Образование имён прилагательных 4 Класс

Предмет: Русский язык. 4 класс.

Тема: Образование имён прилагательных.

Цели: 1. Умение образовывать имена прилагательных от существительных с помощью суффиксов.

2. Развитие умения группировать, делать выводы, обобщать.

3. Воспитание самостоятельности, умения видеть прекрасное.

Ход урока:

п\п

Содержание урока

Примечание

1

Организационный момент, сообщение темы и цели урока.


2

Чистописание.

-Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать?

Чего нет в России,

Найдется в Москве,

Нет в Петербурге,

А видно в Неве. (буква В)

-Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой В.

-Запишите, продолжив закономерность.

вв В ввв Вв вввв Вввв

-Отгадайте загадку:

В темной темнице красные девицы,

Без ниток, без спицы вяжут вязеницы. (Улей, пчелы, соты)

-Спишите. Подчеркните орфограммы.
















на доске

3

Словарно-орфографическая работа.

1)Угадайте слово.

БРЯРЕСЕЙНЫ (серебряный)

Какая это часть речи? Что вы знаете об имени прилагательном?

2) Найдите слово «серебряный» в словаре .

Запишите его ,поставьте ударение ,подчеркните орфограммы.

Какие орфограммы вы подчеркнули?

3) Составьте с этим прилагательным словосочетания. (серебряный век, серебряная медаль и др.)

4) Составьте с прилагательным «серебряный» предложение. Разберите его по членам предложения и по частям речи. (Спортсмен на соревнованиях занял второе место и получил серебряную медаль.)

Ученик ставит буквы правильно и получает прилагательное

«серебряный».





устно





4

Изучение нового материала.

1)Наблюдения над образованием имён прилагатель-

ных .

-Подберите к прилагательному однокоренные слова.

Серебряный - серебро, серебристый, серебрить, серебристо.

-Какие это части речи?

-Выделите основы слов.

-Нам понадобятся три слова. Это существительное «серебро» и прилагательные «серебряный и серебристый».

Ребята как образовались имена прилагательные? (с помощью существительного серебро и суффиксов –

-ян, -ист-)

-Сегодня на уроке будем наблюдать за образованием имён прилагательных от существительных с помощью суффиксов –ян-, -ист- и др.

2. Работа с учебником

Упражнение №329, стр. 73.

С помощью каких суффиксов образовались имена прилагательные? (суффикса –н-).

Спишите, выделите основу.

2)Работа с правилом ,стр. 74

Как образуются имена прилагательные? Какой суффикс добавим на доску?




Алгоритм нахождения основы:

ОКОНЧАНИЕ

ОСНОВА

КОРЕНЬ

ПРИСТАВКА

СУФФИКС


Суффиксы(доска)


-ян-

-ист-





+ -н-



+ -ск-

5

Физкультминутка

-Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза. Послушайте музыку и пофантазируйте.

(Звучит классическая музыка. Дети сидят на стульях так, чтобы спина ребёнка касалась спинки стула. Глаза закрыты.)

-Что вы себе представили, прослушав музыку. (Учитель выслушивает ответы детей.)

П.И. Чайковский

«Времена года. Март»

6

Закрепление нового материала.

1) Работа с прилагательными.

-Давайте разделимся на три группы. У каждого из вас есть карточка.

1группа – задание: разделить имена прилагательные на 4 группы.

- Не забывайте тему урока. Вы делаете это самостоятельно.

2 группа - задание: разделить имена прилагательные на две группы.

-Как вы думаете по какому признаку? (суффиксы –н- и -ск-)

3группа - задание: списать имена прилагательные и выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.

2) Проверка самостоятельной работы.

1 группа – Проверяет ученик, первым справившийся с заданием. (Сначала его проверит учитель.)

2группа - На доске открывается правильная запись. 3 группа - Проверяет учитель.




Карточки трех уровней сложности

7


Итог урока

-Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

-Как образуются имена прилагательные?

-Какие задания показались вам наиболее интересными?


8

Д/З: стр. 74, упр. 331, выучить правило.






























Карточки:


1 группа

ПРОЧИТАЙТЕ.

РАЗДЕЛИТЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НА 4 ГРУППЫ. ЗАПИШИТЕ.


ДАЛЬНИЙ , ГОРОДСКОЙ , СЕРЕБРИСТЫЙ , ВОДЯНОЙ , АПРЕЛЬСКИЙ , ЛЕСНОЙ , ОБРЫВИСТЫЙ , ГОРНЫЙ , ИЮЛЬСКИЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ, ПУШИСТЫЙ , ЗОЛОТИСТЫЙ.


ВЫДЕЛИТЕ СУФФИКСЫ.


2 группа

ПРОЧИТАЙТЕ.

РАЗДЕЛИТЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НА 2 ГРУППЫ. ЗАПИШИТЕ.


МОРСКОЙ , ЛЕСНОЙ , РЫБНЫЙ , МАЙСКИЙ , ХОЛОДНЫЙ , СОСЕДНИЙ , ИЮНЬСКИЙ , СИБИРСКИЙ , СИЛЬНЫЙ , ПАССАЖИРСКИЙ , УМНЫЙ , ГОРОДСКОЙ.


ВЫДЕЛИТЕ СУФФИКСЫ.


3 группа

ПРОЧИТАЙТЕ. СПИШИТЕ. ВЫДЕЛИТЕ СУФФИКСЫ.


ИСКРИСТЫЙ , СИБИРСКИЙ , УДАРНЫЙ , ВОДНЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ, ЗУБНОЙ, НОЧНОЙ, ХОЛМИСТЫЙ, ДАЛЬНИЙ, ГОРИСТЫЙ, МОРСКОЙ, ГУБЕРНАТОРСКИЙ.





5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ