Конспект урока "Глагол" 6 Класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13


















Конспект урока

обобщающего повторения

по теме «Глагол»

в 6 классе












Учитель русского языка и

литературы Тыщенко Н.В.








г. Челябинск

2014 год

- 2 -




Класс 6


Цель урока: 1) обобщить изученное о глаголе, найти ему место в системе

грамматики, подготовить к контрольной работе;

2) развивать память, внимание, логику; расширить познавательные

интересы учащихся;

3) воспитывать бережное отношение к слову, к языку.


Тип урока: урок обобщающего повторения.


Оборудование: учебники, грамматические тетради.


План урока ( сетка времени ):


  1. Организационный момент. Слово учителя – 3 мин.

  2. Грамматический диктант – 7 мин.

  3. Орфографическая работа –

а) осложненное списывание – 5 мин

б) игра «Третий лишний» - 3 мин.

  1. Графический диктант – 6 мин.

  2. Упражнения на закрепление:

а) образование повелительного наклонения,- 5 мин.

б) игра «Найди отличия» - 4 мин.

в) задание по речевому этикету – 5 мин.

(конструирование предложений)

  1. Работа в парах – 5 мин.

  2. Итог урока – 1 мин.

  3. Домашнее задание - 1 мин.



- 3 -


Ход урока


1. Организационный момент. Слово учителя.


Запись числа и темы урока.

Грамматическая зарядка. Сколько букв и звуков в слове «двадцатое»?

Пунктуационная зарядка. Почему в теме «Глагол как часть речи» не ставится тире?


Учитель. На сегодняшнем уроке мы последний раз обращаемся к изучению глагола.

Больше уже к нему не возвратимся. Но глаголы будут подстерегать вас постоянно и в устной, и в письменной речи. Нужно очень внимательно вести себя с ними. Мы с вами проделали большую работу по изучению глаголов, а сегодня все обобщим и повторим: и значение, и признаки, и употребление, и правописание.


2. Грамматический диктант.


  1. Назовите постоянные признаки глагола «говорить».

  2. Перечислите разноспрягаемые глаголы.

  3. Глаголы «есть» и «дать» к какому спряжению относятся?

  4. Переходные глаголы сочетаются с …

  5. Поставьте в форму условного наклонения глаголы «решить» (1 вариант) и «думать» (2вариант).

  6. Образуйте любую форму повелительного наклонения глагола «спрятать».

  7. Чего нет и не может быть у безличных глаголов?


Два ученика читают ответы. Самопроверка с доской , на которой заранее записан «ключ» ( доска закрыта ).

Ключ. 1. несов. вид, 2 спр., переходный

2. бежать, хотеть

3. особое

4. существительное в Вин. падеже без предлога

- 4 –


5. решил бы, думал бы,

6. спрячь, спрячьте, спрячь-ка, давай спрячем, пусть спрячет

7. лицо


3. Орфографическая работа.

а) осложненное списывание


Учитель. С теорией справились, а теперь повторим орфографию. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки в пословицах, объясните орфограммы.

1. (Не) буд…ш… трудит…ся – хлеба (не) выр…ст…ш…

2. Слыш…т звон, да (не) зна…т, где он.

3. Семь раз отмерь, один – отре...

Взаимопроверка ( поменялись тетрадями, взяли другую пасту ). Один ученик – у доски вставляет буквы и выделяет орфограммы ( спряжение объяснить рифмовками).


б) игра «Третий лишний». Найти лишнее слово и обосновать свой выбор (записать в тетради, лишнее подчеркнуть).


  1. уклад…вать, рассказ…вать, команд…вать

  2. проветр…вать, ноч…вать, увелич…вать


Назовите постоянные признаки «лишних» глаголов. (Несовершенный вид, 1 спряжение, непереходные). С каким признаком в этом году мы встретились впервые? Переходность. Проверим, как вы усвоили.


4. Графический диктант.


Один ученик работает с закрытой доской.

  1. говорить неправду

- 5 -

  1. любить родителей

  2. дружить с одноклассниками

  3. верить в чудо

  4. ссориться с другом

  5. творить добро

  6. возводить дома

  7. пахнет весной

Проверка с обратной доской


5. Упражнения на закрепление.

а) образование повелительного наклонения


Учитель. Ребята, а с каким изменяемым признаком мы познакомились? Наклонение. Скажите, какое наклонение можно назвать реальным? А мечтательным? Какое любит повелевать?

От данных глаголов образуйте формы повелительного наклонения в единственном и множественном числе, обращая внимание на орфоэпические нормы:

  1. положить – положи, положите;

  2. класть – клади, кладите;

  3. лечь – ляг, лягте;

  4. стереть – сотри, сотрите;

  5. плескать – плещи, плещите;

  6. ехать – поезжай, поезжайте.

Проверка по цепочке.


б) игра «Найди отличия».

Учитель. Представьте, что вы участники олимпиады по русскому языку. Даю вам олимпиадное задание. Перед вами предложения с одинаковыми на первый взгляд глаголами. Попробуйте найти отличия

  1. Докаж…те, что учиться необходимо.

  2. Как вы это докаж..те?

- 6 –


Отличия: 1. ударение

2. наклонение

3. правописание: И и Е

4. морфемный состав


в) задание по речевому этикету ( конструирование предложений )


Учитель. Мы с вами говорили, ребята, что повелительное наклонение очень непростое. Конечно, оно повелевает, но часто делает это очень мягко.

Используя данные фразы вежливости и глаголы в повелительном наклонении, составьте побудительные предложения.

Этикетные фразы: будьте добры, если Вам нетрудно, сделайте одолжение, не откажите в любезности. ( по вариантам).


  1. Работа в парах.


Каждая парта выбирает два слова из записанных на доске: темнеть, таять, морозить, везти. Один ученик составляет предложение с личным глаголом, а другой - с личным в форме безличного. Потом – поменяться.


  1. Итог урока.


Учитель. Итак, ребята, сегодня мы многое вспомнили, повторили и обобщили.

Надеюсь, что контрольный диктант вы напишите хорошо или отлично.

Выставляются оценки за урок.


8. Домашнее задание: упражнение № 531.






Самоанализ урока


Тип урока: урок обобщающего повторения по теме «Глагол» (завершающее повторение: повторение по теме).


Методы, используемые на уроке:

  1. по степени и характеру участия учащихся в учебном процессе: проблемно-исследовательский ;

  2. по форме деятельности учащихся :

а) анализ языка ( наблюдение ),

б) метод упражнения,

в) игровые.


Приемы ( формы ):

  1. грамматический диктант ( как разновидность фронтального опроса );

  2. графический диктант;

  3. конструирование,

  4. сопоставление ( сравнение );

  5. игровые приемы ( «3 лишний», «Найди отличия»)

  6. мнемонические приемы – приемы, активизирующие память ( рифмовки )


Формы проверки:

  1. самопроверка,

  2. взаимопроверка,

  3. проверка по цепочке,

  4. проверка с обратной доской,

  5. проверка с «ключом»





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ