Пересказ сказки с опорой на графический план и опорные слова в 3 классе
******************************************************************
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (V вида) № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБС (К) ОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
******************************************************************
Пересказ сказки с опорой
на графический план
и опорные слова
Урок развития речи в 3 Б классе
Учитель Банзе Изабель Бартоломеевна

06.05.2014
Санкт-Петербург
Дата: 06.05.14
Класс: 3 Б
Учитель: Банзе Изабель Бартоломеевна
Предмет: развитие речи.
Тема: Пересказ сказки с опорой на графический план и опорные слова.
Цель урока: развивать навык подробного пересказа текста с опорой на графический план и вспомогательные слова.
Предметные результаты:
- учить связно и последовательно пересказывать текст с опорой на графический план и опорные слова;
- развивать умение работать с текстом, подбирать опорные слова;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
Матапредметные результаты:
- развивать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.
Личностные результаты:
- воспитывать внимательное отношение к природе;
- развивать умение работать в паре;
Коррекционно-развивающие результаты:
- развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, образное мышление.
Оборудование: проектор;
презентация;
аудиозапись «рев медведя»;
карточки с текстом;
картинки для составления графического плана;
карточки с вариантами заглавий частей плана;
карточки с опорными словами;
пиктограммы для оценки деятельности на уроке.
Ход урока
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
I.
Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей.
- Садитесь, пожалуйста.
Начинаем урок развития речи.
Встают, здороваются.
Поворачиваются к гостям, здороваются по-фински:
«Хювя хуомента».
Садятся на места.
II.
Сообщение темы.
Актуализация знаний учащихся.
Составление графического плана
- Сегодня на уроке
мы будем учиться пересказывать сказку.
Отгадайте загадки и назовите её героев:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
- Как вы догадались, что
это вода?
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
- Как вы догадались, что
это снег.
Встаёт рано,
Ложится поздно,
Светит ярко,
Греет жарко.
- Как вы догадались, что это солнце?
- Прослушайте аудиозапись и назовите еще одного героя.
- Сколько в сказке героев?
- Назовите их.
- Как называется сказка?
- Вспомните, о чем эта сказка?
- Восстановим графический план сказки.
Что за чем следовало?
- Кого сначала хотел наказать Медведь?
А потом?
- Чем закончилась сказка?
- Проверим, верно ли
вы восстановили графический план.
Внимательно слушают.
- Это вода.
- Воду пьют и льют.
- Это снег.
- Снег белый, падает с неба, лежит всю зиму.
- Это солнце.
- Солнце ярко светит и жарко греет.
Слушают аудиозапись.
- Это медведь.
- В сказке четыре героя.
- Это медведь, вода, снег и солнце.
- ... «Медведь и Солнце».
- Это сказка о том, как стало греть Солнце, растаял Снег и Вода промочила Медведю штаны.
- Сначала Медведь хотел наказать Воду, потом Снег, потом Солнце.
- Медведь пошел сушить штаны и встречать весну.
2-ой слайд
На экране последовательно появляются картинки-отгадки.
Звучит аудиозапись
«Рев медведя».
3-ий слайд
Учащиеся читали и разбирали сказку на прошлом уроке.
Ученик размещает графический план на доске и комментирует.
4-ый слайд
III.
Чтение текста.
Составление словесного плана
- Сколько в сказке частей?
- Сейчас мы прочитаем сказку по частям и подберем название к каждой части.
- Прочитаем с карточек
предложенные названия.
- Прочитаем I часть.
- О чем говорится в
I части?
- Подберите название
к I части.
Прикрепите карточку.
- Прочитаем II часть.
- О чем говорится во
II части?
- Подберите название
ко II части.
Прикрепите карточку.
- Прочитаем III часть.
- О чем говорится в
III части?
- Подберите название
к III части.
Прикрепите карточку.
- Прочитаем IV часть.
- О чем говорится в
IV части?
- Подберите название
к IV части.
Прикрепите карточку.
- В сказке четыре части.
Читают по цепочке:
Вода затопила лес.
Встреча Медведя с Водой.
Спор со Снегом.
Разговор со Снегом.
Медведь наказал Солнце.
Непобедимое Солнце.
Встреча весны.
Победа Медведя.
Читает ученик.
- Пришла весна.
В берлогу к Медведю просочилась Вода и промочила ему штаны.
- Встреча Медведя с Водой.
Читает ученик.
- Во II части говорится о том, что Медведь решил наказать снег.
- Разговор со Снегом.
Читает ученик.
- Медведь пытался схватить Солнце зубами, достать лапой. Но у него ничего не вышло.
- Непобедимое Солнце.
Читает ученик.
- В IV части говорится о том, что Медведь поворчал и пошел штаны сушить и встречать весну.
- Встреча весны.
Карточки для составления
словесного плана
на доске.
До слов «Взревел Медведь на Снег ...».
Словесный план размещается над графическим.
.
До слов «Рявкнул Медведь на Солнце».
До слов «Делать нечего ...».
Чтение до конца.
IV.
Динамическая пауза
- Настало время отдохнуть. Повторяйте движения под музыку.
Смотрят на экран, двигаются под музыку в соответствии с образцом.
Звучит «Весенняя физкультминутка»
V.
Словарная работа. Выделение опорных слов
- Что мы составили?
- Сейчас вы будете работать в парах.
Вооружитесь простыми карандашами и подчеркните в тексте опорные слова.
На это задание я дам вам 2 минуты.
- Назовите слова, которые вы подчеркнули в I части.
- Что значит «просочилась»?
- Назовите слова, которые вы подчеркнули во II части.
- Что значит «припекло»?
- Назовите слова, которые вы подчеркнули в III ...
- Что значит «рявкнул»?
- Назовите слова, которые вы подчеркнули в IV ...
- Мы составили графический и словесный план сказки.
Читают текст про себя и подчеркивают опорные слова.
Называют слова.
- ... протекла.
Называют слова.
- ... стало сильно греть.
Называют слова.
- ... заругался.
Называют слова.
Карточки
с опорными словами размещаются учителем на доске под частями плана.
VI.
Пересказ текста
- Перескажите текст с опорой на графический план, используя опорные слова.
Пересказывают текст
по цепочке с опорой на графический план с использованием вспомогательных слов.
VII.
Подведение итогов.
Рефлексия
- Почему Медведь ничего не мог поделать с Солнцем?
- Чему учит эта сказка?
- Ребята, что это?
- Чего ему не хватает?
- Подойдите к доске, возьмите магнит и:
- Прикрепите к солнцу луч желтого цвета те, кому было все ясно и комфортно на уроке.
- Прикрепите луч голубого цвета те, кому было сложно и непонятно.
- Спасибо! Урок окончен.
- Потому что он не мог достать Солнце, не мог действовать против природы.
- ... жить в согласии с природой.
- Это солнышко.
- Ему не хватает лучиков.
Следуют инструкции.
5-ый слайд
Карточки с текстом

________________________
Пришла в лес ранняя весна. Просочилась в берлогу к спящему Медведю Вода. Промочила Вода Медведю штаны. Заругался Медведь на Воду и хотел наказать. Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом, что во всём Снег виноват. Начал таять, воду пустил. Взревел Медведь на Снег, решил снег наказать. Испугался Снег, заскрипел с перепугу, что не он виноват, а Солнце виновато. Так припекло, что Снег растаял. Рявкнул Медведь на Солнце. Но никак косолапому Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего – поворчал, поворчал Медведь да и пошёл штаны сушить и весну встречать.

________________________
Пришла в лес ранняя весна. Просочилась в берлогу к спящему Медведю Вода. Промочила Вода Медведю штаны. Заругался Медведь на Воду и хотел наказать. Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом, что во всём Снег виноват. Начал таять, воду пустил. Взревел Медведь на Снег, решил снег наказать. Испугался Снег, заскрипел с перепугу, что не он виноват, а Солнце виновато. Так припекло, что Снег растаял. Рявкнул Медведь на Солнце. Но никак косолапому Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего – поворчал, поворчал Медведь да и пошёл штаны сушить и весну встречать.

________________________
Пришла в лес ранняя весна. Просочилась в берлогу к спящему Медведю Вода. Промочила Вода Медведю штаны. Заругался Медведь на Воду и хотел наказать. Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом, что во всём Снег виноват. Начал таять, воду пустил. Взревел Медведь на Снег, решил снег наказать. Испугался Снег, заскрипел с перепугу, что не он виноват, а Солнце виновато. Так припекло, что Снег растаял. Рявкнул Медведь на Солнце. Но никак косолапому Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего – поворчал, поворчал Медведь да и пошёл штаны сушить и весну встречать.
Карточки с вариантами заглавий частей плана

Вода затопила лес

Встреча Медведя с Водой

Спор со Снегом

Разговор со Снегом

Медведь наказал Солнце

Непобедимое Солнце

Встреча весны
П
обеда Медведя



















Карточки с опорными словами
п
ришла
п
росочилась
п
ромочила
з
аругался
х
отел наказать
и
спугалась
з
ажурчала
в
иноват
н
ачал таять
п
устил
в
зревел
р
ешил наказать
и
спугался
з
аскрипел
н
е виноват
в
иновато
п
рипекло
р
астаял
р
явкнул
н
е схватить
н
е достать
с
ияет
т
опит
г
онит
м
очит
д
елать нечего
п
оворчал
п
ошёл
с
ушить
в
стречать
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ