План-конспект урока "Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний «ЖИ», «ШИ»"

План - конспект интегрированного урока обучения грамоте

Тема: «Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний «ЖИ», «ШИ»

Цели: закрепить навыки орфоэпически правильного, беглого чтения слов и предложений с буквами Ж, Ш; обобщить знания о написании гласных после шипящих.

Задачи:

обучающие:

  • развивать связную, литературно грамотную речь учащихся;

их познавательный интерес;

развивающие:

  • способствовать развитию фонематического слуха;

развивать потребность в здоровом образе жизни; профилактика зрения, осанки, выработка правильного дыхания и снижение утомляемости;

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство милосердия и сострадания.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • презентация;

  • таблица с сочетаниями ЖИ – ШИ;

  • слоговая таблица;

  • лента букв.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок!

Говорит: начнем урок!

Чтобы время не терять,

Начинаем мы читать и писать!

- Чтобы мы работали дружно и весело, подарите соседу по парте солнечный лучик. Он дарит радость, тепло, доброту.

II. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим знания о согласных буквах Ж и Ш, будем сопоставлять звуки [ж] и [ш], грамотно писать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ; развивать речь, память, внимание.

III. Закрепление опорных знаний (устная дифференцированная работа).

Задание 1-го уровня: дети работают самостоятельно, проверку

осуществляют вместе с учителем после работы со слабыми детьми.



Придумайте слова со слогом ЖИ в начале, середине и конце слова.


Задание 2-го уровня: дети работают самостоятельно, проверку осуществляют по слайдам презентации.

Задание 3-го уровня: дети работают совместно с учителем.

Вставьте слоги ЖИ, ШИ, чтобы получились слова:



ДРУ МА

? НА ? НА

ПРУ ТИ



(дружина, пружина) (машина, тишина)

- Что общего у букв Ш и Ж? А в чём состоит основное отличие?

IV. Актуализация знаний.

1.Слого-звуковой анализ слова. Слайд.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…(живот).

- Сколько слогов в слове «живот»? Какой слог стоит на первом месте? На втором? Назовите звуки первого слога. Какие буквы возьмем для составления этого слога? У кого какие мысли по этому поводу? Охарактеризуйте звук [ж].

- Какой у него парный глухой согласный звук? Что мы о нем знаем? А что знаем о правописанием сочетания ши в словах? Сочетания жи тоже пишется только с буквой И. Так какие буквы возьмём для составления слога жи? Составим слог ЖИ из разрезной азбуки.

- Какие звуки в слоге «-вот»? Составим слог «-вот» из разрезной азбуки.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Написание букв Ж, ж, Ш, ш на с. 8, 9 в «Прописи». Слайд.

- Открываем «Прописи», положите их с наклоном, вспоминаем правила посадки за партой. (Плакат на стене). Учитель ходит между рядами и помогает детям, у которых проблемы с письмом.

4. Чтение текста с экрана. Слайд.

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ежики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ.

С буквой И всегда пиши

Жирафы, мыши и моржи.

- Прочтите еще раз слова, которые отвечают на вопрос «кто?» и обозначают одушевленные предметы.

- Прочитайте текста с экрана. Слайд.

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, шипеть, смешить и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши.

- Какие слова обозначают действия предметов? Что их объединяет?

Учитель открывает таблицу с написанием слов сочетания жи-ши из серии «Русский язык в 1 классе». Слайд.

5. Списать с проговариванием в тетрадь с доски слова с сочетаниями жи и ши.

6. Чтение на с. 150-151 «Русской азбуки» рассказа «Чиж» детьми читает сильный ученик (жужжащее чтение). Слайд.

- Кто был у Вари? Где жил чиж? Что ответил чиж?

(Беседа о птицах и животных, которым приходиться жить в неволе.

Воспитывать чувство милосердия и сострадания.)

7. Чтение рассказа в лицах.

8. Письмо в «Прописи» на с. 8.

- Подчеркните сочетания жи.

- На нижней свободной строке допишите:

В реке ерши. Слайд.

(Не забываем проводить орфографический разбор слов при записи предложений.)

V. Работа с новыми текстами

Игра «Веселые звуки». (Текст записан на доске, подчёркнутые слова на карточках перепутаны и прикреплены на доску магнитами).

- Прикрепите подходящее по смыслу слово.

На десятом этаже Две вороны ворожили,

Жили буквы Ж и Ш. Десять – сено … (ворошили).

То грустили, то смеялись, И сороки не тужили:

И квартирами менялись У реки пожар … (тушили).

Каждый час. А журавль рыбу жарил.

И вот что, кстати, Шмель в цветах душистых … (шарил).

Получилось в результате. И беседовал с ужами

Заяц, хлопая… (ушами).

- Сравните звуки [ж] и [ш], охарактеризуйте их. Если заменить одну букву на другую, то и смысл слова изменится.

2. Работа в «Прописи». Сопоставление звуков [ж] и [ш]: шар – жар; шил – жил.

Письмо пар слов на свободной строчке. слайд.

3. Чтение русской народной сказки на с. 152 «Мужик и медведь». (Читает учитель). Слайд.

- Как поступил мужик с медведем? Правильно ли он поступил? Какие чувства у вас вызывает эта сказка? (Сострадания к медведю.)

Дети читают сами.

- Ответы на вопросы к сказке из азбуки.

4. Физ. минутка (зарядка для глаз). Слайд.

5. Работа по учебнику (с.153)

- Прочитайте предложение, расположенное над лентой букв на с. 153.

- А теперь мы это предложение разобьем на два предложения. В каком значении я употребила слово «разобьем»? (Разделим). Составьте схемы этих предложений. Проверка на слайде. Запись после анализа.

Пчела жужжит. Змея шипит.

- Подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

VI. Развитие навыков чтения, памяти, внимания при работе с текстами приложения «Как хорошо уметь читать…» на с. 96 (про себя).

1. - Прочитайте текст №14 «Две коровы и коровка». Слайд.

- Каких коров имеет в виду автор стихотворения?

- Какие слова отвечают на вопрос «кто?»? А какие слова отвечают на вопрос «что?»?

- Какие слова допишем к вопросу «кто?», чтобы в них были сочетания ЖИ-ШИ? Какие слова допишем к вопросу «что?», чтобы в них были сочетания ЖИ-ШИ?

2. Работа с родственными словами:

- Что общего у слов «корова», «коровка»? Какой корень у этих слов?

- Как называются такие слова? А эти слова мы можем назвать родственными?

жара – жарко – жаркие Слайд.

VII. Физ. минутка.

IX. Закрепление изученного. Фронтальная работа. Слайд.

1.- Какого слога не хватает?

Летучие мы…, проворные стри…, колючие е…, густые камы…, цветные каранда…, длинные у… .

ЖИ ШИ

2.Самостоятельная работа. Слайд.

- Замените картинки словами и запишите их в строчку, через запятую.

По окончанию самостоятельной работы учитель собирает тетради. Затем проводится устную проверку по слайдам презентации.

XI. Рефлексия учебной деятельности.

- Правописание каких сочетаний мы с вами повторили? Приведите примеры слов с этими сочетаниями. Ребята, вы очень хорошо работали на уроке, я думаю, вам помогли солнечные лучики, которые вы друг другу подарили. Дарите и вы всем радость, тепло, доброту.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ