Обобщение знаний о местоимении по русскому языку в 4 классе
Обобщение знаний о местоимении по русскому языку в 4 классе
Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна, учитель первой квалификационной категории гимназии № 126 г. Казани.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме;
Развивать наглядно-образное мышление и внимание при работе;
Развивать коммуникативные навыки;
Воспитывать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников, умение принимать самостоятельное решение при выборе ответа;
Повысить интерес учащихся к ответу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебные материалы: Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс 2010 г., портрет И.А.Крылова, карточки ,музыка.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к дедушке Крылову, где поговорим о его баснях, их особенностях и обобщим знания о местоимении, как части речи. Вместе с нами отправляются персонажи его басен. Познакомимся с ними: Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Петух, Очки, Зеркало.
С какой буквой напишем эти слова?
Ученик: с большой буквы, т.к. это персонажи басен.
Учитель: Запишем и назовём все орфограммы. Какой частью речи являются данные слова?
Ученик: Именем существительным.
Учитель: В каких баснях Крылова встречаются эти персонажи?
Ученик: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Кукушка и Петух».
Учитель: Сегодня на уроке прозвучат строки из басен великого русского баснописца И.Крылова. Что значит слово басня?
Ученик: Это стихотворное произведение, которое имеет мораль.
Актуализация знаний.
Учитель: Сейчас вы посмотрите инсценирование басни «Ворона и Лисица»
Какие недостатки высмеивает И.Крылов в этой басни?
Ученик: лесть.
Учитель: Кто такой льстец?
Ученик: Человек, который незаслуженно хвалит.
Учитель: Подумайте, какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?
Ученик: Местоимениями.
Учитель: Местоимения делают нашу речь разнообразной, богатой, правильной. А почему назвали местоимениями?
Ученик: Вместо имени, чтобы не повторялось существительное. Текст с местоимениями становится более красивым и грамотным
Работа по теме.
Учитель: Сейчас вспомним местоимения и заполним таблицу:
а) назовите местоимение, которое является одновременно самым хвастливым и самым скромным.
б) какие три местоимения образуют слово, обозначающие чистоту?
Ученик: вымыты.
в) какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот?
Ученик: Он- м. 3л., ед.ч.
г) какого местоимения не хватает?
Ученик: Они-м.3 л., мн.ч.
Учитель: Какие это местоимения?
Ученик: Личные.
Учитель: Почему их назвали личными?
Ученик: Указывают какое-то лицо.
Учитель: Эти знания мы применим на примерах. Запишем предложения.
Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.
Какие у неё ужимки и прыжки!
Тебя, мой Куманёк, век слушать я готова!
Определите, из какой басни предложения, назовите местоимения и тех персонажей басен, на которых указывают местоимения.
А если бы Вы не знали содержание басен, могли бы Вы определить, о ком говорится в предложении?
Ученик: нет, т.к. местоимение указывает на предмет.
Учитель: Назовите местоимение с предлогом.
Как пишутся предлоги с местоимением?
Какие местоимения изменяются по родам?
Повторение.
Учитель: А сейчас, мы проверим, как Вы это усвоили. Проведём проверочный диктант по вариантам. У каждого на столе есть своя карточка. Нужно узнать из какой басни отрывок, выписать местоимения и определить лицо, число, падеж.
Динамическая минутка.
Закрепление.
Учитель: А сейчас прочитайте отрывок из басни. Из какой басни эти строки и какие местоимения пропущены?
«К несчастью, то же бывает у людей
Как не полезна вещь, цены не зная…
Невежда про… свой толк все к худу клонит
И ежели невежда познатней
То он… еще и гонит»
Ученик: «Мартышка и Очки» местоимения: ей, неё, её.
Учитель: Почему к одним местоимениям прибавили букву н, а к другим нет?
Ученик: местоимение 3 л.
Учитель: Как называется эта часть в басне?
Ученик: Нравоучение.
Учитель: Какие нравоучения знаете из других басен?
Ученик: «Да только воз и ныне там»
Учитель: Посмотрите на доску. Даны слова, составьте предложения с этими словами.
сердце, сыр, всегда, и,
отыщет, в , была, льстец ,
с, уголок, такова, ним,
плутовка, выпал.
Ученик: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
« Сыр выпал и с ним была плутовка такова»
Учитель: Назовите предложения с местоимениями.
А сейчас перейдём к проверке домашнего задания.
Что было задано?
Ученик: Написать сочинение по выражению И.Крылова из басни «Лебедь, Рак и Щука».
«Когда в товарищах согласья нет».
Дом. задание : повторить все местоимения.
Подведение урока и выставление оценок.
Вопросы:
А) Выполнена ли цель урока?
Б) Какой этап оказался наиболее сложным?
В) Что было наиболее интересным?
Г) Почему мы взяли для урока строки из басен И.Крылова?
Ученик: Много местоимений.
Учитель: Строки из басен украсили наш урок.
Учитель: Ребята, заканчивая урок, я хочу сказать несколько слов. Спасибо! Молодцы! Прекрасно работали!
Карточки по вариантам:
1 вариант:
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей Шавка говорит ,-тебе ль с Слоном возиться?»
2 вариант:
«Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
3 вариант:
«Тут воробей, случась , промолвил им:
«Друзья!»
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!»
« Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне набраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей.»
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ