Подготовка к ЕГЭ «Пишем сочинение- рассуждение по данному тексту»
Тема занятия: Подготовка к ЕГЭ
«Пишем сочинение- рассуждение
по данному тексту»
( слайд)
Цель - подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
Задачи- совершенствовать навыки анализа текста;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению,
-формировать умение корректно обосновывать свою точку зрения.
1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас.
На выпускном экзамене по русскому языку учащимся предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. И Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение.
( слайд)
Известный классик русской литературы Л.Н.Толстой писал: «Не бывает никогда ни у кого, что бы было легко писать, чтобы «лилось из- под пера Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. »
Поэтому задача учителя-научить ,подготовить,настроить ребят на выполнение данного задания .
( слайд)
Так выглядит задание в ЕГЭ
Считаю ,что при выполнении части С важным и необходимым соблюдение плана ,скорее даже, алгоритма написания сочинения-рассуждения,
( слайд) алгоритм
Сейчас мы с вами попробуем написать шаблон сочинения .
В своей практике для подготовки использую тексты различные по тематике. А сейчас я предлагаю послушать текст В.Астафьева .Он у вас у каждого есть на парте.
(музыка) ( слайд)
Текст
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (6)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка,
то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом. (18)Дом. (19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Естъ только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30) Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(ЗЗ)Здесь не рукоплещут. (34)3десъ люди плачут от ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (З6)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39) Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40) Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)
Чтобы правильно понять текст необходимо выполнить следующее:
( слайд)
Просмотрите внимательно текст Давайте попытаемся понять его, то есть ответить на вопросы
1. О чем текст? (Ты увидишь тему). Ответы
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
4.Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
1) о чем же прочитанный текст (о музыке).
2) Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (о том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя).
3) Что хочет автор сказать нам через этот текст? (об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).
Тип-рассуждение стиль-публицистический Почему?
-Теперь мы имеем небольшое представление о тексте и поэтому подумаем над первым пунктом нашего плана сочинения т.е. над вступлением. У вас на столе находится алгоритм написания сочинения .Мы будем поэтапно фиксировать основные моменты, т.е. использовать его как черновой вариант. Кроме того в качестве помощника имеется подборка речевых клише.
( слайд)1и,2
Вступление может быть написано в форме:
1. Лирического размышления.
2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
3. Диалога с воображаемым собеседником.
4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.
-Подумайте как бы вы хотели начать свою работу и запишите на листе ответ Ответы
-Можно начать с…. ( слайд)
Далее мы должны сделать плавный переход от вступления и сформулировать основную проблему текста.
Формулировка проблемы текста( слайд)
Виды проблем( слайд)
Какая проблема в данном тексте Ответы(нравственная)Обоснуйте
Опорные фразы для формулировки проблемы текста: ( слайд)
Если стиль художественного стиля( слайд)
Если стиль публицистического стиля( слайд)
Речевые клише( слайд)
-Сформулируйте пожалуйста проблему
Ответы учащихся
-Итак. Проблема нашего текста -это роль музыки в духовной жизни человека.
Также проблему можно формулировать в виде вопроса: В чем сила музыки?
Следующий этап
( слайд)
Комментарии - рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Как оформить
Обратите внимание.
Уважаемые коллеги попробуйте прокомментировать проблему, поднятую В.Астафьевым и запишите в наш лист
Ответы учащихся:
-Автор основывается на своих личных впечатлениях от услышанного пения в Домском соборе. «Перед великой музыкой отступили «душевная смута,вздорность суетной жизни.мелкие страсти,будничные заботы»…-вспоминает автор. «Перед величием прекрасного»были готовы преклонить колено люди,наполнившие собор,плачущие от ошеломившей их нежности.»Все кроме музыки казалось нелепым и бессмысленным.
-С помощь каких выразительных средств создается такая эмоциональная картина ?
Ответы учащихся (звукопись.синтаксический параллелизм.риторические восклицания контекстуальные антонимыэпитеты метафоры)
-Следующий этап в написании сочинения - это формулировка авторской позиции. слайд)
Определение авторской позиции
Выявление позиции автора
Речевые клише
-Давайте подумаем какова же позиция автора?Используя речевые клише запишите.
(Ответ учеников).
-Позиция автора очевидна. Читатель понимает, что В.Астафьев хочет подчеркнуть способность музыки преображать окружающий мир. Воскрешать веру в жизнь «за все благодарю»-восклицает автор
Автор считает, что музыка обладает _огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. Очень удачно будет, если вы в доказательство найдете в тексте необходимые цитаты, где выражено авторское мнение. «Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете...» и др.
-На следующем этапе мы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения.
( слайд)
Собственная позиция
Возможные варианты формулировки собственного мнения
-Согласны ли вы с мнением автора и почему?
(Ответ)
- Я согласна с мнением автора в том,что музыка обладает огромной силой,способна сделать человека счастливым.
-а теперь мы должны в доказательство привести 2 аргумента
( слайды)
Структура собственного рассуждения
Типы аргументации,
Речевые клише
(Ответ)
-мы можем взять аргумент ы из жизни( слайды)
Исследования психологов показывают, что классическая музыка благоприятно воздействует на организм человека
Как свидетельствуют очевидцы, во время ВОВ в блокадном Ленинграде 7-ая симфония Д.Шостаковича помогала выживать людям, давала им силы для борьбы с врагом.
-мы можем взять аргумент ы из литературных произведений
Ещё в древности люди считали музыку – огромной силой, способной преодолеть даже смерть. Древнегреческий миф о любви Орфея и Эвридики.
В произведенииК.Паустовского «Старый повар»слепому старику перед смертью музыка Моцарта помогла воссоздать зримую картину и увидеть счастливые события своей жизни
-Итак последний пункт нашего алгоритма-заключение
Заключение. : ( слайд)
Речевые клише
.
-Уважаемые коллеги ,а какую вы любите слушать?
(Ответ)
-Действительно,существует великое множество направлений в музыке,
и неважно какому вы отдаете предпочтение все же главное,чтобы она вас вдохновляла,воодушевляла,нравилась вами приносила удовольствие и массу положительных эмоций. Музыка необходима на все времена.это великое искусство.
-Как вам хочется закончить сочинение( слайд)
(Ответ)
-А теперь коллеги давайте проверим себя по критериям .Попросим экспертов посчитать, сколько баллов мы получили.Оценивать будем только содержание.
Мы прошли все основные этапы написания шаблона-сочинения . Вам осталось собрать все воедино, проверить ,что-то исправить или дополнить и написать сочинение-рассуждение Это и будет ваше домашнее задание. ( слайд)
А закончить наше занятие мне хочется словами великого итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи :»Любое препятствие преодолевается настойчивостью»
Я думаю,что если мы будем требовательно,усердно ,серьезно готовиться к экзамену,то нам любое ЕГЭ по плечу-главное иметь желание к достижению цели.
О нашей встрече пусть напоминают вам вот эти буклеты-памятки для написания сочинения-рассуждения
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ