ОЛИМПИАДА по русскому языку и методике преподавания для студентов 3-НК, КП курсов

ОЛИМПИАДА

по русскому языку и методике преподавания

для студентов 3-НК, КП курсов


  1. Запишите предложение. Выделите орфограммы.

Перед отлетом перелетные птицы сбиваются в стаи.

Определите, сколько правил должен знать ученик, чтобы написать это предложение без ошибок.

  1. Составить звуковые схемы-модели слов:

Ясень, воробьи, солнце.

3. Распределите речевые ошибки в построении предложений с однородными членами по следующим рубрикам:

а) логического характера;

б) собственно грамматические.

1) В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

2) Ребята были празднично одетые, красиво причесаны.

3) По площади четким строем шли офицеры и моряки.

4) Сказки любят не только дети нашей страны, но и других.

5) Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.

4. Можно лм считать обучением пересказу рассказывание знакомых сказок? На каком этапе обучения обычно используется этот вид работы? Какие речевые умения при этом формируются?

5. Познакомьтесь с высказыванием литературоведа А.М. Левидова и ответьте на вопрос: «Какой вид пересказа помогает сформировать такое умение?».

«Качествами мыслителя, умеющего по немногим данным восстанавливать прошлое персонажа и верно предвидеть его будущее, должен обладать и читатель художественной литературы».

  1. Затранскрибируйте слова, поделите их на слоги:

простор, лестница, якорь, операция, коробка, торжество.

  1. Определите, какой из вариантов ударения соответствует современной литературной норме:

прИнята – принятА; избАловать – избаловАть; дОроги – дорогИ; ходАтайство – ходатАйство; дремОта – дремотА; квАртал – квартАл; слИвовый – сливОвый; нАчать – начАть; откУпорить – откупОрить.

  1. Сгруппируйте данные слова по частям речи:

шестой, десяток, двойка, три, удесятерить, шестидневка, четверть, сотня, одиночество, пятеро, десятка, пятак, пятьсот, удваивать, вдесятеро, двумя, первый, втроём, двоиться, двойной, единственный.

  1. Исправьте допущенные в предложениях ошибки:

В адрес нас были сделаны правильные замечания.

Работа выполнена с участием меня.

Я учёл ихние предложения.

Люди типа меня любят работать.

В честь тебя устроили вечер.

  1. Определите, какой частью речи (имя прилагательное, наречие, категория состояния) являются выделенные слова:

  • Уж было поздно и темно.

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя. (А. Пушкин)

  • В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде. (Н.Некрасов)

  • Всё кругом было холодно и мрачно



  1. Определите род имён существительных:

дорог… шампунь, вкусн… авокадо, растворим… кофе, компетентн… жюри, длинноног… кенгуру, великолепн… бра, заказн… бандероль, больн... мозоль, капронов… тюль, разноцветн… какаду, зелён… Сочи, широк... Лимпопо, разнообразн… меню, умн… шимпанзе, просторн… фойе, захватываюш… шоу, широк… авеню, модн… (туфля, туфель), подмосковн… Химки.



  1. Какое слово можно включить в данный перечень синонимов:

Индиговый, ультрамариновый, сапфировый….

  1. зелёный 2) серый 3) жёлтый 4) синий



  1. К устаревшим словам подберите синонимы из современного русского литературного языка:

взирать, денница, тризна, ланиты, отрок, лабзать



  1. Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов (пословиц, поговорок, крылатых слов) со следующими словами:

море, грамота, Москва, место



  1. Определите способ образования слов:

Жизнь -- …, удивительный ---…, учительница ---…, универсам ----…, хохот ---…., безоблачный ---…, утром ---..., вечнозелёный ---….



  1. Найдите ошибку в управлении:

  1. рецензия на спектакль

  2. отдых в Альпах

  3. оперировать с фактами

  4. отзыв о книге



  1. Восстановите исходную форму цитат:

Тела давно минувших дней.

Откуда фисташки?

Любви все девушки покорны.

Размышления у накрытого стола.





ОЛИМПИАДА

по русскому языку

для студентов 1-2-НК, 2-3-КП курсов


  1. Расставьте ударение в словах:

облегчить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, премировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.


  1. Каким звуком различаются следующие пары слов: 

семя – семья, полёт – польёт, Коля – колья. Для чего пишется Ь во вторых словах каждой пары?


  1. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях: 

На забор взлетел кочет и закричал.

Скорый поезд прибыл с Крыма.

В магазин привезли красивую тюль.

Крыша покрыта новой толью.

Учитель видел будущую перспективу дальнейшего развития ученического

коллектива.


  1. Объясните значение фразеологизмов: явиться как снег на голову; подняться ни свет ни заря; быть камнем преткновения; совать нос не в своё дело.

  2. Вставьте пропущенные буквы:

антр...кот, г...пот...за, д..л...катес, д...ф...рамб, к...н...нада, п...р...ферия, пр..оритет, р...сп...ктабельный, с...ртиф...кат, хр...зантема, инц...дент, пр..тензия, с.квояж, к...(л,лл)изия, б...к...лавр.


  1. Сгруппируйте данные слова по частям речи:

шестой, десяток, двойка, три, удесятерить, шестидневка, четверть, сотня, одиночество, пятеро, десятка, пятак, пятьсот, удваивать, вдесятеро, двумя, первый, втроём, двоиться, двойной, единственный.

  1. Определите род существительных:

авеню, бандероль, бистро, вуаль, депо, какаду, картофель, кашне, колибри, конферансье, мозоль, пенсне, салями, фламинго, шампунь, шоссе, манго.


  1. В составе каких фразеологических оборотов употребляются данные слова?

Типун, тютелька, турусы, сапа, стоеросовый, баклуши, лясы, ляд.


  1. Расставьте знаки препинания в предложении:

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира (Л.Н. Толстой).



  1. Какое слово можно включить в данный перечень синонимов:

Индиговый, ультрамариновый, сапфировый….

  1. зелёный 2) серый 3) жёлтый 4) синий

  1. К устаревшим словам подберите синонимы из современного русского литературного языка:

взирать, денница, тризна, ланиты, отрок, лабзать

  1. Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов (пословиц, поговорок, крылатых слов) со следующими словами:

море, грамота, Москва, место

  1. Найдите ошибку в управлении:

  1. рецензия на спектакль

  2. отдых в Альпах

  3. оперировать с фактами

  4. отзыв о книге

  1. Восстановите исходную форму цитат:

Тела давно минувших дней.

Откуда фисташки?

Любви все девушки покорны.

Размышления у накрытого стола.

  1. Определите значения слов иностранного происхождения, выбрав правильный ответ.

Дифирамб: а) косметический дефект; б) неумеренная похвала; в) механизм

Легитимный: а) легальный; б) незаконный; в) относящийся к болезни лёгких

Харизма: а) вид рыбы; б) талант; в) болезнь

Электорат: а) механизм; б) инструмент; в) избиратели.























Ответы на вопросы олимпиады


  1. Расставьте ударение в словах:

облегчИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломотОа, украИнский, гастрОномия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, премировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый (1 балл за правильный ответ – 20 б.)

  1. Каким звуком различаются следующие пары слов: 

Данные пары слов отличаются звуком [j], Ь – разделительный, отделяет гласную от согласной: по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос (всего 2 б.)

  1. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях: 

На забор взлетел петух и закричал.

Скорый поезд прибыл из Крыма.

В магазин привезли красивый тюль.

Крыша покрыта новым толем.

Учитель видел перспективу развития ученического коллектива. (5 б.)

  1. Объясните значение фразеологизмов: явиться как снег на голову (явиться неожиданно); подняться ни свет ни заря (подняться рано); быть камнем преткновения (быть затруднением); совать нос не в своё дело (быть любопытным): по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего 4 б.)

  2. Вставьте пропущенные буквы:

антрЕкот, гИпотЕза, дЕлИкатес, дИфИрамб, кАнОнада, пЕрИферия, прИоритет, рЕспЕктабельный, сЕртифИкат, хрИзантема, инИдент, прЕтензия, сАквояж, кОллизия, бАкАлавр: 1 балл за правильное написание (15 б.)

  1. Сгруппируйте данные слова по частям речи:

Шестой (ч.), десяток (с.), двойка (с.), три (ч.), удесятерить (г.), шестидневка (с.), четверть (с.), сотня (с.), одиночество (с.), пятеро (ч.), десятка (с.), пятак (с.), пятьсот (ч.), удваивать (г.), вдесятеро (н.), двумя (ч.), первый (ч.), втроём (н.), двоиться (г.), двойной (п.), единственный (п.) (21 б.)

  1. Определите род существительных:

Авеню (ж.), бандероль (ж.), бистро (ср.), вуаль (ж.), депо (ср.), какаду (м.), картофель (м.), кашне (ср.), колибри (м.), конферансье (м.), мозоль (ж.), пенсне (ср.), салями (ж.), фламинго (м.), шампунь (м.), шоссе (ср.), манго (ср.) (1 балл за слово – 17 б.)

  1. В составе каких фразеологических оборотов употребляются данные слова?

Типун тебе на язык, тютелька в тютельку, турусы на колёсах, тихой сапой, дубина стоеросовая, бить баклуши, точить лясы, на кой ляд (8 баллов)

  1. Расставьте знаки препинания в предложении:

Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира (Л.Н. Толстой). (7 б.)

Всего: 99 б.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ