить взгляд, безутешное г…ре;

3) тропическое р…стение, отл…гий спуск, стоять на л…жном пути;

4) контрольное изл…жение, юношеский возр…ст, легкое прик…сновение.


3.Определите, в каком ряду словосочетаний все слова с пропущенным непроверяемым безударным гласным в корне.

1) С…нтаксический разбор, именное словосоч…тание, спр…жение глагола;

2) не хочется призн…ваться, пов…лительное наклонение, пр…шедшее время;

3) с…креты очарования , п…лынная горечь, пан…рама города;

4) уд…вительный мир, выращивать ф…алки, тр…вожный сигнал.


4. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущен Ъ знак.

1) Озаглав…те сочинение, не должен волноват….ся, пример…те костюм;

2) под…ехал бы к под…езду, суб…ективное мнение, кон…юнктура рынка;

3) с…экономленные ден…ги, выбежать из лис…ей норы, утеш…те родителей;

4) рез…ба по дереву, об…ездчик полей, дать об…явление.


5.Дополните любое из 4-х заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№ 5).


Примерная шкала балловой оценки работы.


задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2

3

4

5

1

1

1

1

2

3

4

2

2

-

2

4

3

2

-


6 баллов –"отлично"

5 баллов –"хорошо"

4 балла –"удовлетворительно"



Повторение изученного материала в 5 классе

19


Диктант

проверяет: уровень орфографической и пунктуационной грамотности, навыки лингвистических разборов разного типа, умение создавать собственное письменное высказывание.


Что дороже?


У одной матери было два сына. Оба ее любили, но характеры у них были разные.

Наступил день рождения матери.

Первый сын встал в этот праздничный день до рассвета. Он помнил, как понравились однажды матери белые цветы – эдельвейсы.

Он забрался высоко в горы и выкопал там крохотный кустик эдельвейсов. Когда мать проснулась, она увидела горшочек с цветами у себя на рабочем столике.

Второй сын спохватился, что сегодня день рождения матери, поздно вечером, когда возвращался с работы. Он быстро забежал по пути к садовнику, купил самый красивый букет роз и преподнес матери.

Теперь попробуй ответить на вопрос: какой подарок был ей дороже – скромный кустик эдельвейсов или роскошные розы?

(По А. Дорохову.)

Задание.

1.Разберите по составу слова:

роскошные (розы), (до) рассвета (1 вариант);

праздничный, подарок (2 вариант).

2.Найдите предложение с однородными членами, графически объясните постановку знаков препинания.

3. Проведите синтаксический разбор сложного предложения (по выбору).

4. Как вы поняли смысл слова « спохватился». Запишите.

5. Ответьте письменно на вопрос, заданный в тексте.

Диктант


Эзоп – знаменитый баснописец, который жил в Древней Греции и был рабом Ксанфа.

Предание рассказывает, что однажды Ксанф решил пригласить гостей и приказал рабу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки, чтобы из них приготовить несколько блюд. Удивленному Ксанфу он объяснил: « Господин, что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развиваются наука и искусство. При помощи языка люди объясняются друг с другом: приветствуют и благодарят, вдохновляют на подвиги, передают любые мысли, просьбы, чувства…»

Такое рассуждение, по-видимому, пришлось по сердцу и философу, и его гостям.


Задание.

  1. Объясните графически орфограммы в словах: в Греции, (люди) объясняются.

  2. Объясните графически постановку знаков препинания:

1 вариант – в 1 предложении

2 вариант – во 2 предложении

3. Как вы думаете, какова главная мысль рассуждения Эзопа? Что хотел сказать автор? Подчеркните в тексте ключевые слова, выражения, в которых выражена главная мысль.








Культура речи

Правильное употребление знаменательных частей речи

20

Тест

проверяет орфоэпические, грамматические, лексические нормы употребления знаменательных частей речи


Часть 1.

Вариант 1.


1. Укажите слова, в которых ударение на втором слоге.

а) случай в) дефис

б) досуг г) договор


2. Укажите слова с правильным обозначением произношения.

а) помо ш ник в) д епо

б) а те лье г) брю н ет

3. Образуйте от данных имен существительных форму множественного числа родительного падежа и соотнесите ее со схемами.

а) валенки, яблоко, чулок, тапки

б) носок, апельсин, гектар, рукав 1 _______ ей.

в) бровь, плащ, товарищ, семья 2________ ов.

г) тире, фойе, жюри, такси 3________

а)____; б)____; в)___; г)_____.


4. Соотнесите слова и их значения (после букв указывайте соответствующие цифры).


А) поступок

б) проступок

1. Грубый невоспитанный человек

2.Совершенное кем-нибудь действие

в) невежа

г) невежда

3. Действие, нарушающее правила поведения

4. Малообразованный человек


а)_______; б) __________; в) _______; г) __________.

5. Определите, какие ошибки допущены учениками. Исправьте эти ошибки (зачеркните, впишите).

а) Большое окно занавешено красивой белой тюлью.

б) Возьми синюю гуашь и напиши объявление.

в) Мы вчера пекли пирог с повидлой.

г) Мы удили рыбу с братом и дядем.


Вариант 2.

1. Укажите слова, в которых ударение на третьем слоге.

а) каталог в) жалюзи

б) нефтепровод г) дремота


2. Укажите слова с правильным обозначением произношения.

а) голо ло дица в) гала нт ерея

б) кот тэтш г) ма йанэ з

3. Образуйте от данных имен существительных форму им. п. мн. ч. и соотнесите ее со схемами.

а) директор, профессор, тополь, войско

б) договор, бухгалтер, шофер, рапорт 1________ и

в) аэропорт, маляр, редактор, офицер (ы)

г) депо, бюро, метро, пальто 2 ________ а

(я)

а)__; б)___; в)___; г)_____.


4. Соотнесите имена существительные с именами прилагательными по смыслу (после букв указывайте соответствующие цифры).

а) поступок

б) проступок

1 настоящий

2 благородный

в) невежа

г) невежда

3 полный

4 серьезный


а)____; б)_____; в)______; г)_____.

5. Определите, какие ошибки допущены учениками. Исправьте их (зачеркните, допишите).

а) Мое любимое занятие – рыболовля.

б) Мы с ребятами решили сделать во дворе качель.

в) Вся аллея засыпана желтыми листами.

г) Летом мне подарили прелестного щененка.


Примерная шкала балловой оценки работы


задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2

3

4

5

2

2

2

2


2

б, в

а, в

а3, б2, в1, г-

А2, б3, в1, г4


тюлем

тушь

повидлом

дядей

а, в

б, в

а2, б1, в1, г-

а2, б4, в1, г3


рыбалка

качели

листьями

щенка

Для заданий 1-5 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частичный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов.

10 баллов – «отлично»

8-9 баллов – «хорошо»

6-7 баллов – «удовл.»



Часть 2


Вариант 1.


1. Укажите слова, ударение в которых на втором слоге.

а) сливовый в) домовой (комитет)

б) кедровый г) пальцевой

2. Укажите слова с правильным обозначением произношения.

а) т вэ рже в) ре сч е

б) ле хч е г) мя хч е


3. Определите, какие прилагательные не образуют степеней сравнения.

а) трудный в) медный

б) цветной г) добрый


4. Соотнесите имена прилагательные и имена существительные так, чтобы получились словосочетания (после букв указывайте соответствующие цифры).

а) длинные

б) длительные

1 человек

2 наблюдения

в) памятный

г) памятливый

3 волосы

4 день

а)__; б)___; в)____; г)_____.


5. Определите, какие ошибки допущены учениками. Исправьте их (зачеркните, впишите).

а) Они хотели устроить более лучшую жизнь.

б) Волга ширее Дона.

г) Книгу для внеклассного чтения открывает народный фольклор.

д) Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны.


Вариант 2.


1. Укажите слова, ударение в которых на первом слоге.

а) грушевый в) кухонный

б) завидный г) языковая (колбаса)


2. Укажите слова с правильным обозначением произношения.

а) кирпи чн ый в) мя х кий

б) пустя чн ый г) ску чн ый

3.Определите, какие прилагательные не образуют краткую форму.

а) осенний в) прочный

б) умный г) дружеский


4.Соотнесите имена существительные с именами прилагательными по смыслу (после букв указывайте соответствующие цифры).

а) удачливый

б) удачный

1 выбор

2 человек

в) дождливый

г) дождевой

3 поток

4 сезон


а) _____; б)____; в)_____; г)_______.


5. Определите, какие ошибки допущены учениками. Исправьте их (зачеркните, впишите).

а) Кто крайний?

б) Проливной ливень помешал походу.

в) Из двух зол выбирает более меньшее.

г) Из сарая доносился маленький жалобный писк.





Примерная шкала балловой оценки работы


задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2

3

4

5

2

2

2

2


2

б, в

б, г

б, в

а 3, б2, в4, г1


более (лишнее)

шире

народный (лишнее)

прочные

а, в

б, в

а, г

а 2, б1, в4, г3


последний

проливной(лишнее)

более(лишнее)

маленький(лишнее)

Для заданий 1-5 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частично правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов.

10 баллов – «отлично»

8-9 баллов – «хорошо»

6-7 баллов – «удовл.»




Часть 3.


Вариант 1.


1. Укажите слова, ударение в которых на втором слоге.

а) откупорить в) исчерпать

б) избаловать г) кашлянуть


2. Образуйте формы глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.

а) лечь – ляжет - лягут

б) ехать –

в) махать -

г) выздороветь -


3. Соотнесите глаголы и имена существительные так, чтобы получились словосочетания (после букв указывайте соответствующие цифры).


а) негодовать

б) возмущаться

1.несправедливостью

2.коллективом

в) возглавить

г) руководить

3.против несправедливости

4. коллектив


а) _____________; б) __________; в) ________; г) __________.


4. Соотнесите глаголы и существительные по смыслу.

1 шапку

а) надеть 2 ребенка

б) одеть 3 на голову

4 пальто


а) ______________; б) ___________.


5. Определите, какие ошибки допущены учениками. Исправьте их (зачеркните, впишите).

а) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

б) За ними гналась погоня.

в) Каждый говорил свою точку зрения.

г) Ученому построили памятник в городе.



Вариант 2.

1. Укажите слова, ударение в которых на последнем слоге.

а) заплесневеть в) балуют

б) углубить г) облегчить


2. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения.

а) положить -

б) класть -

в) поехать -

г) лечь -


3. Соотнесите глаголы с именами существительными по смыслу (после букв указывайте соответствующие цифры).


а) беспокоиться

б) тревожиться

1. за детей

2 о детях.

в) упрекать

г) порицать

3. в скупости

4. скупость


а) _________; б) _________; в) _________; г) _________.


4. Соотнесите глаголы и имена существительные по смыслу.

1. за проезд

а) оплатить 2. проезд

б) заплатить 3. расходы

4. за услуги


а)_________; б) __________; в) ___________; г) _______.


5. Определите, какие ошибки допущены в этих предложениях. Исправьте их (зачеркните, впишите).

а) Отец каждый день ездиет в город на автобусе.

б) В этом произведении писатель рассказывает протест против существующего строя.

в) В голове у него метнулась мысль о побеге.

г) Встречу пришлось откласть на завтра.



Примерная шкала балловой оценки.


задания

Баллы

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Примечание

1

2



3

4

5

2

2




2

2


2

а, в


едет – едут

машет – машут

выздоровеет-

выздоровеют


а 3, б1, в4, г2

а) 1,4; б) 2,3


выиграю

мчалась

высказывался

установили

б, г


положи

клади

поезжай

ляг


а2, б1, в3, г4

а 2, 3; б1, 4


ездит

выражает

возникла

отложить

Для заданий 1-5 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частично правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов.

10 баллов – «отлично»

8-9 баллов – «хорошо»

6-7 баллов – «удовл.»


Содержание

Предисловие …………………………………………………………….

Введение в лингвистику (вводный курс) ……………………………

1 Тест ……………………………………………………………

2 Диагностическая работа …………………………………….

3 Тест на основе орфографического минимума ……………

Текстоведение ……………………………………………………………

4 Письменный зачет ………………………………………..

5 Комплексный анализ текста ………………………………

Синтаксис и пунктуация ………………………………………………..

6 Проверочная работа ………………………………………

7 Диктант

Словообразование частей речи …………………………………………

8 Проверочная работа ……………………………………..

9 Тест на основе орфографического минимума

Лексика и фразеология …………………………………………………..

10 Тест ………………………………………………………..

11 Изложение ……………………………………………….

Морфология. Имя существительное………………………………………

12 Письменный зачет…………………………………………..

13 Тест на основе орфографического минимума ……………

Имя прилагательное…………………………………………………………

14 Проверочная работа ………………………………………..

15 Диктант …………………………………………………….

Глагол ……………………………………………………………………………

16 Выученный диктант…………………………………………..

17 Изложение-миниатюра ………………………………………

18 Тест на основе орфографического минимума ……………..

Повторение изученного материала в 5 классе……………………………

19 Диктант…………………………………………………………

20 Тест по разделу «Культура речи»…………………..


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ