Говорите, пожалуйста, правильно или Секреты правильной речи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Говорите, пожалуйста, правильно
или
Секреты правильной речи
Автор Трофимова С.М.,
учитель МБОУ СОШ №1
г. Энгельса
Энгельс
2013
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… стр.3
Учебно-тематический план……………………………………………стр.5
Содержание элективного курса………………………………………стр.8
Материал для проведения элективного курса ...……………стр.10
Список литературы……………………………………………………….стр.15
Пояснительная записка
Обоснование
Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к речи знаменуют собой новый этап в культуре развития нашего общества. Всё более укрепляется в сознании современников то, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и что, наоборот, языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры.
И хотя учение о культуре речи не сложилось ещё как самостоятельная научная дисциплина, сейчас всё же можно говорить об основных задачах и объекте этой гуманитарной области познания. Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д.), во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания.
Культура речи, таким образом, предполагает не только правильное, но и уместное использование языковых средств в определённой речевой ситуации.
Данный курс отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Основные направления курса
Одно из основных направлений – организация работы с учащимися по овладению прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при соблюдении этики общения, владении нормами литературного языка в его устной и письменной формах, умении выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.1
Таким образом, наряду с формированием навыков грамотного письма, культура речи содержит три основных компонента: нормативный (соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца), коммуникативный ( выбор необходимых для данной цели средств) и этический (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях).
Изучая с учащимися основы культуры речи, важно добиваться, чтобы у школьников вырабатывалось умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью (грамотной), но и воздействовать на слушателей. Вырабатывались навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, которые помогают сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Важно обеспечить закрепление знаний основных правил общения, которые расширяют кругозор учащихся, способствуют сознательному овладению нормами литературного языка, содействуют развитию культуры речи и повышению грамотности учащихся.
Цели курса
Основная цель обучения родному языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценное восприятие звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Цель этого курса – познакомить учащихся с наличием в языке изобразительных и выразительных средств (тропами и фигурами), способными передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей. Научить умело использовать такие коммуникативные качества речи (точность, понятность, богатство и разнообразие речи, её чистота, выразительность), которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. Помочь учащимся грамотно использовать термины, иностранные слова, удачно применять пословицы и поговорки, крылатые выражения, фразеологические обороты, что повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова, обогащает индивидуальный словарный запас.
Задачи курса
Дать учащимся наиболее общее представление о понятии культура речи, познакомить их с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами культуры речи, с разработанными правилами речевого поведения, с системой речевых формул общения, которые составляют основу речевого этикета, с проблемой общеупотребительного обращения, которая, к сожалению, до сих пор остаётся открытой. Научить пользоваться основными типами лингвистических словарей, которые обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения, расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления, и постоянное обращение к которым повышает культуру речи.
Принципы
Структурный принцип способствует выработке умения чётко, ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, знакомит с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами культуры речи. Это тот фундамент, который создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.
Смысловой принцип связан, прежде всего, с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всём её многообразии. Особое внимание уделяется нормативности речи – важнейшему признаку культуры речи. Рассматриваются орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и акцентологические нормы, любые отклонения от которых должно быть ситуативно и стилистически оправдано, отражать реально существующие в языке вариантные формы, а не произвольное желание говорящего.
Интонационный принцип включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, силу звучания, его длительность и тембр. Знания законов пунктуации определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, помогают правильно употребить повышение или понижение тона, ставить логическое ударение, употреблять слова в предложении строго в определённом порядке в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место занимает в нём.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности
Результат
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Культура речи: нормативные, коммуникативные, этические аспекты.
Нормы словоупотребления
Нормы ударения:
Особенности ударения в русском языке
Причины изменения и колебания ударения
Основные тенденции в развитии русского ударения
Нормы произношения
Нормы в морфологии
Причины вариантности в формах слова
Нормы употребления сложносоставных слов
Колебания в падежных формах
Синтаксические формы
Вариантность в форме управления
Вариантность в форме согласования
Коммуникативные качества речи:
Точность речи
Понятность речи
Средства выразительности:
Тропы как средство речевой выразительности
Фигуры речи
Использование в речи фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых выражений
Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование
Формулы речевого этикета: основные группы
Обращение в русском речевом этикете
Словари – источник знаний
Основные типы лингвистических словарей
2
2
2
2
2
2
2
2
Проблемная беседа
Работа с текстом
Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков
Работа со справочным материалом
Исследовательская работа
Творческая работа
Выработать умения чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, соблюдая этику общения. Овладение нормами литературного языка в его устной и письменной формах.).
Формирование умения выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.
Осмысление правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение экстралингвистических факторов (возраст участников, их социальный статус и т. д.), запрет на сквернословие.
Внимательное использование в речи омонимов, омофонов, паронимов, синонимов, иностранных и диалектных слов.
Учитывать при отборе лексических средств значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую окраску, сферу употребления, грамматическую оформленность, особенность аффиксов.
Умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо.
Практическое применение знаний при общении.
Литература
Александрова, Л.П., Введенская Л.П., Зимин В.И. Словарь синонимов русского языка._ М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002.
Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.
Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.- М.: Просвещение, 1997.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004
Горбачевич К.С Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978 .
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка.- СПб.:»Норинт», 2001
Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб.: Норинт, 2000.
Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка.- М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Митрофанова С.Г. Самый распространённый знак. - Чебоксары, 2004.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1981
Потиха З.А. Как сделаны слова. – Ленинград: Просвещение, 1974, - с. 4.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка.- М.: Просвещение, 1999.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1991.- с.6.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М.: Дрофа, 2001.
1 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ