Контрольный диктант 6 класс

Контрольный диктант. 6 класс, 1 полугодие.


Здравствуй, зима!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки прикрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожа на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни дома сидеть не хочется. Путешественники всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» – радостно говорят люди.




По каким-то причинам дельфины иногда сами выбрасываются на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди. Но помочь дельфинам трудно. Они тяжелые, скользкие, сильно бьются. Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. Но самое тяжелое препятствие для спасения дельфина - это дельфинья дружба. Если станете относить их в воду по одному, у вас ничего не выйдет. Дельфин вернётся и снова выбросится на мель, если услышит крики своих товарищей. Товарища в беде дельфин никогда не оставит



8 класс

«Охрипшая совесть эпохи». А вот что о Вл.Высоцком писал поэт Роберт Рождественский. Внимательно послушайте текст, определите его основную мысль и тип речи.

Наша жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе горение и мужество, на другом, к сожалению, тунеядство и трусость. На одном, безусловно, высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, лесть, подлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит всё-таки от него самого. Но, поверьте, в памяти навсегда остаются имена тех, кто сжёг своё сердце ради людей. Таким был Владимир Семёнович Высоцкий, сын, друг, поэт, актёр, гражданин.

Скажу прямо, для меня Володя Высоцкий – воплощение человека с большой буквы, таким, каким он должен быть. Прежде всего потому, что жизнь его была самосжиганием ради людей и искусства. Всё, что написал он, - это от не покидавшего его чувства тревоги за человека и общество, в котором (как ни странно) забыты слова честь, достоинство, справедливость. Не думая о себе, он боролся за души людей, пробуждал замолчавшую совесть. Кто не знает песен Высоцкого! Они – друзья людей. В них есть то, что может поддержать в трудную минуту: во-первых, неистощимая сила, во-вторых, непоказная нежность, в-третьих, размах души человеческой. А кроме того, есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память.

(По Р.Рождественскому




Осень в лесу

После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.

Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. А в тихие дни над землёй летает липкая паутина.

Птицы начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.


* * *

Кончается лето. Всё ярче костры листопада. Берёзы и клёны осень покрасила в жёлтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (По Г.Скребицкому)




6 класс

Осень

Осень – причудливая волшебница. Она расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца.

Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён. Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (По А.Иллюминаторской)



7-й класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
по теме «Глагол»

(Итоговый)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и выглядят песчинками, маленькими точками.

Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы составить точную карту звездного неба. Они разделили условно весь небосклон на участки, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, легко найдете Полярную звезду и Большую Медведицу*.

Звезды бывают самые разные: старые и молодые, великаны и карлики, горячие и холодные. Удивительно, что горячие звезды имеют белый, серебряный или голубой цвет. Самые холодные звезды красного цвета.

(116 слов)

* Названия созвездий – это имена собственные, пишутся без кавычек.

 

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите. (Примеры повышенного уровня сложности, возможна замена с учетом подготовленности класса и задания по вариантам.)

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цели: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проверить умение выполнять морфемный и лексический разборы, морфологический разбор имени существительного.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Контрольные диктант.

Приезд Электроника в город

Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светлый автомобиль. Открылась дверца, из машины вышел человек с трубкой в зубах. Он увидел веселые лица, букеты цветов, робко улыбнулся. Это был профессор Громов. Знатный гость приехал из научного городка и решил остановиться в «Дубках».

Директор «Дубков» занялся вещами. Из открытой пасти багажника торчал угол чемодана.

Директор с тремя помощниками взялись за ручки, отнесли чемодан на второй этаж и удалились.

Профессор поднялся за ними, с удовольствием оглядел голубоватые стены, удобную мебель, широкое окно.

Профессор нагнулся над чемоданом, откинул крышку. В чемодане на мягком нейлоне лежал кибернетический мальчик с закрытыми глазами.

(По Е. Велтистову.) (97 слов)


Задания.

1. Выполните морфемный разбор:

1-й вариант -подкатил, трубкой, научного;

2-й вариант -увидел, голубоватые, помощниками.

2. Выполните морфологический разбор имен существительных из последнего предложения:

1-й вариант- в чемодане,

2-й вариант - с глазами.

3. Выполните лексический разбор слов из первого предложения:

1-й вариант –ранним (утром);

2-й вариант - майским (утром).




Контрольный диктант

Цели:

1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся. 2. Проверить навыки выполнения грамматических разборов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контрольный диктант за 1 четверть.


Вы умеете читать небесную книгу?

Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.

Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.

По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.

И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны.

Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Надо только быть внимательным и любить и понимать природу и все, что тебя окружает.

(Г. А. Богданова.) (101 слово)


Задания

1. Озаглавьте текст диктанта, подчеркните то место в тексте,

где выражена его главная мысль.

2. Выполните синтаксический разбор простого предложения:

Моряки по звездной книге… - 1 вариант.

В чистом небе летают... -2 вариант,

3. Выпишите три слова с различными орфограммами, обо значьте их графически.

4. Выполните морфологический разбор двух любых глаголов.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цели:

1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проконтролировать навык выполнения грамматических разборов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Контрольный диктант.

Медвежонок

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие листики брусники.

На краю поляны сохранялись заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях, сучки поскрипывали. Я вглядывался в лесную дорожку, хотел понять, кто там разгуливает.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время, я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(По Г. Снегиреву.) (111 слов)


Задания:

Выполните морфемный разбор:

Лесного, показались, глазки -1 вариант.

Расположился, (в) малиннике, листики — 2 вариант.

Выполните морфологический разбор глаголов:

Набрел, ищет – 1 вариант.

Хотел, объяснишь - 2 вариант.

Выполните синтаксический разбор простого предложения:

Вот из куста высунулся... - 1 вариант.

Он вылез из кустарника... - 2 вариант.












КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цели:

1. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проверить навыки выполнения грамматических разборов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Контрольный диктант за II четверть.

Фомка и Барин

По дороге топал маленький еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. И такая дружба завязалась у кота и ежика!

(По А. Баркову.) (112 слов)





Задания.

1. Выполните синтаксический разбор простого предложения:

В комнате Фомка развернулся... - 1 вариант.

Но через неделю еж и кот... - 2 вариант.

2. Выполните морфологический разбор глаголов:

Заметил, выкатился – 1 вариант.

Закатил, свернулся – 2 вариант,

3. Выпишите 3 слова с изученными различными орфограммами.


Контрольный диктант

Дождь и мороз

После полудня подул холодный ветер. Пошел мелкий косой дождь.

В такую погоду возвращались мы из соседней деревни. Мы то поднимались на холм, то спускались в низину. Встречный ветер затруднял ходьбу. Дождевые капли касались лица, забирались под воротник.

Резко похолодало. Пальто на груди загрубело от ледяной корочки. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда: дорогу, поле, луг, растения. Ледок с хрустом разламывался под ногами. Спуск и подъем по обледенелой тропе стали затруднительными.

Но вот и знакомые тополя, которые растут вокруг нашего дома. Теперь можно согреться у горячей печки.

Всю ночь стучали по черепице крыш падающие с деревьев сосульки. К утру вся земля была усеяна их осколками. (По В. Тетюреву.)

Дополнительные задания.

1. Выпишите 3—4 слова:

а) с проверяемыми безударными гласными в корне;

б) с чередующимися гласными в корне.

Обозначьте орфограммы.

2. Найдите и выпишите два ряда однокоренных слов. Укажите части речи, к которым они относятся.

3. Объясните (любым способом: при помощи схемы или словесно) пунктограммы в тексте (исключая точку в конце предложения и красную строку).

Анализ выполнения контрольной работы проводится в обучающих целях на специально отведенном


Контрольный диктант

Рыжик

У Веры был премилый2 бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, взбирался на абажур, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак — искал орехи.

На Новый год Вера повесила на елку игрушки, орешки, конфеты и вышла принести свечки.7 Малыш приблнзился к елке, схватил один орех, спрятал его. Второй орех положил под подушку, третий орех тут же разгрыз.

С этого дня зверек с утра до вечера делал запасы. Увидит3 кусочек хлеба — припрячет, увидит семечки — набьет1 полные щеки.

Приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки; птицы и белки переселились за горные хребты.

Но как Рыжик узнал об этом? (По Г. Снегиреву.)


Дополнительные задания.

1. Произведите указанные (при помощи цифровых индексов) виды разбора (учитель предварительно — после написания диктанта и его проверки учащимися — предлагает детям расставить индексы разбора слов и предложения так, как это показано в тексте).

Разбор можно осуществлять разными способами — непосредственно в тексте, если это возможно (например, обозначить морфемный состав слова), при помощи схем, кратких словесных обозначений и др.

2. Подберите заголовок, в котором бы отражалась основная мысль текста.


Диктант с дополнительными заданиями

* * *

Северное сияние мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера, Я приехал из Петрозаводска на пароходе. Остановился ночевать у знакомого агронома.

Ночью1 я вышел на улицу. В полнейшей тишине по звездному небу колыхался широкий светящийся занавес. Он то сужался, то расширялся, собирался в складки, менял

свой цвет.7 Я был очарован" чудесным небесным зрелищем. При свете сияния я видел темные макушки деревьев, крыши домов.

Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. Особенно памятна полярная ночь в Арктике, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола «Малыгин».

Надо льдами и снежной пустыней разгоралось6 сияние. Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете7. (По И. Соколову Микитову.)


Дополнительные задания.

1. Докажите, что слова сияние и сиять относятся к разным частям речи.

2. Произведите указанные в тексте виды разбора.

3. Найдите в тексте сложное предложение, составьте его схему.

После первоначального чтения текста диктанта необходимо удостовериться, что дети имеют представление об Онежском озере и городе Петрозаводске, об Арктике и природном явлении, которому посвящен текст. Предварительно могут быть рассмотрены некоторые слова, правописание которых пятиклассники еще не обязаны знать, например: впоследствии, в экспедиции. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами, соединенными союзом то — то, проверит языковое чутье детей и умение переносить знакомое правило (разделение однородных членов предложения, соединенных

повторяющимся союзом и) на аналогичные случаи.

Число (объем) дополнительных заданий может быть предложено ученикам дифференцирован но, с учетом возможностей разных детей.


Диктант с дополнительным заданием

* * *

Я родился в Москве, у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка.

Дом стоял поблизости от железнодорожной станции3. По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов.4

Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка.7

Я стал наблюдать их повадки, мимику, угадывать настроение. Если, например. Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пес пребывал в превосходном

расположении2 духа.

Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие2 к «братьям нашим меньшим». (Ло А. Баркову.)


Дополнительное задание.

Произведите указанные в тексте виды разбора.


Диктант и его анализ

Перепелята

«Я привезу тебе, Миша, из лесу птичку», — пообещал дедушка больному внуку при расставании6.

День начинался, когда дедушка приблизился к опушке3. Сошел с лошади около кустов, где обычно вьют(1) гнезда мелкие птицы. Рядом выпорхнула перепелка. Птичка перелетала с места на место, уводила от гнезда.

Конь бродил по лесной лужайке. Вдруг он беспокойно заржал. Дедушка видит, что под мордой у лошади копошатся серенькие комочки. Он осторожно приседает и собирает2 крошечных перепелят в шапку.

Прекрасная находка! По тут послышался жалобный писк матери, и из шапки отозвались пушистые шарики. Выложил дедушка птенчиков в гнездо и быстро отъехал от него.


Дополнительные задания.

1. Подчеркните предложение, которое помогает понять основную мысль данного текста.

2. Произведите разбор слов в соответствии с указанными цифровыми обозначениями. (Цифровые индексы около выделенных для разбора слов учащиеся расставляют под диктовку учителя после написания и проверки диктанта.)

3. Найдите в тексте сложное предложение и графически докажите, что оно сложное.


Диктант и его анализ

Весеннее утро

Красиво весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса показалось багровое солнце. Его утренние лучи коснулись вершин громадных сосен. Над рекой еще расстилается6 туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом. Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает широкую гладь реки.4

Синее небо глядится в зеркальную5 воду. На яркой листве деревьев блестит роса. Тихий шорох проносится над лесом. Весеннему утру радуются все: и птицы, и деревья,

и цветы.7 Белоснежные2 облака иногда бросают легкую1 тень на зеленую травку, на синюю ленту реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.4

Природа проснулась. Здравствуй, весеннее утро!


Дополнительные задания.

1. Произведите те виды разбора, на которые указывают соответствующие цифры.

2. Используя последнее предложение, постройте предложение с прямой речью.


Контрольный диктант по теме «Глагол»

«Ольха»


Из деревьев первой зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Семена ольхи очень любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. Это растение нужно беречь.

(По И. Балбышеву).




Дополнительные задания


1. Сделайте синтаксический разбор предложений: Семена ольхи… (1 вар.); Они стайками посещают… (2 вар.).

2. Выпишите из второго абзаца все глаголы.

3. Разберите по составу переносится (1 вар.); разлагаются (2 вар.). Укажите грамматическое значение окончания этого слова.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

* * *

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная (2) мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной (2) домотканой (2) скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной (2). Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг (3) него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал (4).

Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение (3) чаепития кто-то из присутствующих развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (112 ел.) (По И.В.Сорокинои.)


Грамматическое задание

1. Выполнить разбор указанных слов по составу (2 -- в тексте).

2. Выполнить морфологический разбор указанных предлогов (3).

3. Выполнить синтаксический разбор указанного (4) предложения.

4. Объяснить знаки препинания в отмеченном звездочкой предложении.

5. Объяснить слитное и раздельное написание не в тексте.



Диктант

Загадка летучей мыши

В течение долгого времени биологи не могли ничего определенного сказать насчет зрения летучей мыши. Ввиду необходимости решить эту проблему проделали такой опыт. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули щели и дыры.7 Несмотря на полный мрак, летучая мышь спокойно летала по комнате, не задевая6 мебель, не натыкаясь на стены. Когда кусочками черного пластыря заклеили ей глаза, мышь продолжала летать свободно, будто прекрасно видела.

Эту загадку разгадали сравнительно недавно. Оказалось, что мыши не натыкаются на окружающие предметы вследствие необычайно развитого осязания5. Летучая мышь машет крыльями, и от крыльев расходятся6 воздушные волны. Отражаясь от встречных предметов, волны задевают мельчайшие ворсинки, расположенные2 на внутренней стороне крыльев мыши, и она на расстоянии узнает о препятствии.7 (из газет.) (115 слов.)


Дополнительные задания.

1. Определите стиль текста.

2. Разберите слова и предложения, указанные в тексте цифрами (для пунктуационного разбора можно составить схему).

3. Подчеркните производные предлоги вместе с тем словом, к которому они относятся, а непроизводные заключите в овал.

4. Раскройте скобки и укажите части речи слов-омонимов.

1) Письма стали чем-то (в)роде моего дневника. 2) Прилагательные согласуются с существительными (в)роде, числе и падеже,

5. Раскройте скобки, выбирая нужное окончание.

Поступить согласно решени(я, ю); по приезд(е, у) на каникулы.



Диктант и его анализ

* * *

Теплый дождик шел всю ночь. Он начался в апреле и кончился в мае.

Море тоже курилось парным туманом, сливаясь с еще не расчищенным небом. Купальни как будто висели в молочном воздухе. Лишь извилистые отражения свай покачивались на волне цвета бутылочного стекла.

Гаврик и Петя гребли, с наслаждением опуская весла в теплую на вид воду. Пете трудно было тягаться с Гавриком. Маленький рыбак без труда одолевал гимназистика, и лодка все время крутилась.

Петя сопел, высунув язык, потому что он уже устал. Что бы он делал без Гаврика? Мальчишка также беспокоился; по тому ли пути будут плыть участники маевки? Однако ему не хотелось спрашивать, чтобы опять не оказаться в дураках. (По В. Катаеву.) (108 слов.)


Дополнительные задания.

1. Заключите в овал союзы, употребленные в тексте.

2. Укажите предложения, где союз соединяет члены предложения, а где — части сложного предложения.

3. Определите способы образования союзов:

I вариант: благодаря тому что, зато, чтобы.

П вариант: несмотря на то что, тоже, потому.

4. Закончите сложное предложение так, чтобы получилось: 1) сложное предложение, выражающее временные отношения; 2) сложное предложение, выражающее причинные отношения; 3) сложное предложение, выражающее целевые отношения.

I вариант: Приучи себя обливаться холодной водой ... (когда? почему? с какой целью?).

П вариант: Необходимо упорно тренироваться ... (когда? почему? с какой целью?).

5. Продолжите предложения.

1) Ребята разожгли костер и ... .

2) Ребята разожгли костер, и ... .



Диктант и его анализ

Мой проводник Али

Все любезно мне в этом радующем мое сердце, открытом и простом человеке. Необычайно легко1 движется(6) он по земле. Неслышно и мягко ступают его ноги, обутые в пастушеские чувяки.

Он идет впереди, иногда останавливаясь2 и поджидая меня. Дружеская улыбка играет на его лице. Есть что-то птичье, стремительное, гордое во всей его негрузной, сильной фигуре. И дикою птицей, чистым горным воздухом, запахом леса веет от охотничьих его лохмотьев.

Тяжелым и неуклюжим кажусь я рядом с ним на земле. Мы идем лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке. У лесного ручья Али останавливается, не торопясь переходить его без меня. Неимоверной величины дерево упало через поток. Али по-дружески подает мне сильную руку, и мы вместе ступаем на зеленый живой мост.7 (По И. Соколову-Микитов у.) (110 слов.)


Примечание. Следует сказать о знаках препинания при обособленном определении, при одиночных однородных определениях. Можно предупредить также о необходимости выделять запятой деепричастный оборот.


Дополнительные задания.

1. Произведите виды разбора, указанные в тексте цифрами.

2. Запишите как можно больше вариантов предложения Летом мы поедем на юг, использовав частицы даже, только, ли, едва ли,


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ