Конспект урока "Обособленные определения и приложения" 8 Класс

Русский язык. 8 класс

Тема «Обособленные определения и приложения»

Работа со связным текстом краеведческого содержания


Задача представленных уроков – введение понятия «обособление» и знакомство с правилом обособления определений и приложений, отработка пунктуационных навыков.

Трудность материала заключается в том, что выделение определений запятыми связано с установлением двух условий пунктуационной нормы: состава определения – наличия при нём зависимых слов – и места по отношению к определяемому слову. При отсутствии сочетания этих условий определение может и не выделяться запятыми. От учащихся требуется умение анализировать сочетание разнообразных условий, допускающих или не допускающих обособление. Пунктуационное правило в учебнике сложно для запоминания, учащимся очень трудно ориентироваться в обширном материале учебного параграфа. На этом этапе необходима действенная помощь учителя.

При составлении конспектов уроков необходимо решить комплекс задач:

  • обогатить словарный запас школьников

  • обеспечить формирование пунктуационных навыков

  • развить логическое мышление учащихся, что должно оказать прямое воздействие на формирование умений и навыков связной речи.

Исходя из этого, каждый урок по этой теме имеет свою логическую завершённость и решает конкретные задачи:

    1. Ввод в тему на примере известного для учащихся материала. Повторение видов определений и знакомство с правилами обособления определений и приложений. Составление алгоритма, отработка умения пользоваться правилом на примерах упражнений учебника.

    2. Стилистический аспект. Наблюдение за ролью обособленных определений и приложений в тексте художественного стиля. Предварительный контроль в форме диктанта «Проверяю себя» на материале предложений из прослушанного текста, позволяющий ученикам, с одной стороны, познакомиться с образцами красивой книжной речи, с другой стороны, обнаружить пробелы в усвоении пунктограммы и вспомнить некоторые орфографические правила, на основании этого самим скорректировать свои знания.

    3. Включение обособленных определений и приложений в собственную письменную речь учащихся, контроль за усвоением изученного правила. (Подробное изложение по изученному тексту)

Таким образом, работа с картиной и художественным текстом – описанием этой картины – сквозная при изучении всей темы. Поэтапная работа с ним обеспечивает успешное решение задач, поставленных перед учащимися.


Урок 1. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

Обособление определений и приложений.

Цели:

  1. Дать понятие об обособлении

  2. Познакомить с правилами обособления определений и приложений

  3. Отработать навык выделения запятыми обособленных определений и приложений.

(Перед уроком восьмиклассники знакомятся с репродукцией картины Амброзиуса Босхарта Старшего «Цветы в вазе» (см. журнал «Мономах» № 1, 1995) Напоминаем, что натюрморт это «мёртвая природа» (нем. букв.). Обычно натюрморты писались с натуры.

Мог ли художник иметь перед глазами такой букет? Почему?)


Ввод в тему.

1) словарно-орфографическая работа.

Впечатление – общеслав. «печать», «выжженный знак»

Впечатлительный

Впечатляюще

С какими глаголами может сочетаться слово «Впечатление»?

(оставить впечатление, производить впечатление)

Что, по-вашему, может оставить впечатление? (например, картина)

Составим простое предложение со словами «впечатление», картина (натюрморт), учитывая предложение, записанное на доске.

Натюрморт «Цветы в вазе» написал голландский художник 17 века А.Босхарт

2) Запись и синтаксический разбор предложения.

Натюрморт «Цветы в вазе», написанный знаменитым голландским художником 17 века Амброзиусом Босхартом, оставляет незабываемое впечатление.

Благодаря чему нам удалось сжать практически 2 предложения?

Каким членом предложения является причастный оборот?

Причастный оборот выполняет в предложении роль определения, но это определение необычное (?) – оно содержит в себе значение второго сказуемого – важное, особенное. Поэтому мы это определение при прочтении выделяем интонацией (прочитать предложение выразительно, обратить внимание на паузы перед и после причастного оборота), а на письме – запятыми.

3) Переход к теме урока. «Обособленные определения и приложения»

Итак, что же такое «обособление»?

Обособление – от глагола «обособить» - выделить.

Зачем выделить? – подчеркнуть что-то важное.

Как выделить? – интонацией и запятыми.

Следовательно, обособление – это выделение интонацией и на письме с помощью знаков препинания.

Но эта тема для нас не совсем новая. Мы уже знаем, что есть такие второстепенные члены предложения, которые выделяются интонацией и запятыми (?). Это причастные обороты, стоящие после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты. Но обособленными могут быть любые второстепенные члены предложения.

Итак, наша задача:

  1. Выяснить, какую роль играют обособленные члены предложения.

  2. Узнать условия их обособления, научиться грамотно расставлять знаки препинания.

  3. Научиться использовать их в собственной устной и письменной речи.

Повторение сведений об определениях и приложениях

- Какие бывают определения? (согласованные, несогласованные, распространенные, нераспространенные)

- Как называется определение, согласованное с определяемым словом, но выраженное существительным? (приложение)

- Может ли быть приложение распространенным?


Работа с таблицей

Цветы какие?

согласованные

определения

согласованные

приложения

несогласованные

нераспростран.


яркие

символы

из сада

распространенные


стоящие

в вазе


символы

жизни

с нежными

лепестками

Вывод: любое определение характеризуется двумя качествами:

1) согласованное или несогласованное

2) распространенное или нераспространенное


Осталось выяснить условия обособления. Чтение § 31, стр. 138

- От каких условий зависит обособление определений и приложений?

- Что нам уже известно, применительно к причастным оборотам?

- А что является новым и нужно запомнить?

Выясняем условия обособления:

1 условие – отношение к личному местоимению (любое определение!);

2 условие – распространенность определений и приложений (или несколько

однородных) и положение после определяемого слова;

3 условие – обстоятельственное значение распространенного согласованного

определения (?) – к нему можно задать вопрос от сказуемого (почему?

несмотря на что?


Составление алгоритма

(Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи )


относится к личному местоимению? → да → ☻

нет

согласованное несогласованное

место?


перед после

определяемым определяемого слова

словом ↓ ↓

распространенное нераспространенное

обстоятельств. ↓ ↓ ↓

значение? ☻ несколько одиночное

↓ ↓ ↓ ↓

да нет ☻ ☻

↓ ↓

☻ ☻



Пользуясь алгоритмом, объяснить, почему обособляются определения в предложениях.


1. Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам.

2. Последний луч, и жёлтый, и тяжёлый, застыл в букете ярких георгин.

3. На окне, серебряном от инея, за ночь георгины расцвели.

4. Освежённые дождём, цветы были особенно хороши.

5. Набежавшая с востока туча обещала дождь.


(Первое предложение комментирует учитель, добиваясь в дальнейшем от учеников выразительного прочтения предложения и полного, развёрнутого ответа)


Закрепление.


Упражнение 290 (кроме 1,4 и 8 предложения) выполняется в тетрадях и одновременно на доске поочерёдно выходящими учениками.

Задание. Прочитать предложение вслух, соблюдая правильную интонацию, записать, объяснить постановку знаков препинания, начертить схему.

Дополнительно: объясните постановку знаков препинания в предложении.

Тишина громадных комнат, нарушаемая только изредка пением, доносившимся из нижнего этажа, нагоняла зевоту.

В чём особенность этого предложения? Подведём итоги.


Урок 2. Пунктуация при обособленных определениях и приложениях


1. Повторение изученного. Фронтальный опрос.

2. Роль обособленных определений в речи


Тема нашего урока – Обособленные определения и приложения. Определения нужны в речи для характеристики предмета, его признаков, они определяют предмет (?) – отличают от других по признакам. А обособленные определения помогают выделить, заострить внимание на признаках наиболее важных.


- Как вы думаете, каким стилям речи в большей степени характерны предложения с обособленными определениями?

(научному, публицистическому, художественному – книжным стилям)

Понаблюдаем за обособленными определениями в тексте.

Задание: Внимательно прослушать текст, постараться его запомнить, понять логику строения текста, определить его стиль.

Чтение текста.

Натюрморт «Цветы в вазе», написанный голландским художником 17 века Амброзиусом Босхартом, оставляет незабываемое впечатление. Он невелик по размеру, скромен и прост, но есть в нём что-то завораживающее.

Пёстрый тюльпан и тёмно-синяя свечка гиацинта, гордый ирис и величественная роза, раскрывшая нежные лепестки, пурпурные соцветия поникшей лилии и молочно-белые колокольчики ландыша равномерно заполняют поверхность картины, создавая подобие коврового узора. это целый мир, цветущий и благоухающий. с поразительным мастерством художник передаёт прихотливые очертания листьев, пишет лепестки цветов, тонкие, полупрозрачные, оживляет композицию изображением пёстрой бабочки и гусеницы, ползущей по краю мраморной плиты. Очарованный многообразной красотой мира, художник ищет поэзию в точном и подробном рассказе о природе. Краски, чистые, яркие, сияют на тёмном фоне.

Но не всё так просто. Внимательный зритель заметит, что художник изобразил множество растений, цветущих в разные сезоны. Такого букета не могло быть у него перед глазами. Созданию натюрморта предшествовала долгая кропотливая работа.

Цветы, изображённые на картине, имели скрытый аллегорический смысл. Знаки живой природы, они с давних времён символизировали человеческую жизнь. Например, розы означали любовь, ландыши – чистоту, фиалки – скромность. В круговорот рождения и смерти втянуты бабочка и гусеница, бывшие символами недолговечности жизни и её бесконечных метаморфоз.

Скромный букет, простой и конкретный, заставляет нас задуматься над смыслом бытия. Увядшие цветы говорят нам о быстротечности всего земного, но бутоны позволяют надеяться на продолжение жизни, а изображение бабочки может означать бессмертие души.

Работа с текстом.

стиль (?) – художественный

- Что изображено на картине?

- В чём проявилось мастерство художника?

- Что необычного в картине?

- Зачем художник изобразил растения, цветущие в разные сезоны?

- Для чего нужны изображения гусеницы и бабочки?

- Что такое метаморфоза?

- В чём аллегорический смысл натюрморта?

- Почему картина запоминается? В чём её загадка?


Необычность натюрморта в том, что он простой, конкретный, на нём изображены реальные, знакомые цветы, но он и заставляет нас задуматься над смыслом жизни.

Попробуем сформулировать, используя обособленные определения, и запишем вывод:

Скромный букет, изображённый на картине, простой и конкретный, заставляет нас задуматься над смыслом бытия.

- В чём сложность записанного предложения?

(2 обособленных распространенных определения, стоящие после определяемого слова)


К тому, как построен текст, в чём его логика, мы вернёмся на уроке развития речи (по этому тексту будем писать изложение). А сейчас проверим, насколько прочно мы освоили изученную орфограмму.


Диктант «Проверяю себя»

Задание: записать предложения, объяснить знаки препинания,

начертить схемы предложений


1. Очарованный многообразной красотой мира, художник ищет поэзию в

точном и подробном рассказе о природе.

2. Краски, чистые, яркие, сияют на тёмном фоне.

3. Цветы, изображённые на картине, имели скрытый аллегорический смысл.

4. Знаки живой природы, они с давних времён символизировали

человеческую жизнь.

5. В круговорот рождения и смерти втянуты бабочка и гусеница, бывшие

символами недолговечности жизни и её бесконечных метаморфоз

Самопроверка (по записи на доске) и работа над ошибками.


Урок 3 Р.Р. Изложение

Урок 3 по данной теме посвятим подготовке и написанию по данному тексту подробного изложения с грамматическим заданием – использовать в своей письменной речи при восстановлении текста художественного стиля обособленные определения и приложения.


Таким образом, включая в свои уроки разнообразный краеведческий материал нелингвистического плана, учитель решает сразу несколько задач. В данном случае: избегая однообразия, поддерживает интерес учащихся к урокам русского языка, обогащает словарный запас и синтаксический строй устной и письменной речи восьмиклассников, формирует орфографические и пунктуационные навыки, развивает логическое мышление, развивает эстетический вкус учащихся, учит воспринимать произведение искусства, всматриваясь и разгадывая в нём то, что хотел сказать автор, и, наверное, пробуждает интерес ко всей коллекции картин нашего художественного музея, его созданию, его истории.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ