Говорите, пожалуйста, правильно или Секреты правильной речи

8



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Энгельсского муниципального района Саратовской области







Говорите, пожалуйста, правильно

или

Секреты правильной речи








Автор Трофимова С.М.,

учитель МБОУ СОШ №1

г. Энгельса








Энгельс

2013




Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………… стр.3

  2. Учебно-тематический план……………………………………………стр.5

  3. Содержание элективного курса………………………………………стр.8

  4. Материал для проведения элективного курса ...……………стр.10

  5. Список литературы……………………………………………………….стр.15























Пояснительная записка


Обоснование


Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к речи знаменуют собой новый этап в культуре развития нашего общества. Всё более укрепляется в сознании современников то, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и что, наоборот, языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры.

И хотя учение о культуре речи не сложилось ещё как самостоятельная научная дисциплина, сейчас всё же можно говорить об основных задачах и объекте этой гуманитарной области познания. Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д.), во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания.

Культура речи, таким образом, предполагает не только правильное, но и уместное использование языковых средств в определённой речевой ситуации.

Данный курс отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.


Основные направления курса


Одно из основных направлений – организация работы с учащимися по овладению прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при соблюдении этики общения, владении нормами литературного языка в его устной и письменной формах, умении выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.1

Таким образом, наряду с формированием навыков грамотного письма, культура речи содержит три основных компонента: нормативный (соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца), коммуникативный ( выбор необходимых для данной цели средств) и этический (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях).

Изучая с учащимися основы культуры речи, важно добиваться, чтобы у школьников вырабатывалось умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью (грамотной), но и воздействовать на слушателей. Вырабатывались навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, которые помогают сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.

Важно обеспечить закрепление знаний основных правил общения, которые расширяют кругозор учащихся, способствуют сознательному овладению нормами литературного языка, содействуют развитию культуры речи и повышению грамотности учащихся.



Цели курса


Основная цель обучения родному языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценное восприятие звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Цель этого курса – познакомить учащихся с наличием в языке изобразительных и выразительных средств (тропами и фигурами), способными передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей. Научить умело использовать такие коммуникативные качества речи (точность, понятность, богатство и разнообразие речи, её чистота, выразительность), которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. Помочь учащимся грамотно использовать термины, иностранные слова, удачно применять пословицы и поговорки, крылатые выражения, фразеологические обороты, что повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова, обогащает индивидуальный словарный запас.


Задачи курса


Дать учащимся наиболее общее представление о понятии культура речи, познакомить их с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами культуры речи, с разработанными правилами речевого поведения, с системой речевых формул общения, которые составляют основу речевого этикета, с проблемой общеупотребительного обращения, которая, к сожалению, до сих пор остаётся открытой. Научить пользоваться основными типами лингвистических словарей, которые обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения, расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления, и постоянное обращение к которым повышает культуру речи.

Принципы


Структурный принцип способствует выработке умения чётко, ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, знакомит с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами культуры речи. Это тот фундамент, который создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

Смысловой принцип связан, прежде всего, с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всём её многообразии. Особое внимание уделяется нормативности речи – важнейшему признаку культуры речи. Рассматриваются орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и акцентологические нормы, любые отклонения от которых должно быть ситуативно и стилистически оправдано, отражать реально существующие в языке вариантные формы, а не произвольное желание говорящего.

Интонационный принцип включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, силу звучания, его длительность и тембр. Знания законов пунктуации определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, помогают правильно употребить повышение или понижение тона, ставить логическое ударение, употреблять слова в предложении строго в определённом порядке в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место занимает в нём.

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Результат


1.






2.
















3.












4.







5.






6.














7.










8.


Культура речи: нормативные, коммуникативные, этические аспекты.

  • Нормы словоупотребления


Нормы ударения:

  • Особенности ударения в русском языке

  • Причины изменения и колебания ударения

  • Основные тенденции в развитии русского ударения

  • Нормы произношения



Нормы в морфологии


  • Причины вариантности в формах слова

  • Нормы употребления сложносоставных слов

  • Колебания в падежных формах


Синтаксические формы

  • Вариантность в форме управления

  • Вариантность в форме согласования


Коммуникативные качества речи:

  • Точность речи

  • Понятность речи



Средства выразительности:

  • Тропы как средство речевой выразительности

  • Фигуры речи

  • Использование в речи фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых выражений


Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование

  • Формулы речевого этикета: основные группы

  • Обращение в русском речевом этикете

Словари – источник знаний

  • Основные типы лингвистических словарей



2






2
















2












2







2





2















2









2



Проблемная беседа



Работа с текстом



Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков



Работа со справочным материалом



Исследовательская работа



Творческая работа


Выработать умения чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, соблюдая этику общения. Овладение нормами литературного языка в его устной и письменной формах.).


Формирование умения выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Осмысление правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение экстралингвистических факторов (возраст участников, их социальный статус и т. д.), запрет на сквернословие.


Внимательное использование в речи омонимов, омофонов, паронимов, синонимов, иностранных и диалектных слов.


Учитывать при отборе лексических средств значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую окраску, сферу употребления, грамматическую оформленность, особенность аффиксов.


Умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо.

Практическое применение знаний при общении.















Литература



  1. Александрова, Л.П., Введенская Л.П., Зимин В.И. Словарь синонимов русского языка._ М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002.

  2. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.

  3. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.

  4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.- М.: Просвещение, 1997.

  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004

  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004

  7. Горбачевич К.С Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978 .

  8. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка.- СПб.:»Норинт», 2001

  9. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб.: Норинт, 2000.

  10. Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка.- М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003.

  11. Митрофанова С.Г. Самый распространённый знак. - Чебоксары, 2004.

  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1981

  13. Потиха З.А. Как сделаны слова. – Ленинград: Просвещение, 1974, - с. 4.

  14. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка.- М.: Просвещение, 1999.

  15. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1991.- с.6.

  16. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М.: Дрофа, 2001.

1 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ