Мониторинг по русскому языку как проверка образовательных достижений учащихся и его роль в образовательном процессе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Столипинская средняя общеобразовательная школа»




Мониторинг по русскому языку как проверка образовательных достижений учащихся и его роль в образовательном процессе.









Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Столипинская СОШ»

Смирнова Оксана Александровна










МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ОБЪЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

§1. Мониторинг как практическая система

Мониторинг представляет собой систему сбора, хранения и анализа и представления информации о качестве и условиях образовательного процесса в школе, о результатах ее деятельности, он помогает директору школы и педагогическому коллективу наблюдать за развитием школы, определять потребности общества, учитывать пожелания всех участников образовательного процесса, а также систему накопления психолого–педагогического опыта.

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше, однако мониторинг позволяет отслеживать результаты в измеряемых единицах;

  • отслеживать условия, влияющие на достижение результатов в измеряемых единицах;

  • фиксировать состояние дел по результатам и условиям работы школы в контексте желаемого состояния дел (как дела обстоят сегодня и что конкретно должно быть завтра);

  • не просто констатировать факты, но получать оценки, связанные с перспективами постановки или сворачивания задач в рамках направлений.

Результаты мониторинга можно использовать: для создания собственных многовариантных контрольных работ и уроков, состоящих из тестовых заданий; сохранения диагностических материалов и обменивания ими в сообществе пользователей «КМ-Школы», используя функции экспорта и импорта уроков и контрольных работ; возможности компьютерной обработки результатов диагностических работ и занесения оценок в электронный журнал; возможности создания на основе электронного классного журнала отчеты и экспортировать отчеты в Microsoft Excel, представлять результаты в графическом виде, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

Наиболее общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека.

Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается и используется и в технических, в социальных науках, и в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось достаточно мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.

Таким образом, проблемы мониторинга во всех сферах его использования решается одновременно и на уровне их теоретического осмысления и на уровне его практической реализации. Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно - практическом феномене. Различия же в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения.

Существуют различные системы и классификации мониторинга.

Мониторинг применяется в разных областях науки, таких как: экологии, биологии, медицине, экономике, бизнесе, политике, промышленности и. т. д., но нам важна работа мониторинга в образовании, которая позволяет выявить степень знаний учащихся, образовательных систем и др.

Мониторинг образовательных систем принадлежит к одной группе с системами мониторинга весьма сложных социальных объектов. Однако из этого не следует, что в образовании не может быть использован мониторинг, относящийся к другим группам. Очевидно, что может быть осуществлен и реально существует мониторинг законодательной базы в области образования, мониторинг старения основных средств в системе образования и т.д. Для нас же наиболее значимыми являются проблемы образовательных измерений.

Вся полученная в процессе того или иного мониторинга информация обрабатывается, структурируется и хранится.

Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется прямое измерение или накопление информации, существенную проблему может представлять структурирование и хранение полученной информации, обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам.

Когда осуществляется опосредованное измерение, в частности мониторинг образовательных систем, значительной проблемой является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация.

Существуют разнообразные следующие виды мониторинга: динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный

При динамическом мониторинге в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ. Например, изучая образовательную систему региона в течение ряда лет, мы получим результат по показателю потенциальности текучести кадров(количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования).

При конкурентном, в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.

При сравнительном, в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.

При комплексном, используется несколько оснований для экспертизы. Например, для организации мониторинга эффективности обучения одаренных детей в конкретном образовательном учреждении, нам необходимо выделить особенности обучения одаренных детей, которые могут быть экранированы влияниями федеральной, региональной образовательных систем, особенностями образовательного учреждениями. Для оценки эффекта обучения одаренных детей, таким образом, необходимо иметь данные, по крайней мере, по трем образовательным системам.

Таким образом, проблемы мониторинга во всех сферах его использования решаются одновременно и на уровне их теоретического осмысления и на уровне его практической реализации. Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене. Различия же в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения.

Существование большого количества различных систем мониторинга порождает необходимость их определенного упорядочивания. С этой целью предприняли попытку классификации существующих систем мониторинга по нескольким основаниям. В качестве одного из таких оснований можно рассматривать принципы проведения мониторинга.


§2. Принципы проведения мониторинга

Можно выделить несколько общих принципов проведения мониторинга, которые получили эмпирическое подтверждение. К таким принципам мы относим следующие:

- целостность

- оперативность

- приоритет управления

- соответствия (целей мониторинга средствам его организации)

- научность

- прогностичность (нацеленность на прогноз)

- непротиворечивость (валидизация здравым смыслом)

- разнообразие

Таким образом, мониторинг представляет собой довольно сложный формирующийся феномен, который носит междисциплинарный характер. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Для каждой их сфер общественной деятельности он будет иметь свои особенности. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга вне зависимости от сферы реализации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Объекты мониторинга динамичны, находятся в постоянном развитии. Они подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании объекта. Эти изменения могут представлять опасность для пользователя информацией, предоставляемой мониторингом.

2. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом. Мера постоянства определяется особенностями объекта и ресурсными возможностями.

3. Организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта.

4. Мониторинг подразумевает наличие основного, или одного из, этапов прогноза развития (изменения состояния) объекта.

5. Каждая конкретная система мониторинга ориентирована на определенного потребителя. Таковыми могут быть конкретный орган (органы) управления, отдельные, как правило, социально-профессиональные группы, общество в целом.

6. Существующие системы мониторинга можно классифицировать по ряду оснований к ним относятся:

сфера применения

средства, используемые для сбора исходной информации

потенциальные пользователи

средства измерений

способы распространения информации

время реализации

широта охвата

О различных системах мониторинга в образовании мы имеем достаточно фрагментарные, отрывочные сведения. На сегодняшний день есть все основания говорить о существовании локальных систем мониторинга, не только в нашей стране, но в других странах мира. Попробуем на основе имеющейся информации посмотреть реальное состояние, сгруппировав реальные системы по нескольким основаниям.

Первая группа - это информационный мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Системы мониторинга законодательной базы управления образованием, мониторинг средств массовой информации об образовании и другие.

Второе направление это системы мониторинга за развитием знаний учащихся, разработанный СИТО - Национальный институт по оценке достижений в области образования Голландии. Вот как сотрудники СИТО характеризуют созданную им систему мониторинга: "Во второй половине 80-х годов в Голландскую систему образования было введено понятие «Системы мониторинга за развитием знаний учащихся».

С момента введения, всего несколько лет тому назад, это понятие распространилось очень быстро. Мониторинговые системы были предложены для использования в начальном образовании. В сущности, системы мониторинга за знаниями учащихся были разработаны с целью точной регистрации образовательного прогресса каждого учащегося и для отслеживания влияния поведения учителя. В общем смысле «Системы мониторинга за знаниями учащихся» могут быть определены, как выбор инструментов оценки, позволяющий осуществлять долговременную оценку объема знаний как отдельных учащихся, так и групп учащихся. Долговременная оценка означает регистрацию прогресса за более длительный срок, т.е. несколько раз в год. Понятие мониторинговых систем за знаниями учащихся также определяется, как «конкретное средство для определения расхождений между прогрессом и целями, установленными школой, и для регистрации этого прогресса».

Таким образом, данная система мониторинга построена с использованием модели цель-результат с учетом процесса обучения.

Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта предусматривает изучение знаний отдельного ученика с возможностью распространения полученных результатов на учебную группы. Результаты мониторинга предназначены для использования как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы. Рассмотренная система мониторинга обладает всеми признаками мониторинга для конкретной образовательной задачи.

Иная система мониторинга реализована в Англии. Он представлен в работе Вилмса. Мониторинг эффективности работы школ. Эта система мониторинга построена с использованием модели вход-выход. В качестве входа рассмотрены характеристики ученика, такие как социально-экономический статус семьи и способности. Для получения интегрального результата разработчики вводят понятие эффект влияния школу имея в виду различия между средним уровнем деятельности школы и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся конкретной школы. Каждая школа в системе образования оказывает свой собственный уникальный эффект на результаты работы учеников. Таким образом это эффект связанный с обучением в конкретной школе.

Выделяют следующую классификацию видов мониторинга:

- школьный

- районный

- областной (региональный)

- федеральный

Эти виды мониторинга имеют существенные различия не только в организации и проведения, но реализации управленческих решений по их результатам.

Можно сделать вывод, что мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принятых решений в области образования, поэтому мониторинг становится частью государственной программы в области образования, в которую будут вовлечены все объекты системы образования страны, как на Федеральном, так и на региональных уровнях. Частью мониторинга являются международные сравнительные исследования качества образования. Такая система позволяет оценить качество образования в стране, в отдельных ее регионах, а также сравнить его с другими странами мира.

С 2007 года в Твери и Тверской области проводились мониторинговые исследования по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений. В МОУ «Столипинская СОШ» проводился мониторинг по русскому языку и в течение трех лет (2007-2009г) отслеживались результаты выпускников 9 классов. Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме и варианты экзаменационных и мониторинговых работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 класса использовался и творчески перерабатывался огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют проводимые в ФИПИ научные исследования в области педагогических измерений.

Переход на новые модели итоговой аттестации на всех ступенях образования, выхода на сформированность общеучебных умений и навыков, универсальных учебных умений в стандартах второго поколения обуславливает необходимость проведения промежуточного мониторингового контроля уровня владения языковедческой и коммуникативной компетенциями среди обучающихся 9 классов – выпускников второй ступени школьного образования.

В рамках реализации регионального Проекта по мониторингу были разработаны варианты заданий для мониторинговой работы. По структуре каждый вариант состоит из трёх частей, что приближает ее к формату, заданному ФИПИ и используемому на этапе итогового контроля как за курс основной, так и за курс средней школы. При отборе текстов соблюдены все методические требования, предъявляемые к тексту как к обучающей дидактической единице: оптимально количество слов, количество микротем в тексте для изложения и их оформленность в самостоятельные абзацы, соотношение различных типов речи в рамках одного комбинированного текста при главенствующей роли повествования. Проблемы, поднимаемые авторами текстов, интересны и понятны современному подростку.

Назначение работы - оценить уровень сформированности ключевых компетенций по русскому языку учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждении; выявление тенденций в изменении качества подготовки школьников.

Документами, определяющими содержание работы явились:

обязательный минимум содержания основного общего образования по

русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004.г. № 1089).

3. Характеристика структуры и содержания работы:

по полноте охвата работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В материалы мониторинга включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь, как в устной, так и в письменной форме, а также умение обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.

Работа по русскому языку состояла из трех частей, которые последовательно выполнялись учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех обучающихся. В 2007- 2009 годах работа состояла из трех частей: изложение, тестовых заданий и сочинение - рассуждение.

В 2007году – первая часть включала подробное изложение прослушанного текста. Объем изложения должен был быть не менее 120 слов (если в изложении менее 100 слов, то такая работа оценивалась нулевым баллом).

В 2008 - 2009 годах первая часть работы была изменена. Вместо подробного изложения нужно было писать сжатое изложение прочитанного текста. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текстов, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение вычленять главное в информации;

- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

В 2007- 2009 годах часть 2- выполнялась на основе прочитанного текста и содержала 10 заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, квалифицировать средства речевой выразительности, проверяющие языковую и лингвистическую компетенцию. Сравнивалось содержание прослушанного и прочитанного текстов. К каждому заданию давалось 4 варианта ответа, только один из них правильный. Максимальное количество баллов за 2 задание по одному баллу за каждое задание - 10. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Часть 3 в 2007 – представляла собой написание сочинения - рассуждения на заданную тему на основе прослушанного и прочитанного текстов. Объем сочинения должен быть не менее 90 слов (работы менее 70 слов оценивается нулевым баллом). Количество слов обязательно подсчитывалось. В 2008 - 2009 году задание части 3 изменилось. Оно содержало два альтернативных творческих задания ( С 2. 1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. С помощью этих задания проверялся уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прослушанный и прочитанный тексты.

В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03. 2004 г. № 1089) был разработан план-кодификатор..

Данный документ является основой для составления экзаменационных материалов за курс основной общеобразовательной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Задания, включенные в материалы мониторинга, проверяли степень сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Сформированность лингвистической компетенции проявляется в умении обучающихся находить те или иные языковые единицы по заявленным характеристикам, а также проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.

Сформированность языковой компетенции, то есть практическое владение русским языком, заключается в соблюдении языковых норм; применении знаний по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в оформлении речи в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

Сформированность коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, предполагает адекватное понимание информации устного сообщения; использование информации прослушанного и прочитанного текстов в качестве аргументов; умение обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.

Степень сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций обучающихся 9-х классов дает возможность оценить качество их подготовки с помощью использования методики индикаторов, примененной в 2009 году. Индикаторы представляли собой дидактические единицы, которые позволяли более глубоко и детально оценить степень сформированности всех трех компетенций конкретных учащихся, а также выявить широкий спектр умений и навыков.

Дисциплина считалась освоенной образовательным учреждением, если абсолютное большинство обучающихся (50% и более) данного ОУ освоили дисциплину, условно освоенной (т.е. освоенной на минимально достаточном уровне), если абсолютное большинство обучающихся (50% и более) условно освоили дисциплину или число учеников освоивших и условно освоивших дисциплину составляет 50% и более, и не освоенной, если абсолютное большинство (50% и более) обучающихся данного ОУ не освоили дисциплину.

Итак, все три части мониторинговой работы представляли собой определенное единство и тесно связаны между собой. В - первых эта связь проявлялась на глубоком уровне, поскольку структура работы воспроизводит логику познавательной деятельности ученика. Во- вторых, тексты представляют разные ( с точки зрения стиля речи) образцы современного русского языка, актуального и полностью доступного ученикам. В – третьих, эти тексты связаны между собой общетематической направленностью. Наконец, связь всех частей экзаменационной работы выражается в комплексе проверяемых в заданиях всех частей умений в области владения русским языком.


Заключение

Мониторинг - это система сбора, хранения и анализа и представления информации о качестве и условиях образовательного процесса в школе, о результатах ее деятельности.

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше, однако мониторинг позволяет отслеживать результаты в измеряемых единицах.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамовских Н. В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе школьного учреждения // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3. С. 51-55.

2. Аксенов В. Ф., Бочерашвили В. Т. Организация внутришкольного диагностического мониторинга в условиях дифференцированного обучения: Метод пособие. – Псков: ПОИПКРО, 1999. – 88 с.

3. Беспалько В. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием // Мир образования. 1996. № 2. С. 31.-

4. Вербицкая Н. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. №6. С. 15.

5. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг. – 2000. – № 5.

6. Качалова Л.П. Педагогический мониторинг: (Процессы интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя) // Стандарты и

7.Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование. – 2003. – № 7.

8. Коротаева Е.В. Педагогический мониторинг: [К вопросу о сущностных характеристиках] // Педагогический мониторинг образовательного процесса: Мат-лы рос. Науч.-прак.- конф. (28-29 февраля 2000 г.). – Шадринск: Изд-во ШПИ, 2000.

9.Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. М.: Б.и., 1999.

10. Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2001. – № 2.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ