ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
Ветвицкая И.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №69 г. Краснодар
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением из применяющихся с целью развития речи младших школьников. Прежде всего нужно обращать внимание на то, как организовать понимание учащимися текста.
По отношению к пониманию сжатое изложение представляет собой положительный или отрицательный результат восприятия текста. Это следует из того, что основу данного пересказа составляет воспроизведение главного, осознанного содержания. Если такая передача осуществляется, то можно утверждать о положительном результате понимания, а если нет, то налицо его отрицательный результат. Это с одной стороны.
С другой стороны – подготовка к сжатому изложению включает в себя аналитико - синтетическую работу, направленную на осмысление учащимися элементов содержания, между которыми наблюдается смысловая связь, и на осмысление этой связи.
Значит, для того чтобы текст был понят младшими школьниками, требуется выделить элементы содержания, между которыми устанавливается определённая смысловая связь, и раскрыть эту связь. Выделение элементов содержания, связанных смысловыми отношениями, раскрытие смысловых отношений между элементами содержания cоставляют сущность процесса понимания текста при организации упражнения в сжатом изложении.
Устанавливаемые в процессе осмысления элементы содержания и смысловые элементы содержания и смысловые отношения между ними должны быть теми, которые образуют структуру текста, предъявляемого для восприятия, иначе не стоит говорить о соответствии воспроизводимого содержания положительному результату его понимания. Смысловые отношения должны устанавливаться между теми элементами, которые характерны для информативных связных высказываний.
Направленность информативных текстов на передачу некоторых сведений позволяет соотнести их с актом речевого сообщения. Описанием связных высказываний с точки зрения речевого сообщения занимается лингвистика текста. Поэтому рассмотрим элементы содержания, между которыми устанавливаются в информативных текстах смысловые отношения, с позиции лингвистики текста.
Для этого приведём в качестве примера информативный текст, используемый наряду с другими в обучении сжатому изложению.
Первая стойка.
Мой легавый щенок называется Ромул, но я больше зову его Ромой, или просто Ромкой.
У этого Ромки скорее всего растут лапы и уши. Такие длинные у него выросли уши, что когда вниз посмотрит, так и глаза закрывают, а лапами он часто что – нибудь задевает и кувыркается.
Был такой случай. Поднимался он по каменной лестнице из подвала, зацепил своей лапиной полкирпича, и тот покатился вниз, считая ступеньки. Ромушка этому очень удивился и стоял наверху, опустив уши на глаза.
И так Рома долго стоял, и это была его первая стойка по мёртвому кирпичу, как большие собаки постоянно делают, когда носом чуют в траве живую дичь. Кирпичу хоть сто лет можно лежать, а живому пёсику трудно – устал и дрожит. Ромка брехнул и отпрыгнул.
На лай прибежала Кэтт, Ромина мать, впилась глазами в то место, куда лаял сын, и медленно, с лесенки на лесенку, стала спускаться. Кэтт узнала по запаху Роминой лапы след на страшном кирпиче, понюхала его: кирпич был совершенно мёртвый и безопасный. Она, повернув голову вверх, глазами сказала своему сыну:
- Мне кажется, Рома, здесь всё благополучно. (По М. Пришвину.)
В рассказе чётко обозначена тема – о щенке Ромуле.
Всё повествование соотносится с выделенной темой. Начало рассказа раскрывает внешний облик щенка, далее описывается случай, происшедший с ним в подвале и ознаменовавшийся первой стойкой, заканчивается сообщение разрешением возникшей ситуации. Такое соотнесение прочитанного содержания с темой позволяет определить микротемы.
Первая из них разбивается двумя абзацами. Начальное предложение как бы вводит читателя в предстоящее повествование. Последующие предложения выражают единую мысль о том, каким был щенок Ромул. На то, что эта мысль относится к одному и тому же лицу, указывают слова у этого, у него.
Вторая микротема совпадает с третьим и четвёртым абзацами. Общее содержание, пронизывающее предложения этой группы, состоит в изложении случая, соотносимого с первой стойкой охотничьей собаки.
Появление в рассказе нового действующего лица приводит к вычленению новой микротемы, суть её в раскрытии мысли об оказании помощи щенку со стороны матери. Предмет же повествования выражен словами Кэтт, она.
В основу информативных текстов кладётся сообщение каких-либо сведений. В нашем случае таким сведением является информация о первой стойке. Процесс осмысления содержания должен сопровождаться выделением предмета речи и того, что о нём сообщается.
В отличие от других изложений текста сжатое требует воспроизведения основного существенного содержания. Для того чтобы воспроизвести содержание информативного текста сжато, необходимо выразить единую, относительно завершённую мысль одного или нескольких предложений.
- Какая мысль является общей, объединяющей предложения в первую смысловую группу? – спрашивает учитель.
(В процессе обсуждения делается вывод о том, что в начале рассказа автор представляет читателям своего героя. Мысль о представлении главного действующего лица является объединяющей предложения в первую смысловую группу.)
- Как бы вы представили своему собеседнику героя прочитанного рассказа? Расскажите об этом.(«У охотника был щенок Ромул. У него быстрее всего росли уши и лапы. Лапами он что-нибудь задевал и часто кувыркался».)
Подберите заголовки к рассказанной части содержания.
- О чём рассказывается во второй группе предложений?(О случае, связанном с первой стойкой щенка.)
- Как можно озаглавить эту часть?
- Какая мысль будет общей для предложений третьей группы? (Мысль о том, как помогла Ромулу его мама Кэтт.)
Как бы вы эту мысль выразили? («На лай прибежала Кэтт. Она обнюхала кирпич и сказала сыну, что здесь всё в порядке.»)
К заключительной части подбирается заголовок.
После того как был составлен план, дети приступили к письменному выражению мыслей.
Таким образом, пониманию информативного текста предшествует процесс осмысления его содержания. Осмысление предьявленного для сжатого изложения учебного материала, ведущее к пониманию, включает в себя: предвосхищение того, о чём будет идти речь, и того, что об этом будет сказано; чтение текста учителем или учащимися; определение того, о чём говорится в различных местах текста, и того, что и как о них сообщается; нахождение предложений, развивающих единую, относительно завершённую мысль; поиск и выражение общего содержания групп предложений, сообщающих что-то об одном, то есть мыслей, образующих каждую из микротем.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ