Орфографические минутки «Безударная гласная в корне слова»

Орфографические минутки

Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»

1) Объяснить орфограммы в записи числа.

Седьмое октября

2) На доске загадка:

Ш. гаешь – впереди л.ж.т,
. глянешься – д . мой б.жит.
(Дорога)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

[д] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.

- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка

Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)

3) - Подберите слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)

- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).

4) - Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы

5) - Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)

- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.

На доске: дорожает, дорогой.

Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?

- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?

- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке? (будем повторять правило и готовиться к диктанту)

Тема урока: «Знакомство со сложными словами»

1) На доске загадка:

(С)неба – зв . здой,

(В)ладо . ку – в . дой. (Снежинка)

(Учитель читает загадку, дети – отгадывают.)

- Назовите второй по счёту звук в слове-отгадке, дайте ему характеристику.

([н’] – согласный, сонорный, мягкий.) Какой буквой на письме обозначен этот звук?

2) Минутка чистописания: Нн

- На второй строке напишите несколько слов, которые начинаются с этой же буквы, но пишутся с заглавной буквы.

(Нона, Нина, Новосибирск, Норильск, Ночка, Нева…)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Найдите слово, которое можно написать и с маленькой буквы. (Ночка) Почему? Составим предложения, чтобы это доказать (предложения детей): Сегодня выдалась тяжёлая ночка. Возле дома паслась корова Ночка.

3) Самостоятельное списывание загадки с выделением орфограмм. Взаимопроверка в парах.

4) Словарная работа.

1.- Запишите слово-отгадку. Какие орфограммы есть в этом слове? Выделите их.

- Подберите родственников слову СНЕЖИНКА. Запишите и выделите корень.

- У меня получились такие слова:

На доске: снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снежинка, заснежило.

- Попробуйте разбить эти слова на группы. Нет ли среди них лишнего по какому-нибудь признаку? Объясните. (По типу орфограмм, по частям речи)

- Почему оно лишнее? (оно сложное)

- Какие слова называются сложными?

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: «Имя существительное. Обобщение»

Учитель просит отгадать загадку, которая написана на доске и закрыта.

Сирдитый недотрога
Жывёт в глушылисной.
Иголок очень много
А нитки - ни адной
. (Ёж)

1) - C какого звука начинается это слово? Дайте ему характеристику. ([Й’] – согласный, мягкий, сонорный.)

- Какой буквой он обозначен на письме? Почему? (Буква Ё стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука [Й’О]

- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (после гласного, после разделительных Ъ и Ь

Минутка чистописания.

- Итак, сегодня на минутке чистописания мы вспоминаем написание заглавной и строчной букв Ёё.

2) На второй строке запишите слово-отгадку.

- Далее я попрошу вас подобрать и записать самостоятельно через запятую родственные слова к этому слову.

- Проведём соревнование “Кто больше слов подберёт” (дети называют по цепочке записанные слова).

- Один нерадивый ученик, вы все его знаете, из повести-сказки А.Н.Толстого очень не любил учиться и ещё больше терпеть не мог, когда его воспитывали. Догадались, о ком идёт речь? (Буратино.) Так вот он выполнил это задание так:

ёж ежовые

ёжик ежевика (другое лексическое значение)

ежиха съёжился

ежонок ежи (форма множественного числа)

- Посмотрите, нет ли среди этих слов лишнего? Объясните.

3) - А загадку, которую я прочла в начале урока, приготовил ещё один наш знакомый из повести-сказки другого писателя – Н.Н.Носова. Он тоже не очень-то любил трудиться и получать знания, за это его так и прозвали … Незнайка. Знайка дал ему задание списать загадку и подчеркнуть орфограммы.

Он написал так: (открывается запись за доской). Я хочу, чтобы вы тоже списали её, подчёркивая орфограммы. (1 ученик работает у доски.После выполнения – самопроверка сигналом.)

4) Одновременно идёт работа по карточкам сильными и слабыми учениками.

5) - Какие орфограммы встретились в тексте загадки?

- Какую орфограмму вы повторяли дома? (Правописание сложных слов)

- Какие слова называют сложными?

- Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах? От чего зависит написание соединительной гласной. Ответить на этот вопрос помогут следующие схемы:

_______ О ______

_______ Е ______

- Итак, я начну картинный словарный диктант, а вы потом продолжите его теми словами, которые вы приготовили для своих одноклассников.

Самолёт, паровоз, пылесос, громкоговоритель,…

(Далее дети выборочно диктуют самостоятельно подготовленные дома слова.Затем следует взаимопроверка в парах.)

-Что общего у всех записанных вами слов? (это существительные) Докажите.

Литература:

  1. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 кл./ Г.А.Бакулина. – М.: Гуманитар . изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 223 с. – (Библиотека учителя начальной школы)

  2. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 кл./ Г.А.Бакулина. – М.: Гуманитар . изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 221 с. – (Библиотека учителя начальной школы)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ