Открытый урок в 3 классе по теме: «Род имён существительных» Открытие новых знаний

Открытый урок в 3 классе по теме:

«Род имён существительных»

Открытие новых знаний.


учитель:

Племяникова Т.В.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

  • развивать умение группировать слова по определённым признакам;

  • развивать и обогащать речь учащихся;

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

  • воспитывать любовь к родному языку.



  1. Оргмомент и запись числа.

  2. Чистописание.

- Отгадайте букву, которая «заблудилась»

Дрова пололи на дворе.

Остались щепки на траве.

(дети: буква к)

- О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, правильное закругление элементов)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Прочитайте запись на доске. Купить ката вмежке

-Что заметили? Исправим ошибки.

-Сколько букв «к» встретилось здесь?

(дети: 3)

Купить кота в мешке.

- Что это?

(дети: фразеологизм)

-Отыщите значение фразеологизма в словаре. (Пара детей работает со словарём.) Кто быстрее найдёт.

- Кто может объяснить смысл фразеологизма?

(дети: )

(слайд 1 иллюстрация к фразеологизму)

- Проверим наши предположения, послушав статью во фразеологическом словаре.

(Дети зачитывают объяснение.)

- Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение

(дети:)

-Запишите и запомните этот фразеологизм.

-Назовите существительные в этой фразе.

(дети: кот, мешок)

- Что такое имя существительное?

- Что ещё можно сообщить об этих словах?

(дети: слово кот – одушевлённое, мешок – неодушевлённое, оба слова – нарицательные, стоят в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

- В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть сегодня ещё одну тайну этой части речи.

(слайд 2 анимация имя существительное?)

- Определите, куда мы сейчас отправимся?

а) Словарная работа. Гимнастика для глаз.

- Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и прочитайте слово.

(слайд 3 1 2 3 4 5 6 7)


и г м н а з а

(слайд 4 магазин)

- Что такое магазин?

- Какие бывают магазины?

(дети: продуктовый, хозяйственный, книжный, промтоварный)

- Какой частью речи является слово? Докажите.

-Что запоминаем в слове?

-Запишите слово в тетрадях и запомните его.

б) Подводящий диалог к формулированию новой темы.

- Первым на пути зоомагазин. Прочитайте, что здесь продаётся.

(слайд 5 ошейник, собака, хомяк, зерно, змея, колесо)

- Что это за слова?

- На какие 2 группы их можно разделить?

(слайд 6 одушевлённые -неодушевлённые)

собака ошейник

хомяк зерно

змея колесо

(слайд 7 по количеству слогов 2 слога 3 слога)

зерно колесо

хомяк собака

змея ошейник

(слайд 8 постановка ударения середина слова конец слова)

ошейник колесо

собака зерно

хомяк

змея

в) Открытие нового знания.

- Эти слова я разделила на 3 группы. Прочитайте.

(слайд 9 собака хомяк колесо)

змея ошейник зерно

- Предположите, по какому признаку я разделила слова?

-Мы испытываем затруднение. В чём оно?

(слайд 10 собака хомяк колесо)

змея ошейник зерно


оно она он

- А эти слова не помогут определить нам признак деления? Как? Попробуем выйти из затруднения.

(слайд 11 собака хомяк колесо)

змея ошейник зерно

она он оно

- Может кто-то знает или догадывается, как называется такое деление слов? ( Если скажут: по местоимениям, кто прячется за этими местоимениями? О ком так говорят: он, она? Оно? ( Если скажут: по родам, то см. дальше)

-Какой вывод можно сделать? (местоимения помогают нам разделить слова на 3 группы. )

-Давайте сходим в книжный магазин и проверим нашу версию. Совпадут ли ваши выводы с выводами авторов учебника?

-Обратимся к учебнику. Страница25.

(Дети читают правило вслух. 4 человека.)

-Какие цели поставим перед собой?

(Слайд 12 Научиться определять …(род существительных.)

Воспитывать …(уважение к чужому мнению, аккуратность, трудолюбие)

Развивать …(грамотность речи, внимание)

-Как поймём, что достигли целей?(Сможем сами определять род.)

Сформулируйте тему урока.

(Слайд13 Тема урока: род имён существительных.)

Как понимаете слово род? С каким словом созвучно? (семья, родня)

Физминутка.

- Сейчас идём в магазин спорттоваров. Посмотрим, что там продаётся и отдохнём.

(слайд 14 штанга)

(слайд 15 скакалка)

(слайд 16 бревно)

(слайд 17 мяч)

- Определите род слов, который обозначают эти предметы.

-По какому алгоритму будем действовать?

(После ответа детей слайд 18 1.Произнесу слово.

2.Подставлю к нему слова-помощники.

Если подходит он мой- это слово М.р.

Если подходит она моя- это слово Ж.р.

Если подходит оно моё- это слово С.р.)

-Для убедительности можно говорить он мой, она моя, оно моё. Купил стул- он мой стал.

(слайд 19 спортинвентарь)

-Вернёмся к словарному слову – магазин. Определите, какого оно рода.


г) Закрепление.

-Вот мы и узнали с вами, как определить род. Теперь попробуем полученные знания применить на практике. Отправляемся в продуктовый магазин. Не купите кота в мешке!

-Разделим страничку тетради на 3 колонки. Подпишем: ж.р. м.р. с.р. 3 человека работают у доски.

Картинный диктант.

(слайд 20 продукты: мясо, молоко, сыр, хлеб, масло, соль, торт, рыба, капуста)

-Назовите продукты. Распределите по родам названия этих продуктов.

(слайд21)Проверка по эталону. –У кого так же? Есть ли ошибки? В чём? Давайте исправим.

- Припишите ещё по одному названию в каждую колонку.

Проверка: назовите слова женского рода, мужского рода, среднего рода.

д) Самостоятельная работа в группах.

-А теперь отправляемся в магазин самообслуживания. Что это значит? (там, где покупатели сами отбирают себе покупки.).

(Слайд22 Слова ,записанные вразброс.

-В ..классе………

Итог. Рефлексия.

-Мы совершили поход по магазинам.

-Как его назвать современным словом? (шопинг)

-Мы видели много предметов, которые в русском языке называются…

(дети. Существительные)

-Подведём итог урока.

(слайд 23 . Я узнал…(что существительные имеют род.)

Я запомнил…(как определить род существительного)

Я смог…(определить род существительного))

-Для чего мы изучали род? Где нам пригодится это знание?(чтобы грамотно говорить)

-Мы достигли целей урока?

-Перед вами 3 картинки.

Если вы хорошо поняли, как распознавать род, поднимите картинку с большим количеством покупок, если не всё было понятно, то поднимите сумку с покупками, а если ничего не поняли, поднимите пустую сумку - значит придётся идти по магазинам ещё раз.

(слайд24) Д.З. На выбор: 1.Стр. 25 упр. 39.

2.Выписать из словаря 10 существительных и распределить их

по родам.

3. Придумать 10 существительных и распределить их по родам.

-Спасибо за урок.
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ