Конспект урока "ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЛАГОЛ" 6 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми


ТЕАТР ЧАСТЕЙ РЕЧИ «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЛАГОЛ»

Степанова Мария Александровна, МАОУ СОШ №72, учитель русского языка, г. Ульяновск


Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 6 класс.

Место проведения: кабинет русского языка.

Цели занятия: - систематизировать, обобщить знания о глаголе;

- формировать умения находить глагол и определять

его грамматические признаки;

- находить и правильно писать орфограммы в глаголах

- развивать творческие способности учащихся.

Форма проведения: театрализованное представление № 2.

(№ 1 – Его Величество Существительное).

Оборудование урока: презентация, мультимедийные средства, декорации.

Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве, которое прозывалось Грамматикой, правили прекрасная королева Морфология и мудрый Синтаксис. И было у них 8 детей, 8 маленьких сыновей. Было это давным-давно. В словах-сыновьях была настоящая неразбериха – никакого порядка! Каждый день они ссорились, никак не могли решить: кто из них главнее. Устала Морфология их мирить, и тогда ей на помощь пришел могущественный Русский Язык. (Слайд № 2)

Язык: Здравствуйте, друзья-сыновья! Слышал я о вашей ссоре и решил поставить в этом деле точку. Кто из вас обозначает предмет?

1 сын: Я! Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Слайд № 3)

Язык: Я называю тебя Существительным и селю в этом доме.

А кто из вас обозначает признаки предметов?

3 сын: Я! Я расцвечиваю краски!
Кто опишет ваши глазки?
Кто цвет платья назовет?
Скажет кто, какой народ?
Ко всему внимательное,
Ведь я – прилагательное! (Слайд № 4)

Язык: Я называю тебя Прилагательным. Будешь жить здесь.
А кто из вас обозначает признаки действия?

4 сын: Я! Как смеется ученик?
Где лежит его дневник?
Признак действия любого
Объяснит наречие!

Язык: Я назову тебя Наречием и поселю в этом доме. (Слайд № 5)
А кто из вас только указывает на предметы?

5 сын: Я! Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоименья!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена! (Слайд № 6)

Язык: Я назову тебя Местоимением, и ты будешь жить здесь.
Кто из вас помогает считать предметы?

6 сын: Я! Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен. (Слайд № 7)


Язык: Я назову тебя Числительным и поселю в этом доме.
А где же его Величество Глагол?

Существительное: Ваше Высочество Язык! Его Величество Глагол спрятался ото всех в своем маленьком королевстве. (Слайд № 8)

Сказочница: А вы, ребята, хотите попасть в это сказочное королевство Глаголию?

Язык: А добраться до королевства Глаголии нам поможет Великая Грамматика.

(Слайд № 10)

Ученик: Стихотворение О. Высоцкой «Серьезный разговор».

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,

Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Грамматика: Здравствуйте, друзья! Я рада вам помочь в путешествии. Доберемся до Глаголии – станете грамотнее.

Мы добрались до границы,
Но глагол так прихотлив:
Охраняет его лично
Верный страж инфинитив.

Смотрит строго за порядком,
Наступает всем на пятки.
Пропуск твой быть должен в норме:
Обратись к начальной форме.

Язык: Испытание №1. (Слайд № 11)

Определите спряжение глаголов. Кто скажет, как это сделать?

1 группа


2 группа

  1. Заботился, научили, поиграли, попросила, благодарили, надевал, извинилась.

  2. Продавал, восхищались, боялась, помещаешь, подружиться, привыкают, поступило.

  1. Поздравляем, посоветовалась, ненавидишь, полюбовалась, навещал, облюбовали, увлекается.

  2. Знакомил, занимается, ехали, защитит, изучат, пьёшь, платим.

Грамматика: Испытание №2. (Слайд № 12)

Тяжела дорога к кладу,
Да со звездами нет ладу:
Перепутались местами,
Разберитесь с ними сами.

Задание: Перед вами два созвездия. В каждом из них должно быть по пять звезд. Наши звезды – это слова. Разберите их по созвездиям и дайте этим двум созвездиям названия.


Здороваться, говорить, достигать, видеть, любить, переписать, положить, гнать, брить, награждать.


Ответ: названия созвездий – первое и второе спряжения.
I – Здороваться, достигать, переписать, брить, награждать.
II – Говорить, видеть, любить, положить, гнать.

Грамматика: Объясните, как вам удалось разобраться в звездах?

Испытание №3. (Слайд № 13)
Чтобы к кладу нам пройти,
Надо в гору заползти.
Будем вверх мы подниматься,
И с ветрами там сражаться.

Вам нужно подняться на вершину скалы,

но мешают три злых ветра:
Ь после шипящих.
Разделите эти слова на три группы. Дайте название каждому ветру.

Ответ: (3 причины, по которым пишется Ь в глаголах)
– начальная форма глагола;
– глаголы 2 лица, единственного числа;
– глаголы повелительного наклонения.

Испытание №4. (Слайд № 14)

Перед вами водопад.
Путешественник не рад?
Чтобы речку перейти,
Надо корень вам найти.
И на Е перемени,
В вид глагола загляни.

- Как зовут хозяйку этого водопада? (Ир-а)

Язык: Вот и добрались мы до королевства Глаголии.

И кто же нас встречает? Глаголики! (Слайд № 15)

Глаголики: (Физкультминутка)
Мы ребята озорные,
Мы глаголики лихие,
Любим двигаться, играть,
Говорить, любить, шагать.
Вперёд, назад прогнулись,
К солнцу потянулись,
На носочки встали, лучики достали.
На корточки присели, вокруг посмотрели.

Глаголик 1:

Его Величество Глагол находится в Доме мудрых мыслей. (Слайд № 16)

Пройдёте испытания, попадёте к Глаголу.

Испытание № 5: Подберите глаголы к устойчивым выражениям:

Сломя голову….

Спустя рукава….

Палки в колёса..

Зубы на полку…

Голову на отсечение… (Слайд № 17)

Глаголик 2: Ещё одно испытание надо пройти, чтобы попасть к Глаголу.

Сказочница: Я расскажу вам сказку, а вы подумайте: о какой орфограмме идёт речь, а также объясните правописание слов. (Слайды 18, 19)

Испытание № 6:
В нору Лисицыных пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.
- Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа.
- Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын,- грустно вздохнула мама.
Что же случилось в лисьей семье? Сын Петя (не) захотел учиться лисьей хитрости.
- Только (не) наказывай его,- сказала мама.
- Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.

Глаголик 2: И ещё одно испытание надо пройти: какой частью речи являются выделенные слова?

Испытание № 7:
Коридор домой и иди домой.
Топила печь и стала печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало. (Слайд № 20)

Язык: Молодцы, ребята! И дверь открылась, и мы видим

Все: Его Величество Глагол! (Слайд № 21)

Глагол: Что без меня части речи? Лишь признаки да названия.

А я приду – всё в действие придет.

Глагол: Тяжела была дорога
К королевству моему.
Долго путь же вы искали:
На синонимах скакали,
Одолели водопад.
Я остался этим рад.
На скале в пещере Ламы
Разобрали пиктограммы.

Злые ветры вам мешали,
Вы их смело укрощали.
Но осталась ещё боль –
Синтаксическая роль.
Предложенье разберите,
Все глаголы подчеркните.

Испытание № 8: Выполнить синтаксический разбор предложения. (Слайд № 22)

Язык: Его Величество Глагол!
Чтобы грамотно писать,
Чтоб орфограммы выучить,
Надо части речи знать,
Хорошенько вызубрить!

Морфология: А теперь послушайте стихотворение

О. Высоцкой «Веселая грамматика».

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день прошел.

Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,
Нам не надо повторять
И при этом не лениться,
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях,
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!

А потом
При каждой встрече
Повторяем
Части речи!

Учитель: Если не будете знать раздел науки Грамматику, то станете похожими на Митрофанушку из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». (Слайд № 23)

Сценка.

Простакова: А ну, скажи-ка, сынок, что ты знаешь из грамматики?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Простакова: Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Простакова: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту (косяку). А вот у чулана шеста неделя дверь не навешена: так та покамест существительна.
Маменька, ну что пристала! Не хочу учиться, а хочу жениться!


Подведение итогов.

Учитель: Ребята, вот и закончилось наше второе представление.

Спасибо всем за участие. Следующая встреча состоится

здесь же, в этом кабинете, и мы встретимся

с Его Величеством Прилагательным.


8

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ