Мастер-класс «Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»















Мастер-класс

«Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»










Автор: Мизёва А.В.,

учитель русского языка и

литературы I квалификационной

категории
















2014




Мастер-класс

«Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»

Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.

1. «Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит». Эти слова принадлежат английскому философу, педагогу Д.Локку.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения.

слайд

Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании

создаются условия

для взаимодействия

понимающих сознаний

говорил М. М. Бахтин (философ, литературовед)

  • 2. Технологию проблемного диалога можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.

Что нужно учителю для освоения технологии? (слайд 3)

  • Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.

АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна



3. Из каких этапов состоит
проблемно-диалогический урок? (слайд 4)

(распечатка на столах)

Этапы урока по технологии проблемного диалога

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2. Выдвижение версий решения проблемы.

3. Актуализация имеющихся знаний.

4. Составление плана решения проблемы.

5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.


!!! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.



4. Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.


Учитель создал проблемную ситуацию. (сайд 5)


(распечатка на столах)


(слайд 6) Проблемная ситуация состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.


(слайд 7) Типы проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением


(распечатка на столах)

(слайд 8) Тема: Правописание существительных

(распечатка на столах)

с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс)

- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов

чик, -щик.

груз камень
грузчик каменщик

  • Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.

- Почему так вышло?
- Чего мы не знаем?


Тема: Дефис в наречиях (7 класс)


Раскройте скобки. Аргументируйте

свой ответ.

  1. Он (по) прежнему красиво пишет.

  2. (По) прежнему пути иди было

легче.


  • Смогли выполнить задание?

  • Почему не смогли?

  • Какие трудности испытали?

  • Что нужно для этого сделать?


5. Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.


(слайд 9) Виды диалогов

(распечатка на столах)

  • Побуждающий диалог

  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

  • Подводящий диалог

  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем



6. Я остановлюсь на побуждающем диалоге. Чтоб создать его, учитель использует следующие приёмы (их 4)

(распечатка на столах)


(слайд 10) Приёмы создания проблемной ситуации


Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.


Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.



(слайд 12) Побуждающий диалог. Приём №1

(распечатка на столах)


Русский язык 5 класс

Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.


З[а/о]ря

Зарево

Зорька


  • Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).

  • Какие вопросы у вас возникают?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:

-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?

РЕШЕНИЕ:

-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.



7. Переходим к практической части.


Определите

  • тип проблемной ситуации

  • вид диалога

  • приём создания диалога

Тема: "Склонение имен существительных" (5 класс)


Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Прочитайте предложение.
- Найдите однородные члены предложения.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж.
- Выделите их окончания.

(Возникает ПС)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию

противоречия)
- Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)


Работа в группах (3 группы)

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Задание: вы в роли учителя, ваша задача: создать проблемную ситуацию с помощью побуждающего диалог (приём выберите сами)

(Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).


1. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой ответ.


Ответ

  1. Как вы написали эти слова?

  2. Я для вас написала эти слова на доске (открывает доску, все слова написаны через дефис)

  3. Вы как написали сначала?

  4. А как надо на самом деле?

  5. Чтобы грамотно писать эти слова, что нужно знать?

  6. Значит, какая тема нашего урока?



Тема: -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных (7 класс)


Задание: создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, приём 4

  1. Румяный, звериный, кожаный (В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян пишется –Н-)

  2. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.


Вяза(н,нн) кофта.

Вяза(н,нн)ая мамой кофта.

Связа(н,нн)ая кофта.


Ответ

  1. Вы смогли выполнить задание?

(Нет, не смогли)

  1. В чём испытали затруднение?

(Не знаем, сколько Н писать в этих словах. Какими частями речи они являются)

  1. Чем это задание не похоже на предыдущее?

(Это не отымённые прилагательные. Они не образованы от существительных. Исходным словом является глагол.)

  1. Чтобы правильно написать слова с пропущенными орфограммами, что нужно знать?

(Какими частями речи они являются, уметь отличать эти части речи, изучить правила)

  1. Какая сегодня тема урока?



Стихи Алексея Решетова известны широкому кругу читателей. Издано несколько сборников поэта в Перми. В сборник «Чаша» вошли произведения разных лет. Перед нами словно бы исповедь человека совестливого, нежного и мужественного. Сегодня можно с полным правом говорить о зрелости душевного мира поэта: труд, раздумья и творчество формировали этот мир.
 
Несомненно, читатель и сам почувствует многозначность названия сборника: ведь речь в этой поэтической книге идет и о полной чаше жизни, и о горькой чаше одиночества, и о радостной чаше, поднятой в честь встречи с доб­ром и красотою, в честь открытия новых прекрасных миров природы...


*********

Мы в детстве были много откровенней:
— Что у тебя на завтрак?
— Ничего.
— А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
— Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего...

Алексей Решетов

Задания:

    1. Я сейчас создам проблемную ситуацию, а вы должны сформулировать проблему этого текста?


Побуждающий диалог, приём №2

  1. Что вы почувствовали, услышав это стихотворение?

  2. Сколько героев в стихотворении?

  3. Легко ли поделиться хлебом? А своим светом?

  4. А что такое свет в этом тексте?

  5. С помощью каких средств автор раскрывает искренность, доброту, милосердие детской души?

  6. Какими стали герои спустя годы?

  7. Как вы думаете, можно ли назвать повзрослевшего человека жадным?

  8. Что автор понимает под словом «иные»

  9. Видите ли вы себя в этом диалоге? Каким?

  10. Сформулируйте проблему текста?


- Почему со временем люди отдаляются друг от друга, черствеют по отношению друг к другу?

- Почему в детстве мы откровеннее, искреннее, добрее?

- Какие перемены с нами происходят, опустошающие наши души?

- Чем отличается мир взрослого и мир ребёнка?


слайд


ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ технологии, побуждающий и подводящий диалоги имеют достоинства и недостатки.

Виды диалогов

  • Побуждающий диалог

  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

  • + Развивает творческое мышление.

  • + Максимально близок к жизненным ситуациям.

  • - Ученики могут увести в сторону от темы.

  • - Невозможно рассчитать время на уроке.


  • Подводящий диалог

  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

  • + Развивает логическое мышление.

  • + Просчитывается по времени.

  • + Ведет к нужному результату коротким путем.

  • - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

!!! Принципиально важно при этом:

  • 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

  • 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Вернёмся к этапам урока по технологии проблемного диалога. СЕГОДНЯ МЫ РАБОТАЛИ только по созданию проблемной ситуации.

Этапы урока по технологии проблемного диалога

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2. Выдвижение версий решения проблемы.

3. Актуализация имеющихся знаний.

4. Составление плана решения проблемы.

5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

Преимущества технологии проблемного диалога

  • Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

  • Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.

  • Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

  • В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

  • Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?

  1. Регулятивные: умение решать проблемы.

Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п

  1. Коммуникативные: умение вести диалог.

Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.

  1. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.

Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.

  1. Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, оценивание ситуации, моральный выбор и т.д.

Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»


Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.


16. Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда
Древняя мудрость
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ