Обобщение знаний о местоимении по русскому языку в 4 классе

Обобщение знаний о местоимении по русскому языку в 4 классе

Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна, учитель первой квалификационной категории гимназии № 126 г. Казани.

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме;

  • Развивать наглядно-образное мышление и внимание при работе;

  • Развивать коммуникативные навыки;

  • Воспитывать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников, умение принимать самостоятельное решение при выборе ответа;

  • Повысить интерес учащихся к ответу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебные материалы: Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс 2010 г., портрет И.А.Крылова, карточки ,музыка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к дедушке Крылову, где поговорим о его баснях, их особенностях и обобщим знания о местоимении, как части речи. Вместе с нами отправляются персонажи его басен. Познакомимся с ними: Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Петух, Очки, Зеркало.

С какой буквой напишем эти слова?

Ученик: с большой буквы, т.к. это персонажи басен.

Учитель: Запишем и назовём все орфограммы. Какой частью речи являются данные слова?

Ученик: Именем существительным.

Учитель: В каких баснях Крылова встречаются эти персонажи?

Ученик: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Кукушка и Петух».

Учитель: Сегодня на уроке прозвучат строки из басен великого русского баснописца И.Крылова. Что значит слово басня?

Ученик: Это стихотворное произведение, которое имеет мораль.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Сейчас вы посмотрите инсценирование басни «Ворона и Лисица»

Какие недостатки высмеивает И.Крылов в этой басни?

Ученик: лесть.

Учитель: Кто такой льстец?

Ученик: Человек, который незаслуженно хвалит.

Учитель: Подумайте, какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?

Ученик: Местоимениями.

Учитель: Местоимения делают нашу речь разнообразной, богатой, правильной. А почему назвали местоимениями?

Ученик: Вместо имени, чтобы не повторялось существительное. Текст с местоимениями становится более красивым и грамотным

  1. Работа по теме.

Учитель: Сейчас вспомним местоимения и заполним таблицу:

а) назовите местоимение, которое является одновременно самым хвастливым и самым скромным.

б) какие три местоимения образуют слово, обозначающие чистоту?

Ученик: вымыты.

в) какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот?

Ученик: Он- м. 3л., ед.ч.

г) какого местоимения не хватает?

Ученик: Они-м.3 л., мн.ч.

Учитель: Какие это местоимения?

Ученик: Личные.

Учитель: Почему их назвали личными?

Ученик: Указывают какое-то лицо.

Учитель: Эти знания мы применим на примерах. Запишем предложения.

Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

Какие у неё ужимки и прыжки!

Тебя, мой Куманёк, век слушать я готова!

Определите, из какой басни предложения, назовите местоимения и тех персонажей басен, на которых указывают местоимения.

А если бы Вы не знали содержание басен, могли бы Вы определить, о ком говорится в предложении?

Ученик: нет, т.к. местоимение указывает на предмет.

Учитель: Назовите местоимение с предлогом.

Как пишутся предлоги с местоимением?

Какие местоимения изменяются по родам?

  1. Повторение.

Учитель: А сейчас, мы проверим, как Вы это усвоили. Проведём проверочный диктант по вариантам. У каждого на столе есть своя карточка. Нужно узнать из какой басни отрывок, выписать местоимения и определить лицо, число, падеж.

  1. Динамическая минутка.

  2. Закрепление.

Учитель: А сейчас прочитайте отрывок из басни. Из какой басни эти строки и какие местоимения пропущены?

«К несчастью, то же бывает у людей

Как не полезна вещь, цены не зная…

Невежда про… свой толк все к худу клонит

И ежели невежда познатней

То он… еще и гонит»

Ученик: «Мартышка и Очки» местоимения: ей, неё, её.

Учитель: Почему к одним местоимениям прибавили букву н, а к другим нет?

Ученик: местоимение 3 л.

Учитель: Как называется эта часть в басне?

Ученик: Нравоучение.

Учитель: Какие нравоучения знаете из других басен?

Ученик: «Да только воз и ныне там»

Учитель: Посмотрите на доску. Даны слова, составьте предложения с этими словами.

сердце, сыр, всегда, и,

отыщет, в , была, льстец ,

с, уголок, такова, ним,

плутовка, выпал.

Ученик: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

« Сыр выпал и с ним была плутовка такова»

Учитель: Назовите предложения с местоимениями.

  1. А сейчас перейдём к проверке домашнего задания.

Что было задано?

Ученик: Написать сочинение по выражению И.Крылова из басни «Лебедь, Рак и Щука».

«Когда в товарищах согласья нет».

  1. Дом. задание : повторить все местоимения.

  2. Подведение урока и выставление оценок.

  1. Вопросы:

А) Выполнена ли цель урока?

Б) Какой этап оказался наиболее сложным?

В) Что было наиболее интересным?

Г) Почему мы взяли для урока строки из басен И.Крылова?

Ученик: Много местоимений.

Учитель: Строки из басен украсили наш урок.

Учитель: Ребята, заканчивая урок, я хочу сказать несколько слов. Спасибо! Молодцы! Прекрасно работали!



Карточки по вариантам:

1 вариант:

«Соседка, перестань срамиться,-

Ей Шавка говорит ,-тебе ль с Слоном возиться?»

2 вариант:

«Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

3 вариант:

«Тут воробей, случась , промолвил им:

«Друзья!»

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-

Всё ваша музыка плоха!»

« Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне набраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей.»















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ